Общий надзор прокурора это

§ 4. Общий надзор органов прокуратуры

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют:

а) надзор за исполнением законов федеральными органами ис­полнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издава­емых ими правовых актов;

б) надзор за соблюдением прав и свобод граждан этими органа­ми и должностными лицами, а также органами управления и ру­ководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

в) надзор за исполнением законов администрациями органов к учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Минис­терства юстиции РФ.

Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.

При осуществлении общего надзора прокуроры вправе требо­вать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитраж­ные суды с требованием о признании противоречащих закону пра­вовых актов недействительными.

В порядке надзора за соблюдением прав и свобод граждан про­куроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нару­шении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных на­рушений, по привлечению к ответственности виновных и возмеще­нию причиненного гражданам ущерба.

Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления и постанов­ления.

Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий за­кону акт исполнительного органа (должностного лица). Он прино­сится прокурором в орган (должностному лицу), издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательст­вом РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О резуль­татах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор впра­ве участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Представление прокурора вносится в исполнительный орган (должностному лицу), который полномочен устранить допущен­ные нарушения. Как правило, представление имеет предупреди­тельный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и усло­вий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора в зависимости от характера наруше­ния закона должностным лицом имеет своим содержанием воз­буждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

При осуществлении надзора за соблюдением прав задержан­ных и заключенных под стражу прокурор вправе, помимо внесе­ния протестов и представлений, возбуждения дел об ответствен­ности лиц администрации исправительных учреждений, отме­нять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение за­кона на лиц, заключенных под стражу, освобождать их из штраф­ного изолятора, карцера, немедленно освобождать содержащихся под стражей.

www.bibliotekar.ru

§ 3. Прокурорский (общий) надзор

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполне­нием законов, действующих на территории России. Это ее основная функция. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуро­ров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нару­шений законов государственными и негосударственными образова­ниями.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ (включая Главную военную прокуратуру), прокуроры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной об­ласти, автономных округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах област­ных или районных прокуратур.

Предметы прокурорского надзора за деятельностью органов испол­нительной власти (так называемого общего надзора) определены Фе­деральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г.)*.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; 2000. № 2. Ст. 140.

Предметами общего надзора прокуратуры являются:

во-первых, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными ор­ганами исполнительной власти, представительными (законодательны­ми) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммер­ческих организаций;

во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых пере­численными органами и должностными лицами;

в-третьих, соблюдение прав и свобод человека и гражданина этими органами и должностными лицами;

в-четвертых, исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов управления юстицией и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном произ­водстве»*.

* СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3590; 3591.

Перечень органов и должностных лиц, на действия и акты которых распространяется прокурорский (общий) надзор, является исчерпыва­ющим. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента.

В случае несоответствия постановлений Правительства Конститу­ции и законам РФ Генеральный прокурор страны, как это предусмот­рено ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 17 ноября 1995 г., информирует об этом Президента. Цель такой информации — обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с за­коном.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы про­куратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешива­ются в их оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорному ему субъекту.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступив­шей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Органы прокуратуры призваны решать сложнейшие задачи по обеспечению твердого правового режи­ма переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, по охране государственной собственности, соблюдению государственной и трудовой дисциплины. Основное внимание органы прокуратуры сосредоточивают на осуществлении действенного надзо­ра за тем, как руководители министерств и других органов управления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению зако­нов, оказывая им необходимую помощь в этом деле, своевременно выявляя и пресекая нарушения законов.

Федеральный закон определяет полномочия прокурора при прове­дении проверок. По предъявлении служебного удостоверения проку­рор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы проку­ратуры информацией о фактах нарушения законов. Он вправе требо­вать от руководителей и других должностных лиц представления необ­ходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; про­ведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам, информациям и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости от содержания и характера имеющейся у прокурора ин­формации. Проверки могут заранее планироваться, но в основном — они имеют текущий характер. Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватиза­ции, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время — о коррупции, не­платежах и налоговых правонарушениях.

Предельно ответственно и профессионально должны подходить прокуроры к надзору за соответствием законам актов, издаваемых под­надзорными органами и должностными лицами. Это — подзаконные акты, которые принимаются в целях реализации законов, содержащих­ся в них положений.

