Налоги для инноваций

Содержание:

Малому и среднему бизнесу в сфере инноваций могут предоставить новые налоговые льготы и преференции в области госзакупок

В нижнюю палату парламента поступил правительственный законопроект 1 , направленный на совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий.

Прежде всего для них предусматриваются новые налоговые льготы. Так, предлагается не облагать НДС стоимость реализуемых предпринимателями товаров, основанных на использовании в собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау), реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Единственное ограничение – такую преференцию можно будет применять в пределах срока действия исключительных прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более чем в течение пяти лет.

Похожее правило планируется установить и в отношении налога на прибыль. Необлагаемыми могут стать доходы от реализации научно-технической продукции (товаров, работ, услуг), а также от использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау) в собственном производстве. Срок применения этого освобождения аналогичен сроку, предлагаемому для целей исчисления НДС.

Об упрощенных способах ведения бухучета субъектами малого предпринимательства читайте в «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Для малых и средних предприятий, желающих участвовать в госзакупках, также предусматриваются льготы. Например, возможность участвовать в электронном аукционе без предоставления заказчику обеспечения заявки (денежных средств или банковской гарантии) на участие в конкурсе или аукционе.

По мнению Правительства РФ, предложенные изменения позволят создать эффективную систему государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая, в свою очередь, будет положительно влиять на рост инновационной активности, увеличение экспорта высокотехнологичной продукции, а также позволит снизить долю импорта на рынке.

www.garant.ru

Налоги для инноваций

Налоговые льготы для инновационной деятельности

Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В первую группу включены налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне федерации и прописанные в Налоговом кодексе РФ. К ним относятся:

1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Данное освобождение предоставляется при выполнении следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР):

  • относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих
    продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР
    следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

– разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; o разработка новых технологий; создание опытных образцов машин,

– оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим

– лицам, их испытание;

  • осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на
    основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных
  • фондов (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.

Освобожден от НДС и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве.

2. Освобождение от НДС реализации прав на результаты
интеллектуальной деятельности.

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.

Однако не освобождается от НДС реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора, т.к. фактически лицензионный договор будет заключен пользователем позднее путем внесения регистрационных данных на официальном сайте. Также не освобождаются от обложения НДС выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда, а также оказание информационных, сервисных и технических услуг, связанных с использованием переданных прав.

3. Упрощенный учет расходов на НИОКР.

С 2012 г. вступила в силу новая редакция ст. 262 НК РФ, согласно которой расходами на НИОКР будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности:

– амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;

– оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия);

– непосредственно связанные с такими работами материальные расходы;

– расходы на оплату работ подрядчиков;

– отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;

– другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников». Сверхнормативные «другие расходы» на НИОКР можно будет учесть на общих основаниях, то есть при их соответствии другой категории расходов по гл. 25 НК РФ (например, расходы на аренду помещений или оборудования).

Порядок списания расходов на НИОКР будет зависеть от оформления их результата:

(если) в итоге оформлены исключительные права на их результаты (зарегистрирован патент), то они по вашему выбору (закрепляете в учетной политике) или амортизируются, или списываются на прочие расходы в течение 2 лет. Напомним, что сейчас такие активы нужно амортизировать;

(если) права не оформлены, то расходы на НИОКР можно будет списывать после завершения исследований или разработок (отдельных этапов работ) единовременно вне зависимости от их результата и от использования этого результата. То есть для их списания будет достаточно просто акта о приемке результатов НИОКР (этапов работ). Сейчас, напомним, такие расходы нужно списывать в течение 1 года.

Льготы при учете расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ, расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ. В составе приоритетных технологий упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.

В поправках теперь оговорен порядок, по которому налогоплательщики с правом применения повышающего коэффициента, в подтверждение заявленных расходов вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль с 2012 года будут сдавать в ФНС еще один специальный отчет. В нем они обязаны подтверждать каждое выполненное научное исследование и опытную разработку, а налоговики будут иметь право проверить этот отчет путем назначения его экспертизы в научных учреждениях.

4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники.

В соответствии с п. 6. ст. 259 НК РФ, налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при соблюдении следующих условий:

– организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т.е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

– организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном законодательством (постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»);

– доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в т.ч. от иностранных лиц — не менее 70%;

– среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

При этом вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно.

5. Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых
в научно-технической деятельности.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3.

Предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6. Освобождение от налога на прибыль средств целевого
финансирования.

В подпункте 14 п.1 ст. 251 НК РФ, указано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от следующих фондов:

– Российского фонда фундаментальных исследований;

– Российского гуманитарного научного фонда;

– Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере;

– Федерального фонда производственных инноваций;

– иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

При этом не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы

средства, полученные налогоплательщиком в качестве вознаграждения от вышеуказанных фондов.

7. Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами
малого и среднего предпринимательства.

11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 ФЗ от 07.03.2011 N 23-ФЗ).

Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако такой порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разницу необходимо будет включить в доходы этого периода. Указанный порядок признания субсидий применяют также налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом «доходы». Но они в этом случае обязаны вести учет сумм финансовой поддержки (абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

8. Инвестиционный налоговый кредит.

Согласно ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

– внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

– НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

9. Создание резерва расходов на НИОКР.

С 2012 г. в НК РФ добавилась новая статья, предусматривающая создание резерва предстоящих расходов на НИОКР по аналогии с резервами на отпуска и ремонт ОС. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер — 3% от доходов от реализации. Его сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. После создания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, — в общем для НИОКР порядке.

10. Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным
основным средствам.

С 2012 г. можно не платить налог на имущество в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию:

– объектов по Перечню Правительства РФ;

– объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если этот класс определяется в отношении таких объектов.

Однако реальную экономию получат только компании, объекты которых будут включены в правительственный Перечень, поскольку отсутствует нормативный акт, определяющий Класс энергоэффективности офисных и производственных зданий, транспорта и заводского оборудования, кроме лифтов и бытовой техники -кондиционерам, копирам, мониторам, холодильникам и т.д.

11. Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и
медицинских организаций.

Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, уже с 2011 г. предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ.

Так, осуществляемая ими деятельность должна входить в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, который должно установить Правительство РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Другие условия, которые должны соблюдать при применении нулевой ставки организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, указаны в п. 3 ст. 284.1 НК РФ:

– организации должны иметь соответствующую лицензию;

– доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;

– в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

– в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для медицинских организаций есть еще одно условие: не менее 50 процентов медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста.

Поправки в НК были сформулированы таким образом, что для пользования льготой эти компании должны были подать соответствующее заявление в 2010 г., еще до появления поправок. Но проблема решена — нужно дождаться правительственного перечня, после чего подать заявление, а уже уплаченные в 2011 г. авансовые платежи вернуть или зачесть.

12. Пониженный тариф страховых взносов.

Пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. В 2011 г. он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

13. Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Установлено, что вправе применять УСН хозяйственные общества, учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями, и в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

briik.ru

Налоги на инновации

Дмитрий Назипов, старший вице-президент ВТБ

В сентябре прошлого года на форуме инновационных финансовых технологий FINNOPOLIS прозвучал впечатляющий призыв к банковскому сообществу: пора прекратить следовать по пятам западных практик и механизмов, надо самим стать законодателями новых финансовых технологий, дав примеры для подражания. Очевидно, что такие задачи невозможно решать без ИТ и ИБ.

!БДИ: На ваш взгляд, что представляют собой передовые технологии в финансовом сегменте, которые могут стать примером для подражания?

Дмитрий Назипов: В банковском секторе сейчас для достижения и сохранения лидерства важны не только инновационные технологии и продукты, но и модели управления, и практика функционирования самих организаций. Многие крупные европейские банки имеют достаточно скромные достижения в области применения современных финансовых технологий, но вполне устойчивы на национальных и мировом рынках. Выигрывают наиболее чуткие и близкие к клиентам банки, наряду с развитием ИТ-систем инвестирующие в персонал и производственные процессы в целом.

Например, модель Тинькофф Банка является инновационной даже по мировым меркам. В целом, дистанционные каналы российских банков развиты не хуже, чем у западных. На мой взгляд, основная проблема российского банкинга — в организации внутренних процессов и производительности труда банковских сотрудников. С точки же зрения технологических инноваций мы, конечно же, готовы следовать в русле мировых трендов, быть частью всеобщего движения банкинга в сторону цифрового будущего, и у нас получится находиться на уровне передовых технологий. Но я не уверен в том, что нам удастся стать законодателями мод в банковском секторе, и в том, что это действительно необходимо.

