Диктанты по правилу о ё после шипящих

Диктанты по правилу о ё после шипящих

Буквы о и е после шипящих
в суффиксах прилагательных

I. Свинцовые тучи; ежовые рукавицы; ситцевый фартук; плюшевый медвежонок; грошовый выигрыш; парчовый халат; вещевой мешок; камышовый кот; ключевая вода; кучевые облака; ландышевый запах; холщовая сумка; пунцовый закат; кварцевые часы.

II. Моржовая охота; изразцовая печь; крепкая бечевка; неровный шов; оранжевый карандаш; кумачовый флаг; в свежем воздухе; черным грачом; ветхая одежонка; образцовый порядок; грушевый сок; поджог дома; черствый хлеб; тихий шорох; в пахучем воздухе; новой страницей; конкурс чтецов; древним летописцем; прекрасным пейзажем; дворцовый переворот.

III. Желоб, жернов, желудь, шепот, шел, шелк, шерстка, челка, черный, кошелка, пчелы, челн, щетка, жестко, черствый, решетка, поджог дома, тяжелый, щелкать, щеголь, жердочка, щечка, шов, шорох, крыжовник, чащоба, трущоба, чопорный, обжора, шоколад, шоссе, шофер.

IV. Чертежом, тучей, камышом, лапшой, лужей, свинцовый, ситцевый, плюшевый, холщовый, кумачовый, большой, ткачом, речонка, девчонка, ручонка, медвежонок, рубашонка, плечом, летописцем, абзацем, о пахучем, чтецов, огурцов, отцов, кожей, пострижем, завлечет, испечешь, чужого края, творцом, рубежом, сторожевой пост, сожжет, грошовый выигрыш.

V. Жесткий диван, неровный шов, дешевый материал, скромная прическа, маленькая щелка, намеренный поджог, крепкая бечевка, тяжелый ожог, мягкая шерстка, парчовый, вещевой, камышовый, шапчонка, книжонка, мальчонка, собачонка, волчонок, мышонок, одежонка, рожок, лужок, крючок, мужичок, пирожок, клочок, прыжок, пучок, зеркальцем, страницей, снежок, ландышем, рощей, свинцом, обжора, расчет, черточка, четкий.

lib.repetitors.eu

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
Словарный диктант по теме «Буквы о-ё-е после шипящих и ц» в 5 классе.

Словарный диктант на усвоение темы «Буквы о-ё-е после шипящих и ц в морфемах существительных и прилагательных» целесообразно проводить после изучения раздела «Морфемика», а также разделов Имя существительное» и «Имя прилагательное» в 5 классе.

Предварительный просмотр:

Словарный диктант в 5 классе по теме «Правописание о и ё (е) после шипящих и ц» .

Вставьте букву о или ё ( е ).

1.Бараш_к, галч_нок, девч_нка, книж_нка, овраж_к, пирож_к, реч_нка, рубаш_нка, руч_нка, снеж_к.

2. С багаж_м, с открытой душ_й, кирпич_м, зачерпнуть ковш_м, крыльц_, под крыш_й, с Кузьмич_м, луж_й, украсить парч_й, плащ_м, пляж_м, рощ_й, этаж_м ниже.

3. Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый, горяч_ спорить, свеж_.

4. Круглолиц_й девочки, куц_го хвоста, лучш_й доли, могуч_й силы, небольш_го куска, рыж_й лисы, хорош_го отношения, чуж_го человека.

5. Беч_вка, ж_лтый, ж_лудь, ж_лоб, ж_кей, капюш_н, крыж_вник, прич_ска, пощ_чина, прож_рливый, прош_л, пч_лы, реш_тка, сч_т, щ_тка, трещ_тка, чащ_ба, ч_лка, ч_рствый, ч_рт, ч_порный, чеч_тка, ш_лк, ш_рстка, ш_в, ш_кировать, ш_колад, ш_мпол, ш_ссе, ш_тландец, ш_фер, щ_лочь.

6. Возмущ_нный, запрещ_н, зараж_н, затуш_вывать, кипяч_ный, напряж_нный, ноч_вка, облиц_ванный, обожж_нный, окольц_ванный, опустош_н, отраж_нный, пританц_вывать, просвещ_нный, ретуш_р, сгущ_нка, стаж_р, танц_вать, увлеч_нный, уч_ный.

7. Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, дириж_р,
душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, маж_рный, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, облиц_вать фасад, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, письмец_, полотенц_,

8. Пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_винизм, ш_рох, ш_рты, щ_голь.

nsportal.ru

Диктанты по русскому языку. 5 класс. Тема: Буквы О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: «БУКВЫ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Словарные диктанты

1. Камышом, мечом, экипажем, этажом, репортажем, чертежом, гаражом, ландышем, грачом, врачом, плюшем, хорошему, большому, могучему, неуклюжему, рыжему.

2. Солнцем, тиражом, душем, плющом, тягачом, кумачом, плачем, финишем, борщом, рубежом, скрипачом, силачом, училищем, карандашом, гордецом, сердцем, полководцем, овцой, певучему, блестящему, шипучему.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с гласной О после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

б) с гласной Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной (О или Е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.

Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.

Проверочный диктант

1. Выращивать птенцов, тёмной тучей, ждать скворцов, любуюсь птицей, любоваться красавицей, гордиться столицей, резать ножом, рисовать карандашом, под красным кирпичом, состязаться с силачом.

2. Ракету люди изобрели недавно, а природа создала ее миллионы лет назад. Как действует ракета, знаешь? В особой камере, в конце летательного аппарата, происходит взрыв. От взрыва образуются газы и с силой вылетают в отверстие. Вылетают наружу, и ракета получает толчок. В зависимости от количества газов и силы их выхода из камеры толчок может быть слабым или сильным. Если взрыв очень сильный, то и ракета может полететь очень далеко.

Вот такая ракета, только живая, существует в природе. Конечно, никакого взрыва внутри не происходит, и все-таки кальмар — настоящая живая ракета.

У кальмара имеется специальное приспособление — большой мускульный мешок. В мешок кальмар набирает воду, с силой выталкивает её и делает быстрый скачок, как настоящая ракета.

Контрольные диктанты

Бескорыстие

Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд, эта тихая и немудреная земля под неярким солнцем. Но чем больше узнаешь её, тем больше, всем сердцем, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было.

(По К. Паустовскому)

Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеешься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою веселую песенку.

Задания:

1. Определите стиль текста и озаглавьте его.

2. Какие правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте слова по орфограммам.

Весна движется медленно. Озерко еще не растаяло. Орех расцветает, но еще не пылят над рощей жёлтой пыльцой его сережки.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.

Задания:

1. Выделите в словах неизменяемые приставки.

2. Выделите орфограмму «Буквы О, Е после шипящих в окончании».

3. Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.

В жаркий день мы с товарищем пошли прогуляться. Идём узкой деревенской улицей, слышится пение скворцов, над крышей небольшого дома ласточка вьёт гнездо. Впереди роща. Над рощей стоит огромное ватное облако, озаряемое лучом солнца. Мимо нас пролетает какая-то птица. Я любуюсь этой птицей и сердце наполняется огромной радостью.

Под ногами муравейник. Его обитатели — большие труженики. Они целый день таскают палочки, хвоинки — строят муравейник. Нужно быть силачом, чтобы поднять этот стройматериал маленькому муравьишке.

Дальше наш путь преграждает большой пруд. Его берег зарос камышом. Пруд кажется сказочным. Не хватает только мельницы и русалки.

Синичка необыкновенная

Звонкоголосую и белощекую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, согласен: она больше других синиц. Но что обыкновенная — не могу согласиться!

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давно. Она попалась в мой западок. Я взял ее в руку, и она. умерла! Только что была живая и резвая и вот умерла. Я растерялся и разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал ее, подержал — и положил на пенек. И только руку отвел — синичка вскрикнула и улетела!

Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет — умрет, захочет — воскреснет.

Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает ее от неволи.

Указание учителю:

Предупредить о написании слов: обыкновенный, умереть, лучше.

Западок — ловушка на певчих птиц.

Задания:

1. 1-й вариант: выпишите слова с приставками, оканчивающимися на -с, -з, обозначьте выбор приставки.

2-й вариант: Выделите в словах орфограмму «Буквы и, ы после ц». Запишите существительные синица, обманщица в форме множественного числа.