Несоответствием закону актов поднадзорных органов и должност­ных лиц считаются: отсутствие предусмотренных в законе фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующих подзаконных актов; издание подзаконного акта во исполнение отме­ненного либо утратившего силу закона; произвольное толкование или умышленное искажение положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему подзаконного акта; несоблюдение правил, сро­ков, формы и процедуры издания нормативных актов.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рас­сматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нару­шении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупрежде­нию и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмеще­нию причиненного вреда.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры на общих основаниях.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. определены формы реа­гирования прокурора на выявленные нарушения законности.

Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. В протесте про­курор вправе требовать отмены акта или приведения его в соответст­вие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законо­дательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуп­равления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоя­тельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения про­теста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедли­тельно в письменной форме. Если протест рассматривается коллеги­альным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принес­шему протест, чтобы он мог лично поддержать его. Установлен образец оформления протеста.

Представление прокурора готовится на основе материалов прокурор­ских проверок и преследует цель устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Каждое представление инди­видуально по своему содержанию. Оно вносится в орган или должност­ному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит без­отлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок долж­ны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено проку­рору в письменной форме. При рассмотрении представления коллеги­альным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или про­изводства об административном правонарушении подлежит рассмот­рению уполномоченным на то органом или должностным лицом в ус­тановленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, кото­рому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

www.bibliotekar.ru

§ 3. Прокурорский (общий) надзор

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ (включая Главную военную прокуратуру), прокуроры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной об­ласти, автономных округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах област­ных или районных прокуратур.

Предметы прокурорского надзора за деятельностью органов испол­нительной власти (так называемого общего надзора) определены Фе­деральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г.)*.

* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; 2000. № 2. Ст. 140.

Предметами общего надзора прокуратуры являются:

во-первых, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными ор­ганами исполнительной власти, представительными (законодательны­ми) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммер­ческих организаций;

во-вторых, соответствие законам правовых актов, издаваемых пере­численными органами и должностными лицами;

в-третьих, соблюдение прав и свобод человека и гражданина этими органами и должностными лицами;

в-четвертых, исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов управления юстицией и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральными законами от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном произ­водстве»*.

* СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3590; 3591.

Перечень органов и должностных лиц, на действия и акты которых распространяется прокурорский (общий) надзор, является исчерпыва­ющим. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента.

В случае несоответствия постановлений Правительства Конститу­ции и законам РФ Генеральный прокурор страны, как это предусмот­рено ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 17 ноября 1995 г., информирует об этом Президента. Цель такой информации — обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с за­коном.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы про­куратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешива­ются в их оперативно-хозяйственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесообразности, отменять или изменять акты управления. Прокурор не имеет права приказывать поднадзорному ему субъекту.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступив­шей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Органы прокуратуры призваны решать сложнейшие задачи по обеспечению твердого правового режи­ма переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, по охране государственной собственности, соблюдению государственной и трудовой дисциплины. Основное внимание органы прокуратуры сосредоточивают на осуществлении действенного надзо­ра за тем, как руководители министерств и других органов управления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению зако­нов, оказывая им необходимую помощь в этом деле, своевременно выявляя и пресекая нарушения законов.

Федеральный закон определяет полномочия прокурора при прове­дении проверок. По предъявлении служебного удостоверения проку­рор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы проку­ратуры информацией о фактах нарушения законов. Он вправе требо­вать от руководителей и других должностных лиц представления необ­ходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; про­ведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам, информациям и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости от содержания и характера имеющейся у прокурора ин­формации. Проверки могут заранее планироваться, но в основном — они имеют текущий характер. Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватиза­ции, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время — о коррупции, не­платежах и налоговых правонарушениях.

Предельно ответственно и профессионально должны подходить прокуроры к надзору за соответствием законам актов, издаваемых под­надзорными органами и должностными лицами. Это — подзаконные акты, которые принимаются в целях реализации законов, содержащих­ся в них положений.

Несоответствием закону актов поднадзорных органов и должност­ных лиц считаются: отсутствие предусмотренных в законе фактических обстоятельств, являющихся основанием для издания соответствующих подзаконных актов; издание подзаконного акта во исполнение отме­ненного либо утратившего силу закона; произвольное толкование или умышленное искажение положений закона, обусловившее принятие противоречащего ему подзаконного акта; несоблюдение правил, сро­ков, формы и процедуры издания нормативных актов.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рас­сматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нару­шении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупрежде­нию и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмеще­нию причиненного вреда.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры на общих основаниях.

Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. определены формы реа­гирования прокурора на выявленные нарушения законности.

Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. В протесте про­курор вправе требовать отмены акта или приведения его в соответст­вие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законо­дательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуп­равления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоя­тельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения про­теста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедли­тельно в письменной форме. Если протест рассматривается коллеги­альным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принес­шему протест, чтобы он мог лично поддержать его. Установлен образец оформления протеста.

Представление прокурора готовится на основе материалов прокурор­ских проверок и преследует цель устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Каждое представление инди­видуально по своему содержанию. Оно вносится в орган или должност­ному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит без­отлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок долж­ны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено проку­рору в письменной форме. При рассмотрении представления коллеги­альным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или про­изводства об административном правонарушении подлежит рассмот­рению уполномоченным на то органом или должностным лицом в ус­тановленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, кото­рому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

textbook.news

Общий надзор органов прокуратуры

Общий надзор органов прокуратуры включает в себя:

а) предмет общего надзора прокуратуры;

б/ методы общенадзорной деятельности прокуратуры;

в/ формы реагирования прокурора на нарушения законности.

Прокурорский надзор, от имени РФ, за исполнением действующих на ее территории законов, осуществляется единой централизованной системой органов Прокуратуры РФ. Например, прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в субъектах РФ.

Надзор прокуратуры имеет своей целью, обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (в редакции от 17 ноября 1995 года) прокуратура, в частности, осуществляет:

— надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов судебными приставами.

Надзорная деятельность орга­нов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из ко­торых является общий надзор прокуратуры.

Предмет общего надзора прокуратуры, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными /законодательными/ и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых ак­тов.

При осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правитель­ством РФ. Это прерогатива конституционного контроля. Однако, если принятое Правительством постановление противоречит Консти­туции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокуро­рам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении, прини­мать меры по устранению причин и условий ее нарушения, восстанавливать на­рушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального за­кона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение зако­нов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нару­шения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных орга­нов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и об­ращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нару­шений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правона­рушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст.21 Федерально­го закона:

— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых адми­нистративному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованиями о признании таких актов не действи­тельными;

— вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Методы общенадзорной деятельности прокуратуры. В целях обеспе­чения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогом про­верок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений закон­ности, причин и условий их порождающих, предлагаются меры по их устране­нию. Справки направляются в соответствующие органы, организации для при­нятия мер по устранению выявленных нарушений законности.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.

3. Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных орга­нов государственной власти, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления. Участие в таких засе­даниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, посту­пающих в прокуратуру, либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности. В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе РФ «О прокуратуре» закреплены три формы реагирования прокурора на нарушения закон­ности.

Протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессу­альным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного /законодательного/ органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных случаях, требующих немедленного устранения наруше­ния закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения про­теста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается про­курору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания со­общается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора Представление об устранении нарушений за­кона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному ли­цу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безот­лагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сооб­щено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора. Прокурор, исходя из характера нарушения за­кона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуж­дении уголовного дела или производства об административном правонаруше­нии.

Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то ор­ганом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за админист­рациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассацион­ный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приго­вор, определение или постановление суда.

Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Федеральный закон предусматривает также определенные особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.

3. Обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц.

Кроме надзора и контроля определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится общественному контролю, а также заявлениям и жалобам граждан.

Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.

Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные жалобы и обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Также каждый гражданин вправе обратиться в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Судебный порядок разрешения жалоб является важным способом охраны прав личности.

Согласно указанного закона, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся: коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

-нарушены нрава и свободы гражданина;

-созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

-незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Например, в системе МВД РФ утверждена «Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в органах, учебных заведениях, внутренних войсках, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД».

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Она подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий также вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки (пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом):

— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Общий сроком рассмотрения жалоб судом установлен 1 месяц и 15 дней по жалобам не требующих отлагательства.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным,обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Жалобы на действия и решения должностных лиц и органов власти рассматривают специализированные административные (дисциплинарные) суды РФ, на основе Федерального закона «Об административном судопроизводстве РФ».

studopedia.org

admin