!БДИ: Почему? Потому что вступает в силу «налог на инновационность»?

В том числе поэтому. То количество ошибок, которое совершают банки во всем мире, и все реализовавшиеся угрозы ИБ свидетельствуют, что идущие первыми всегда несут существенно большие издержки, чем последующие. Для российских банков важно очень точно отслеживать мировые тренды, предугадывать их, не отставать и находиться в группе лидеров. Россия по уровню инноваций – точно не хуже Европы, но, видимо, и Европа уже уступает передовые позиции с точки зрения технологий. Сейчас на первый план выходят банки юго-восточной Азии, китайские, африканские, т.е. банки тех регионов, для которых характерен очень низкий уровень достатка, а значит, в которых не очень велики риски транзакций.

!БДИ: На ваш взгляд, каковы перспективы развития финансовых технологий в России с точки зрения регуляторов? Мне кажется, банковская отрасль в России настолько зарегулирована, что ей крайне сложно сохранять эффективность.

Во всем мире бурно развивается агрегация. Uber, Delivery Club или Yandex – примеры новой экономики. Это – не банковские приложения, и в данной ситуации банки могут собирать жатву только из своих традиционных сегментов, таких как торговый эквайринг, Интернет-эквайринг, кредитование предприятий новой экономики. А развитие агрегаторов реальных (не виртуальных) сервисов – конечно же, не банковский бизнес. Можно стать агрегатором финансовых сервисов, как тот же Тинькофф Банк, который активно пытается построить некий market space и предлагать услуги не только собственные, но и других банков, обеспечивая клиентам выбор наилучших в конкретной ситуации финансовых продуктов.

!БДИ: О каких прикладных платформах, информационных системах и компетенциях должна идти речь при реализации подобных задач? Можем ли мы решать их в условиях импортозамещения?

Я считаю, что в России очень неплохо обстоят дела с профессиональными разработчиками банковских приложений. Есть несколько национальных чемпионов, которые создают вполне достойные приложения для банкинга. Есть стартапы, в том числе разрабатывающие облачные сервисы, которые выглядят очень достойно по сравнению с западными конкурентами. Но очевидно, что это – импортозамещение на прикладном уровне. Российские банки занимаются инвестициями в развитие отечественного прикладного банковского ПО, и мы надеемся, что государство со своей стороны будет инвестировать в базовые инфраструктурные технологии — оборудование, операционные системы, СУБД и пр.

!БДИ: Мы уже упомянули «налог на инновационность», который включает в себя все риски первопроходцев. А какова в этих условиях ответственность перед заказчиком тех, кто внедряют такие решения? Ведь понятно, что цена ошибки очень высока.

Примеров провальных проектов в банкинге немало, но в таких случаях почти всегда виноваты обе стороны. Банк написал требования, провел конкурс, выбрал подрядчика (чаще всего – по критерию минимальной цены) и приступил к реализации системы. Очевидно, что в его кратких требованиях и скоринговых таблицах не были отражены огромное количество деталей реализации, функциональности и сложность интеграции с банковским ландшафтом, какие встречаются на деле.

Потому-то из пяти страниц требований и рождается 500-страничное ТЗ, причем оказывается, что продукт, изначально предлагавшийся интегратором или вендором, покрывает лишь незначительную часть запросов. Довольно часто интеграторы и банки расстаются, поскольку деньги, выделенные последними на проект, оказываются недостаточными для реализации всех требований. Проект затягивается, прерывается какой-либо из сторон либо требует все новых инвестиций. Основная проблема банковских ИТ-проектов – несоответствие требований банка объемам финансирования и срокам. Да, интеграторы и вендоры отвечают рублем и репутацией за свои ошибки, связанные с недооценкой требований банка, но и банки отвечают за свои ошибки потерянными временем и деньгами. В таких ситуациях нет победителей, проигрывают обе стороны.

!БДИ: Означает ли это, что мы являемся свидетелями глобального кризиса рынка интеграторов?

