Характеристика закон 12 таблиц

15. законы 12 таблиц

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451—450 гг. ). Свое название они получили от того, что были , начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для I всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре — Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст Божий». Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (реc манципи) относились земля (поначалу — около Рима, а затем — вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (реc нек манципи) — все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории — продажи, мены, дарения и пр. — требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Это слово произошло от греч. «манус» — рука и отражает образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что. эта вещь принадлежит мне по праву квиритов» (потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза — традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр. , знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника — долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр. ). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

lawbook.online

Законы XII таблиц

Общая характеристика законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 451-50 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства».

Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.

По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.

Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать.

Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.

Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами.

Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.

Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое — внутреннее право римской общины — право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства.

В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.

В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.

Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.

Купляпродажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.

Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».

Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.

Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков.

Памятник права закрепил принцип талиона — равное за равное при совершении преступления, что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.

Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.

Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина.

Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.

И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.

Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями.

Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.

Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религиозными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты — мужчиныпатриции, способные носить оружие.

Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.

Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.

Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.

По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.

Все объекты собственности делились на две категории: манципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений.

Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.

Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.

Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась.

Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.

Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенкаурода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.

Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.

Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.

Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Умысел считался отягчающим обстоятельством.

В целом, законы XII таблиц — один из первых памятников рабовладельческого права античного мира, в котором зафиксированы основы жизни римской гражданской общины, закреплены основы института частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.

Правовое положение населения Древнего Рима

Для того чтобы обладать всей полнотой политических и гражданских прав, в Древнем Риме человек должен был удовлетворять трем требованиям:

а) быть свободным, а не рабом (status libertatis);

б) принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis);

в) не быть подчиненным власти главы семейства (status familiae).

Полная правоспособность человека в области частно-правовых отношений, в свою очередь, складывалась из двух элементов: 1) ius conubii — право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, 2) ius comercii — право быть субъектом всех имущественных правоотношений и участником соответствующих сделок.

Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась с его смертью.

Однако юристы установили правило, в силу которого зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за ним признавали право наследования имущества отца, умершего во время беременности матери.

По общему правилу в Древнем Риме рабы были вещью и не обладали правоспособностью, но в период республики за некоторыми сделками рабов стали признаваться юридические последствия в связи с практиковавшимся господами выделением имущества в непосредственное управление раба (так называемый пекулий).

Вместе с тем не всякий свободный человек был в Риме одинаково правоспособным; некоторые свободные люди были в известные периоды римской истории вовсе неправоспособными.

В древние времена полностью правоспособными считались лишь квириты — коренные жители лациума. Чужеземцы рассматривались в качестве врагов (hostes), которые в любое время могли быть обращены в рабство. Но римский гражданин мог стать патроном иностранца, который ставился в положение клиента. Патрон оказывал клиенту правовую помощь, совершая в его интересах сделки и защищая его перед римским судом.

Вероломный патрон подвергался суровому наказанию, он объявлялся обреченным мщению богов, а потому ставился вне закона.

Латины (жители Италии) не имели политических прав, но пользовались гражданскими правами. В I в. до н.э. все латины получили права римских граждан. В 212 г. н.э. римское гражданство было предоставлено всему населению Римской Империи.

Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений.

Древнейшая римская семья, так называемая агнатская семья, представляла собой союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки — paterfamilias.

В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права. Остальные члены семьи, вступая в имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для paterfamilias, не создавая, однако, для последнего обязанностей.

Обязательственное право Древнего Рима

В институциях Юстиниана обязательство определялось в качестве правовых уз, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.

Римский юрист Павел писал: «Сущность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой-нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил».

В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать действия.

В римском частном праве выделяли обязательства, пользующиеся исковой защитой, и натуральные обязательства.

Как правило, в случае неисполнения обязательства, кредитор может добиваться принудительного осуществления своих прав.

Но римскому праву были известны и такие обязательства, которые не пользовались исковой защитой. Это, однако, не означает, что такие обязательства вовсе были лишены правового эффекта. Уплаченное по такому обязательству не могло быть истребовано обратно как недолжно уплаченное. Такие обязательства, которые не пользуются исковой защитой, но по которым уплаченное не может быть потребовано обратно, носят название натуральных обязательств. Этот вид обязательств получил преимущественное развитие в отношениях подвластных членов семьи и рабов.

Например, в 70 г. н.э. был издан Senatusconsultum-Macedonium, в силу которого были лишены исковой защиты займы, предоставленные подвластным членам семьи; однако, уплаченное по такому займу возврату не подлежало.

Гай, римский юрист, делил все обязательства на возникающие из контрактов (договоров) и деликтов (правонарушений).

Под контрактом понимался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой; деликтом называлось причиняющее вред недозволенное деяние.

У Юстиниана основания возникновения обязательств сводятся к четырем источникам:

Под содержанием обязательств римляне понимали действия должника, как-то: передача вещей, уплата денег, оказание услуг, производство работ, иными словами:

Семейное право Древнего Рима

Римское право знало два вида брака: cum manu — брак, устанавливающий власть мужа над женой, и sine manu — брачное сожительство с равноправием супругов.

Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа.

Второй вид брака — это брак sine manu, не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агнатическая связь.

Законы XII таблиц допускали установление власти мужа над женой путем своеобразной «приобретательной давности» — истечение года непрерывной совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.

Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующихся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака sine manu было актом неформальным.

Брак cum manu мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака sine manu достаточно было инициативы жены.

Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.

Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.

В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им.

При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина — только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.

Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.

Обручение проходило в форме стипуляции — устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху.

В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.

Римское право знало три способа установления manus:

а) confarreatio (брак патрициев),

Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.

Coemptio — это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи — а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).

Usus представлял своеобразное применение приобретатель- ной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.

Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.

Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа.

3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена. Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.

В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание — вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущественных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми.

Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.

Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое — dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Основания прекращения брака.

Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:

  • в случае обращения одного из супругов в рабство;
  • с утратой одним из супругов римского гражданства;
  • с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;
  • по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
  • по воле одного из супругов в браке sine manu.

be5.biz

Законы 12 таблиц. Общая характеристика.

Законы 12 таблиц ( 451—450 гг до н. э.) — кодификация государственного закона от народа в Древнем Риме. Плод специально созданной комиссии из 10 человек и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Принят Народным собранием в два этапа.

Первый этап (451г. до н. э.) — 10 таблиц,

Второй этап (450 г.) — ещё две.

Цель — ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Право собственности: Квиритская собственность: манципируемые и неманципируемые вещи. Собственность на не маниципируемые вещи приобреталась путём простой передачи владения вещью. Собственность на манципируемые вещи приобреталась посредством обряда манципации. Манципации проходила при 5 свидетелях, покупатель касался рукой купленной вещи, и произносил специальную речь. Должника называли – кабала (нексум) . Часто за долги продавали в рабство.

Семейные отношения: Патриархальная система. После смерти имущество делили сыновья, в случае их отсутствия — передача близким родным. Дочь не имела право на наследство. Особая разновидность брака – конкубинат (сожительство 2 лиц, ни одного из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности.)

Уголовное право: Были слишком суровые наказания, в основном была смертная казнь.

Судебный процесс: Истец делал заявление, назначался день суда, ответчик вызывался истцом.

history-konspect.org

3. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Сами законы до нашего времени не дошли: подлинный и полный текст не со­хранился. Их нормы известны лишь по отрывкам из сочинений древних авторов, в особенности юристов Цицерона, Ульпиана, Гая и др . В традиции римского права существует несколько попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других юридических источников . В качестве подлинных признаются при­мерно 140 правоположений, систематизируемых по разделам:

♦ «О вызове в суд» (таблица I);

♦ «О вершении исков» (таблица II);

♦ «О долговом рабстве» (таблица III);

♦ «О порядке манципации при сделках» (таблица IV);

♦ «О завещании и семейных делах» (таблица V);

♦ «О пользовании земельным участком» (таблица VI);

♦ «О воровстве» (таблица VII);

♦ «О личном оскорблении — обиде» (таблица VIII);

♦ «Об уголовных наказаниях» (таблица IX);

♦ «О порядке похорон и церемоний» (таблица X);

♦ «О публичных делах в городе» (таблица XI);

♦ «О неиспрашивании привилегий» (таблица XII) .

Тексты законов, написанные на 12 деревянных досках, были выставлены на городской площади, чтобы все граждане ознакомились с ними и никто не мог «от­говариваться незнанием закона». От всякого вступающего в ряды римских граж­дан юноши требовалось знание законов наизусть: считалось, что без этого нельзя должным образом исполнять обязанности гражданина

В силу времени своего создания Законы XII таблиц весьма несовершенны, им присущи многие из недостатков древнего права.

♦ Казуистичность — изложение предписаний не в общем виде, а применитель­но к конкретным случаям

♦ Неполнота — многие положения закона подразумевались, поэтому не оспа­ривались и, соответственно, не требовали записи

♦ Недостаточная системность — нормы частного и публичного нрава, про­цессуальные нормы могли быть изложены подряд

♦ Формализм — жесткое требование произнесения некоторых фраз, запинка в котором влекла за собой проигрыш дела в суде, недействительность до­говора и т п

Несмотря на это, Законы XII таблиц составили первоначальную основу права и римляне высоко ценили их. Например, Тит Ливий называл их источником всего права

Дальнейшее развитие римского права в значительной мере осуществлялось пу­тем толкования Законов XII таблиц и издания на их основе преторских актов

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ В ЗАКОНАХ XII ТАБЛИЦ

Характерной чертой этих законов было четко проведенное разделение вещей на две категории:

1) манципируемые — земля, рабы и рабочий скот;

2) неманципируемые — все остальные вещи

Такое разделение имело значение при отчуждении вещей: их продаже, даре­нии и пр . Манципируемые вещи отчуждались в строго установленной форме. Такая процедура называлась манципация (mancipatio) . Это слово происходит от лат . manus — «рука». Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата, то есть наложения на вещь руки

Манципация производилась следующим образом . Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай купли-продажи) приглашали не менее пяти свидете­лей и весовщика Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот. (предположим, раб) принадлежит мне и я его купил за эту медь». При этом медный слиток бросался покупателем на весы, которые держал весовщик, символизируя уплату денег Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия

Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы одного из пяти поло­женных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде были достаточными основа­ниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги .

Здесь выступает строгий юридический формализм, который красной нитью про­ходит через все Законы XII таблиц .

Присутствие свидетелей, как и все другие условия манципации, — дань тради­ции . Они играли двоякую роль . Запоминая самый факт сделки и ее условия, сви­детели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре) . Кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами и рабочим скотом

Права общины легко объяснимы . В течение первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно называлась «общее поле» (ager publicus) . Коллективным было на первых порах и рабовладение . Такую собственность принято называть античной . У древних рим­лян античная собственность имела форму государственной собственности, вслед­ствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio) .

Каждая римская семья получала участок для обработки Когда его не хватало, прибегали к дозволенному захвату никем не обрабатываемой целины . Спустя два года такой участок становился законным владением

Иногда возникает вопрос, почему к манципируемым вещам (res mancipi) не от­носились орудия труда: плуг, борона и пр . Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собственность . Объясняется это, во-первых, индивидуализацией поль­зования орудиями, с которой начался процесс возникновения частной собствен­ности, а во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных ору­дий Таким образом, складывалась примечательная картина: земля еще считалась общей собственностью и община контролировала сделки с ней, но этот контроль был формален и фактическое распоряжение землей принадлежало частному лицу То же следует сказать о рабах и рабочем скоте

Все другие вещи свободно отчуждались, потому и считались «вещами, не нуж­дающимися в манципации» — res nec mancipi (неманципируемыми) .

Законам XII таблиц известны договоры купли-продажи, найма и займа

По договору займа, который в Риме назывался кабалой (nexum), средством обе­спечения являлась личность («мясо и кровь») должника. По способу заключения ка­бала походила на манципацию (те же составляющие: свидетели, медь и формула)

Узаконенное Таблицами долговое рабство отличалось крайней суровостью В случае просрочки платежа кредитор, пользуясь разрешением суда, «налагал на должника руку», что означало заключение его в оковы После этого должник помещался в подвал дома кредитора Затем его трижды выводили на городскую площадь просить друзей и родственников о помощи «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: «Пусть разрубят должника на части» Но чаще всего применялась продажа в рабство . Вместе с тем признавалось, что после выплаты долга гражда­нину возвращалась свобода

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и по­мощи, которую давали патрициям род и курия . Именно поэтому ликвидация долго­вого рабства стала вопросом острой борьбы . Римский историк Тит Ливий рассказы­вает, что как-то кредитор вывел на площадь старого воина-центуриона, истощенного от бедности и худобы, в рубище Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей и непосильных процентов Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, народ поднял сильный шум . Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умоляя квиритов о защите».

Правящая верхушка Рима пошла на уступки, и в 326 г. до н . э . (через 250 лет по­сле реформы Солона) долговое рабство в Риме было уничтожено (закон Петелия). С этого времени ответственность должника была ограничена его имуществом.

ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ

Уголовно-правовые нормы Законов XII таблиц отличались крайней суровостью. В соответствии с их предписаниями смертной казни подлежал всякий, кто посмел потравить или собрать урожай с обработанного плугом поля Поджигатель дома или хлеба, если он действовал преднамеренно, заключался в оковы и подвергался бичеванию, за которым следовала смерть . Ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось убить на месте преступления . Вор, застигнутый на месте преступления днем, подлежал телесному наказанию, после чего выдавался потерпевшему (для обращения в рабство)

О преступлениях против государства в Законах XII таблиц говорится сравни­тельно немного:

♦ устанавливалась неправомерность и наказуемость ночных сборищ;

♦ наказывалось подстрекательство врага к нападению на Рим;

♦ предусматривались санкции за нарушение постановлений, касающихся об­щественного порядка, взяточничества судей и др

Такой состав преступления, как умышленное убийство, в тех отрывках, которые до нас дошли, не упоминается вовсе: по-видимому, из-за того, что мера наказания, следовавшая за совершение убийства, сомнений не вызывала — смертная казнь Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что именно следует считать преступлением: они могли решать этот вопрос по своему усмотрению Поэтому во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народному собранию . Его решение было окончательным

Кражу чужого имущества Законы XII таблиц рассматривали не столько как преступление, затрагивающее интересы всего государства, сколько как действие, наносящее частный имущественный вред Не исключено, что в какое-то более ран­нее время всякое воровство в Риме искупалось штрафом . Точно так же не преступ­лением, а деликтом считались оскорбление, побои и членовредительство: все это компенсировалось штрафом

textbook.news

admin