2. 1-й вариант: выпишите слово с чередованием гласных а, о в корне; подберите к нему 2 — 3 однокоренных.

2-й вариант: найдите слово с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в корне слова», запишите 2 — 3 слова с этой орфограммой.

samopodgotovka.com

диктант — шутка на орфограмму «О — Ё после шипящих и Ц»

диктанты — шутки, созданные ученицами в качестве домашнего задания.

Предварительный просмотр:

Проснувшись утром, мажор Жора пошёл чистить зубы своей любимой щёткой. Причесал жиденькую чёлку, надел чёрную куртку с жёлтым капюшоном и отправился гулять с собачонкой, по кличке Кошёлка. Забежал в магазин «Пчёлка», купил желудёвого кофе и дешёвого шоколада. Вернулся в свою трущобу. Попил кофе, включил утюг, чтобы погладить одежонку, да обжёгся и от сильной боли начал бить чечётку.

Опаздывая в институт, Жора надел неглаженую одежонку, схватил со стола зачётку и побежал на учёбу. Так как Жора был большой обжора, почуяв запах пончиков, он не удержался, купил целый килограмм и съел гору, немедленно почувствовав изжогу.

Решив, не ходить на учёбу, наш мажор Жора щёгольской походкой, жонглируя оставшимися пончиками, отправился домой.

Прогуливаясь вдоль шоссе, увидел он прекрасную девчонку со странной причёской и тонкими ручонками, которую звали Шошаной. Но вот на нашего мажора опять напал жор, и, несмотря на недавнюю изжогу, они с девчонкой отправились в кафе, где заказали печёнки с пшёнкой, крыжовенного и алычового варенья, запив всё, чокнувшись, шотландским кофе и боржоми. Жора попросил принести счёт, от которого он был немного в шоке, даже почувствовал, как у него жжёт в горле, но, не показав вида, расплатился и вызвался проводить даму до дома.

На следующий день наши влюблённые сидели в консерватории, слушали Шопена и наблюдали, как дирижёр руководит оркестром. Вдруг девчонка услышала какой – то шорох, обернулась и увидела Жору с кольцом в руке. Шёпотом мальчонка сделал ей предложение, и она согласилась.

Через месяц они расписались и в качестве молодожёнов уехали в путешествие на Чёрное море.

Корнецкая Анастасия. 10 Б класс. 2011год.

Первый день похода подходил к концу. Надо было где-то заночевать. Мы стали готовиться к ночёвке и расположились на берегу небольшой речонки, бережок которой был очень красив. Недалеко шумели камышовые заросли.

Все стали собирать хворост для костра. Командир похода зажёг спичку и разжёг костёр. Огонь осветил чащобу вокруг нас. Отовсюду слышались шорохи и шёпот леса, отражённые лесом. Мы стояли у зажженного костра и смотрели на огонь. Становилось горячо, мы приготовили заварку и залили её кипячёной водой, печёный картофель был уже готов. Порезали копчёную колбасу и чёрный хлеб, открыли банки тушёнки и сгущёнки. Я достала из холщового мешочка шоколад и угостила всех.

Вскоре к нам подошёл небольшой мальчонка в кумачовой рубашонке, в чёрной куртке с капюшоном. С ним были разношёрстная кошка и собачонка. Мальчик положил свой холщовый половичок около костра, сел на него и стал греть ноги. Мы предложили ему поужинать, он согласился и стал есть, как прожорливый медвежонок. Поев и согревшись, он стал танцевать щёголем, выразительно двигая плечом. Пышная чёлка падала ему на глаза. Он держался молодцом и сорвал бурные аплодисменты. Вскоре все легли спать.

Утром было свежо. Наш гость пошёл в лес и набрал много грибов и желудей. Позавтракав с ним печёнкой и выпив боржоми, мы отправились дальше.

nsportal.ru

Буквы ы — и после ц

Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы.

Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы.

Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын.

Цыпленок, цыган, цып, цыпочки.

Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит.

Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель.

Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция.

Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить.

Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.

Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительце, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.

I. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

V. 1 «Дружина» — старинное русское слово — традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.)

VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники — роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)

Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц — в другую.

I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)

dictations.ru

admin