Я бы так не сказал. Известно немало вполне успешных банковских проектов и дееспособных партнеров, которые реализуют эти проекты. Мало того, успешных проектов заметно больше, чем провальных. На мой взгляд проблема состоит в том, что в области поставок оборудования и реализации инфраструктурных проектов в настоящее время обострилась конкуренция и существенно упала маржинальность. А вся экономика интеграторов была основана на том, что основные деньги они получали от продажи «коробок», дополнительно предоставляя заказчику интеграторские и консалтинговые услуги. Фактически, заказчик не платил за консалтинг и интеграцию, но, возможно, переплачивал за железо. Сейчас эта экономика уходит в прошлое: банки и другие потребители ИТ-услуг должны понять, что интеграция и консалтинг – вовсе не бесплатные услуги. И это означает изменение парадигмы взаимодействия заказчика и интегратора, а вовсе не кризис.

!БДИ: Прошли времена, когда некое ноу-хау на долгие годы обеспечивало конкурентное лидерство, скажем, металлургического комплекса. Сейчас конкуренты если и не приступят к аналогичному внедрению в то же самое время, то уж точно будут наступать тебе на пятки. Как управлять этими рисками?

Только оптимизируя работу всей компании. Недостаточно внедрить красивое банковское приложения для кредитования и потом мурыжить клиентов процедурами и выдавать кредит за месяц, а не за два дня. Технологические решения не всегда дают преимущества тем, кто их внедрил. Идет борьба операционных моделей управления банками, моделей рисков, а не фронтальных интерфейсов.

!БДИ: На рынок финансовых услуг приходят новые игроки, новые форматы, а вместе с ними – новые риски и угрозы, к которым традиционное банковское сообщество не всегда готово. Приходит новая эпоха банковской цивилизации. Как распознавать новые риски и как ими управлять?

Я считаю, что банковское сообщество уже выработало решения по минимизации рисков ИБ и ИТ. Но глобальные проблемы не обходят стороной любые банки, действующие в любой стране.

Среди мировых трендов я бы отметил, прежде всего, перемещение банкинга в виртуальную среду. Физические офисы стали пользоваться меньшей популярностью – в Европе количество визитов в них сократилось на десятки процентов. Это означает, что прежнее количество банковских клерков уже не требуется, а нужны эффективно действующие дистанционные каналы.

Кроме того, на рынок выходят новые конкуренты – сайты и системы p2p-кредитования, переводов, платежей, а также организации нефинансового сектора. Например, по выручке от финансовых услуг «Билайн» вошел бы в десятку крупнейших банков страны. Мобильные операторы в союзе с банками могут давать мощную синергию, которая потенциально может обеспечить большую эффективность работы, чем присущая традиционным банкам. Этот потенциал еще не полностью раскрыт, но он существует.

!БДИ: Но с новыми форматами приходят и новые виды мошенничества.

Вряд ли можно утверждать, что все они – совершенно новые. Например, сегодня мне пришло сообщение о том, что отель, в котором я был в последний раз два года назад, списал с моей карточки 200 долл. И это – традиционное мошенничество с карточками, ответы на которое – также традиционные: управление рисками и лимитами, расследование и наказание преступников, выполнение всех функций, привычных для банкинга. Да, новые технологии иногда порождают новые угрозы, а иногда просто трансформируют старые, но мы понимаем, как с ними бороться. Махинации с фальшивыми авизо 1990-х гг. осуществлялись еще тогда, когда весь арсенал российского банкинга состоял лишь из бумаги и пишущих машинок, но денег они унесли больше, чем было утеряно за всю историю российского банкинга с помощью электронных каналов.

m.bis-expert.ru

Самые оригинальные налоговые инновации

Дональд Трамп предполагает добиться роста производства в США за счет новой налоговой политики: американские компании должны вернуться из-за границы, привлеченные пониженными налогами. Российские власти вводят инновационный для страны курортный сбор с граждан. История мировой экономики во многом построена на оригинальных налоговых нововведениях.

Самые ранние налоговые нововведения, естественно, относятся к Древнему миру. Первой можно считать новацию в период правления египетского фараона Эхнатона в XIV в. до н. э., который пытался изменить религию и заставить поклоняться единому богу.

В Египте налогообложению подлежало абсолютно все: продажи, рабы, иностранцы, импорт, экспорт, занятия ремеслами. Налог на сельхозпродукцию составлял 20%. Облагался не только урожай пшеницы, но и урожай личных фруктовых садов.

Ключевую роль в сборе налогов в Древнем Египте играла строгая отчетность о количестве собранной пшеницы, которую составляли писцы

Писцы, которые являлись сборщиками налогов, обходили все кухни и следили за тем, чтобы там в процессе приготовления пищи не применялось нелегальное масло взамен налогооблагаемого.

Большинство земель в Египте принадлежало фараону и отдавалось крестьянам в аренду — взамен с них взимался налог на урожай (при этом государство указывало, каким должен быть этот урожай в зависимости от размера надела).

Геометрия Эвклида возникла как раз из налоговых расчетов — Эвклид прожил жизнь в Александрии Египетской.

Важнейшим элементом налоговой системы было взимание дани с покоренных народов. Нововведением Эхнатона было пренебрежение этой данью (он слишком был увлечен религиозными вопросами) — в результате он потерял Сирию и Палестину.

Древнегреческие ученые Птолемей и Эвклид прославились потому, что жили в Египте и отразили в своих работах особенности древнеегипетских налоговых расчетов

Последующие правители, разрушившие все храмы Эхнатона, были вынуждены признать, что фараон уже не является таким уж верховным налоговым авторитетом, и стали предоставлять многочисленные налоговые льготы храмам традиционных египетских богов. И это в сочетании с грандиозной коррупцией в налоговых органах привело к упадку страны.

Плата за свободу и демократию

Налоговым изобретением Древней Греции была ставка на косвенное налогообложение. Прямое налогообложения считалось нарушением личной свободы.

Облагалась коммерческая деятельность — продажи, импорт и использование общественных сооружений, таких как мосты, дороги и порты. Оправданием для уплаты налогов служила необходимость поддерживать эти сооружения в рабочем состоянии.

Скажем, портовый налог в 2% от стоимости ввозимых и вывозимых товаров оправдывался тем, что порты и морские пути защищают от пиратов греческие военно-морские силы. Для одного из морских путей, где пиратов было особенно много, налоговая ставка была повышена до 10%.

Ранний античный Рим унаследовал греческую традицию. Налоги были низкими, наиболее затратная часть государственной машины — армия — служила бесплатно.

Однако кое-какие налоговые поступления требовались — и брались из обложения импорта и экспорта. Из прагматичных соображений римляне сохраняли на завоеванных территориях существовавшие ставки: в Испании таможенные пошлины составляли 2%, на Сицилии, в Африке и Албании — 5%.

Впоследствии, когда военные операции Рима расширились, потребовалось значительное финансирование. И римляне ввели новый налог — военный.

Каждые пять лет каждый гражданин — богатый или бедный — должен был представить декларацию об имуществе (неверные данные в декларации или непредоставление ее карались, вплоть до продажи провинившегося в рабство в пользу налоговых органов).

Налог взимался по единой ставке в 1%, однако богатые римляне на самом деле платили больше, так как стоимость предметов роскоши вроде ювелирных украшений в налоговых целях повышалась в 10 раз.

Как указывал Цицерон, «когда бесконечные войны привели к истощению римской казны, прибегли к новому налогу на имущество. Он несправедлив, и все должно быть сделано для того, чтобы такого не повторилось, если только власти не разъяснят всем гражданам, что он нужен для того, чтобы государство продолжило свое существование».

Надо заметить, что в середине II в. до н. э. налог был отменен не связи с несправедливостью, а просто потому, что завоеванные земли стали римскими провинциями и уже сами могли содержать легионы.

Средние века и Новое время стали примером налоговых нововведений. В 1449 году была предпринята попытка ввести подоходный налог в Великобритании — она кончилась налоговыми восстаниями и король налог отменил.

В 1472 году была предпринята вторая попытка — подоходный налог в 10% для финансирования войны во Франции. Это также окончилось неудачей. В 1641 году была введена новая система, при которой дворяне платили подушный налог, а недворяне — подоходный.

В XVII веке жители европейских стран уплачивали налоги в массовом порядке

Фото: USC Fisher Museum of Art

В 1698 году подоходный налог был снова отменен (заметим, что уже в наше время Маргарет Тэтчер пыталась ввести в Великобритании подушный налог и это кончилось ее отставкой).

В 1799 года подоходный налог был снова в Великобритании введен со ставкой в 10% — на этот раз для финансирования войны с Наполеоном. В 1816 году налог, введенный как временный, отменили.

Однако в 1842 году его восстановили, чтобы сбалансировать госфинансы, и он стал постоянным, что явилось налоговой революцией для Великобритании и всего мира (в 1894 году подоходный налог был введен в США, и выстраивались очереди, чтобы его уплатить).

1890-е годы c налоговой точки зрения стали инновационными. В 1894 году в Великобритании появился прогрессивный налог на наследство. Очень скоро во всем мире подоходный налог тоже стал прогрессивным.

В 1916 году верхняя планка подоходного налога в США была повышена с 7% до 15%. В 1917-м — до 67%. Энтузиазм плательщиков налога по такой системе значительно снизился.

По итогам 1915 года, когда максимальный налог составлял 7%, налоговую декларацию подали 206 американцев, чей годовой доход превышал $1 млн. По итогам 1921 года, когда налог составлял 77%, таких деклараций было подано всего 21.

С американским налогообложением случилoсь следующее. К 1770 году все американские колонии Великобритании ввели систему представительной демократии, построенную на власти большинства.

Это нововведение привело к тому, что американские колонии стали иметь самые низкие налоги в мире. Можно даже сказать, что тогдашние американские налоги являлись самыми низкими в мировой истории.

Правительство во всех колониях было очень небольшим по численности, ограниченным в полномочиях и дешевым. В большинстве случаев оно финансировалось вообще не налогами, а штрафами, доходами от выдачи займов и продажи земли. Наиболее яркими примерами были Пенсильвания и Нью-Джерси, которые не собирали никаких налогов в течение десятилетий.

Американские колонисты коллективно возмутились решением Великобритании применить к ним налогообложение

Фото: Getty Images

Именно отсутствием налогов объяснялся высокий уровень жизни в колониях. Колонисты, которые сражались с индейцами на границах, указывали, что странно взимать с них налоги, так как они сражаются за свой счет в интересах всех остальных.

Как бы то ни было, до конца 1760-х годов большинство колонистов в Америке даже не знало, что существуют какие-то налоги.

В итоге тогда Америка подошла как никогда близко к идеалу безналогового общества. Это было для нее ключевым экономическим преимуществом перед другими странами, которое в значительной степени перешло во времена независимости и которое во многом объясняет тот факт, что США оставались обществом с низкими налогами вплоть до второй половины XX века.

Сам будущий президент США Джордж Вашингтон, как и все американцы, не привык платить налогов. Однако уже в 1760-х годах британские власти начали задумываться о том, что колониальную налоговую систему нужно изменить.

Ключевым обстоятельством стала здесь Семилетняя война 1756–1763 годов, которую вели европейские державы по всему миру (Уинстон Черчилль даже назвал ее первой мировой войной) и которая стала самой дорогой, которую когда либо вела Британия. Ее государственный долг перед войной составлял £60 млн, а в 1764 году — уже £133 млн.

По подсчетам британского казначейства,

на каждого англичанина приходилось £18 долга, а на каждого колониста — только 18 шиллингов. Средний англичанин платил 25 шиллингов налогов в год, а средний колонист — только 6 пенсов, то есть в 50 раз меньше.

Поэтому британская элита задумалась о несправедливости такой ситуации, тем более что именно североамериканские колонисты больше всего выиграли от войны.

В начале XIX века британцы только и говорили, что о налогах

Фото: Hulton Archive/Getty Images

Премьер-министр Джордж Гренвиль придумал следующие налоговые нововведения. Во-первых, потребовал от колонистов платить существующие косвенные британские налоги вроде таможенных пошлин (в англоговорящем мире в то время уклонение от уплаты пошлин было очень популярным, контрабандисты формировали целые флоты, которые сражались с королевской таможенной службой, которая также вела себя крайне жестоко и агрессивно).

Но если англичане по возможности уклонялись от уплаты пошлин, то американцы даже и не собирались их платить из-за коррумпированности колониальной таможенной службы — ее чиновники не посещали рабочие места, и ее неэффективность приводила к недобору пошлин в £500 тыс. в год.

Гренвилль решил заставить их вернуться к работе, но это оказалось затратным административным проектом: расходы на него превышали £8 тыс. на каждые £2 тыс., собранных в качестве пошлин.

Второй новацией стало введение специального налога на американцев — гербового сбора (так называемый Stamp Act). Он являлся прямым налогом — любая печатная продукция, в том числе юридические документы и газеты, должны были печататься на гербовой бумаге, приобретенной в Лондоне за твердую британскую валюту, а не за колониальные бумажные деньги.

Этот налог не принес вообще никакого дохода, так как лозунгом колонистов стал no taхаtion without representation — налоги могут вводить только местные парламенты колоний, а в парламенте Великобритании колонисты не были представлены.

Дело кончилось тем, что недовольство колонистов разделили влиятельные политические силы в Лондоне, налог был отменен парламентом, что колонисты восприняли как слабость, и дело в конце кончилось тем, о чем предупреждал Бенджамин Франклин, комментируя эти налоговые нововведения: «посеяны семена разделения двух стран».

Следующими американскими налоговыми инновациями уже в период независимости занялся Александр Гамильтон, первый министр финансов США.

По конституции 1787 года Конгресс США (а не только штаты) получил право устанавливать налоги. В 1789 году Гамильтон в целях обслуживания госдолга и финансирования федерального правительства добился введения импортного тарифа. В 1791 году Гамильтон потребовал от Конгресса (и получил согласие) на введение общенационального акциза — в основном на виски.

Граждане США, сражавшиеся с индейцами, возмутились.

Все они производили виски, рассматривали этот напиток как единственную твердую валюту и считали, что своими сражениями они полностью выполнили гражданский долг, а значит, никакого акциза платить не будут.

Массовые волнения начались в 1791 году и достигли пика в 1794-м, когда в федеральный суд Филадельфии были доставлены шесть неплательщиков акцизов. Мятежники сожгли дом главного сборщика налога.

Простые жители Пенсильвании в 1794 году подняли восстание против введения американскими властями акциза на виски

Губернатор Пенсильвании отказался отправлять на подавление мятежа милицию, и Гамильтону пришлось убеждать президента Вашингтона в том, что речь идет о государственной измене.

В конце концов Вашингтон возглавил армию в 12,9 тыс. человек (самую большую, какой только ему приходилось командовать) и подавил мятеж.

Двух зачинщиков приговорили к повешению, но Вашингтон их помиловал. А Гамильтон указал, что после подавления акцизного мятежа «правительство наконец впервые приобрело репутацию и силу».

В 1798 году в период обострения отношений США и революционной Франции Конгресс не только принял так называемые Alien and Sedition Acts, ограничивающие свободу печати и слова, а также ограничивающие деятельность на территории страны иностранцев (особенно французов и ирландцев), но и прибег к радикальным налоговым нововведениям.

Впервые был введен прямой налог — на жилища, землю и рабов, который должен был принести в бюджет $2 млн (только жители Пенсильвании должны были уплатить $237 тыс.).

Необходимость в таком налоге Конгресс объяснил планами президента Джона Адамса, намеревавшегося построить значительный военный флот в условиях международной напряженности.

Так как в Пенсильвании было немного рабов, граждане восприняли его как налог на дома (при этом налогооблагаемая база рассчитывалась по числу окон в этих домах).

Люди возмутились тем, что налоговые инспекторы ходили по домам, считая окна. Граждане также сочли его неконституционным, так как размеры налога никак не зависели от численности населения штата, поэтому отказывались платить.

Итогом стало восстание налогоплательщиков Пенсильвании, подавленное правительственной милицией. 13 мятежников предстали перед судом, трое были обвинены в государственной измене и приговорены к повешению, однако Адамс их помиловал.

Гражданская война за налоги

После наполеоновских войн именно налоговые вопросы вызвали кардинальные изменения в населении США и в других странах.

Количество прибывающих в Америку иммигрантов из континентальной Европы выросло с 10 тыс. в год в начале 1820-х до 15 тыс. в 1826 году и до 30 тыс. в 1828-м.

В 1832 году численность иммигрантов превысила 50 тыс. и с тех пор опускалась ниже этой отметки только дважды. Америка стремительно европеизировалась.

В конце эпохи наполеоновских войн в европейских странах уровень налогообложения превосходил все мыслимые пределы. В Великобритании в результате парламентского переворота было отменено подоходное налогообложение, а в 1820-х годах были постепенно снижены акцизы.

Однако в континентальной Европе это было не так — налоговое бремя только увеличивалось и возлагалось прежде всего на крестьян и мелких торговцев. На границах были десятки тысяч внутренних торговых барьеров, и пошлинами облагались абсолютно все товары.

В глазах европейцев в этом отношении США были новаторской страной: их армия составляла всего 20% от прусской, налоги на душу населения были в 10 раз меньше, чем в Великобритании, которая по европейским меркам сама являлась страной с низкими налогами.

Европейцы не могли поверить, что в США ферма с восемью рабочими лошадями платила в качестве налогов только $12 в год.

Однако в ходе Гражданской войны в США налоговые вопросы встали с новой силой. Даже если бы вопрос о рабстве был решен, все равно речь шла бы об отделении южных штатов от северных. Северяне предпочитали высокие таможенные тарифы, южане — низкие. Поэтому северяне выступали за косвенное налогообложение, южане — за прямое.

Как только война началась, Север, отрезанный от Юга, в 1861 году еще больше повысил тарифы и ввел федеральный прямой подоходный налог. В ходе войны собрать его было трудно, поэтому по окончании войны для финансирования военного долга почти в $3 млрд повторно прибегли к налоговой революции, введя в 1866 году федеральный налог на личные доходы в 3–5% (налог был отменен в 1872-м).

В 1913 году, перед началом Первой мировой войны, администрация президента Вудро Вильсона произвела очередную налоговую революцию, начав быстро повышать ставку прогрессивного подоходного налогообложения.

Представители Уолл-стрит заявили, что такое законодательство является чисто классовым и направленным против богатых людей.

В ходе войны выяснилось, что они совершенно правы: ставка оказалась способной подниматься практически вертикально и достигать 77% — явление, невиданное в американской истории.

Однако именно благодаря этому налогу США смогли сыграть ключевую роль в послевоенном экономическом мироустройстве.

Президент Франклин Рузвельт, в свою очередь, произвел революцию в том смысле, что стал использовать подоходный налог и налоговые органы в целях борьбы с большим бизнесом — и этим приобрел популярность у обычных граждан.

Особенно доставалось финансисту и меценату Эндрю Меллону, который был министром финансов при президентах Гардинге, Кулидже и Гувере и символизировал республиканский лозунг 1920-х «Больше бизнеса в правительстве, меньше правительства в бизнесе».

Меллон использовал свой Образовательный и благотворительной трастовый фонд для уменьшения налогооблагаемого дохода.

Рузвельт с помощью Службы внутренних доходов (IRS) добился того, что меценат до конца жизни только и делал, что судился по обвинениям в уклонении от уплаты налогов.

Вторая мировая война привела к вполне ожидаемым нововведениям в американском налогообложении — налоговые ставки и доходы правительства стали быстро расти.

После Второй мировой войны администрация президента Трумэна решила, что американские корпорации получили достаточно прибыли для помощи бюджету: на фото 1950 года министр финансов США Джон Снайдер (слева) наглядно показывает конгрессмену Роберту Даутону необходимость налога на прибыль корпораций в 75%

Фото: Bettmann/Getty Images

В 1939 году они составляли только $9,4 млрд. К 1945-му доходы выросли более чем в десять раз, до $95,2 млрд.

Ставка подоходного налога росла не только во время войны, но и после нее. В 1950-х максимальная ставка подоходного налога достигла 91%, а ставка налога на прибыли корпораций — до 52%.

Все налоговые деньги использовались не только для стимулирования внутреннего экономического развития, но и для финансирования послевоенной Европы перед лицом советской угрозы.

Темпы экономического роста в США в военные и послевоенные годы в среднем достигали 15% в год (никогда ни до, ни после такого не было). И вовсе не только за счет военной продукции, но и благодаря производству товаров потребительского назначения, необходимых в условиях полной занятости населения и высоких зарплат.

При президенте Гарри Трумэне США производили половину промышленных товаров в мире и треть всех товаров вообще.

Рональд Рейган решил удивить американцев не повышением, а снижением налогов

Наконец, еще одну налоговую революцию произвел президент Рональд Рейган. В 1981 году он снизил максимальную ставку подоходного налога до 50% и ввел многочисленные налоговые льготы на доходы от продажи недвижимости, а также наследование и дарение. Темпы экономического роста США значительно ускорились.

Однако в то время американские компании еще не производили столько продукции за границей — именно поэтому сейчас Дональд Трамп рассчитывает с помощью снижения налогов объявить о новой налоговой политике.

www.kommersant.ru

admin