Особенности профессионального общения в деятельности юриста

Особенности профессионального общения в деятельности юриста

Тема 13. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА (КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА)

13.1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

Можно сказать, что общение – особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности юриста, особенно когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т. п.

Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан (ст. 141 УПК РФ, ст. 133 ГПК РФ); допрос в ходе предварительного следствия (ст. 187–191 УПК РФ); допрос в суде при рассмотрении уголовных дел (ст. 275, 277, 278, 282 УПК РФ), допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве (170, 174, 177–180 ГПК РФ); судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым (ст. 294–295 УПК РФ); судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров (ст. 190 ГПК РФ).

Особые вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам (ст. 296–313 УПК РФ), в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам (ст. 194–214 ГПК РФ).

Необходимо учитывать в профессиональном общении юриста не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т. д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.

В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части:

1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;

2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

13.2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста

Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.

1. В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т. д.).

2. Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4. Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е.

речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов в криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» («протокольный стиль изложения»). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта по ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, – явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

– логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

– персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

– разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

– излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

– резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т. п. Все эти жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологические особенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего «я». Важную роль играют жесты, жестикуляция, усиливающие, а иногда и подменяющие собой отдельные слова или фразы. Среди различных жестов, сопровождающих речь, особое смысловое значение приобретают жесты акцентирующие, указательные, описывающие, замещающие.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации. Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие. Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми. Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается в общении во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей. И, наконец, общественная зона от 4 м и более соблюдается во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией.

Таким образом, средства невербальной коммуникации не только существенно дополняют речь, но и значительно усиливают вербальное воздействие, демонстрируя намерения общающихся сторон. В тех же случаях, когда средства невербальной коммуникации в чем-то не соответствуют речевому поведению, их рассогласованность (неконгруэнтность) может свидетельствовать о неискренности партнера по общению.

www.redov.ru

Особенности профессионального общения в деятельности юриста

Роль общения в профессиональной деятельности юриста.

Магомедов Д.Б. – доцент кафедры трудового права и основ

правоведения ФГБОУ ВПО «ДГУ».

Гаджиев А.Ш. — доцент кафедры трудового права и основ

правоведения ФГБОУ ВПО «ДГУ».

Актуальность темы заключается в том, что общение занимает немаловажную роль в профессиональной деятельности и в жизни юриста. Благодаря ему, человек имеет возможность воздействовать на других и наоборот. Общение это итог, выработанный практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, которые обеспечивают взаимопонимание людей в деловом общении, повышает эффективность конечных результатов, совместных действий. Кроме того, общение способствует переходу культуры и социального опыта от поколения к поколению. В основе делового общения лежит прежде всего решение важных вопросов, касающихся дальнейших судеб людей, финансовых затрат, а также правовых отношений субъектов, поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. В отношениях руководителя и подчиненных этическое содержание общения прямо влияет на качество их служебной деятельности. Знание и владение этикой делового общения является высоким показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям. Главными принципами на которых должно основываться деловое общение юриста являются:

1) В основе делового контакта лежит интерес к делу, а не личные интересы и собственные амбиции (именно этот принцип нарушается чаще всего, когда личные интересы входят в противоречие с интересами дела).
2) Порядочность, которая подразумевает прежде всего честность в поступках и поведении, а также наличие таких нравственных качеств как «совесть», «достоинство», «умение вести себя ровно» с любым человеком независимо от его социального статуса, умение твердо отстаивать свои принципы, верность своему слову, ответственность. Доброжелательность, уважительность, которая проявляется в вежливом деликатном, тактичном отношении к человеку. Немаловажен тот факт, что около 80% в деятельности юриста занимает общение, остальные 20% — оформление документации. Содержание общения юриста определяется целями и задачами его деятельности, уровнем его культуры и нравственности. [1]

Особенности профессионального общения юриста заключаются в том, что в большинстве случаев поводом для вступления в общение является правонарушение, асоциальное поведение. Зачастую цели участников общения могут не совпадать (сотрудники полиции, правонарушители, свидетели), что является причиной конфликтности общения и как следствие для успешной деятельности в данных условиях необходима специальная подготовка сотрудников. [2]

В связи с особенностями делового общения юриста каждому необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Для успешного общения юристу, на наш взгляд, необходимо научиться навыкам последовательного происхождения этапов процесса общения, установление контакта, достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации. Начальная фаза общения в процессе которой цели и интересы партнеров по общению совпадают и обеспечивают их дальнейшее взаимопонимание. Установление психологического контакта это целенаправленная деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижении его цели. В основе контакта лежит умение понять цели, интересы партнера и способность предусматривать свои цели. Психологическое содержание контакта заключается в адаптации субъекта к субъекту. Структура психологического контакта включает несколько элементов: 1) прогнозирование общения, которое заключается в сборе информации о партнере по общению, составляется при предварительной подготовки к контакту, а в других случаях сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением в общении с людьми. И на основе собранной информации выясняется, как целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы интересные для него. 2) создание внешних условий, облегчающих установление контакта т.е. выбор времени, условий, места, ситуации обеспечивающих реализации намеченной стратегии поведения. 3) зрительный контакт т.е. формирование образа и его демонстрация партнеру с целью снять у партнера предубеждение и заинтересованность в предстоящем общении. 4) оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению (имеет значение мимические знаки, речь, интонации партнера). 5) устранение помехов в общении, которые могут возникнуть в процессе адаптации, в результате формирования у сотрудника или партнера отрицательной установки к предстоящему общению. Для устранения помех сотруднику необходимо устранить конфликт и продолжить взаимодействие. В случае если психическое состояние партнера затрудняет общение, необходимо переключить внимание партнера на другой объект тем самым снизить эмоциональное возбуждение. [3]

Каждый юрист должен стимулировать у партнера интерес, к продолжению общения побудить его к активному обмену информации, добиться понимания партнером намерений, установок, переживаний и цели, уметь эмоционально побуждать в партнере нужное эмоциональное состояние. Последовательное прохождение этих этапов общения является одним из условий достижения цели делового общения юридической практики. Для успешного профессионального общения юристу необходима коммуникативная компетентность, которая определяется знаниями юриста норм и правил общения. Коммуникативная компетентность невозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми. Юрист обязан владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояния партнеров общения.

В своей деятельности юрист также использует коммуникативные и речевые умения. Под речевыми умениями понимается владение юристом речевой деятельностью и речевыми средствами общения.

Юристу также необходимы социально-психологические умения. Эти умения заключаются в том, чтобы психологически верно вступить в общение в той или иной ситуации; поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров для реализации своей стратегической мысли. [4]

В заключении хотелось бы отметить, что речь и язык юриста являются его визитной карточкой, опорой в своей профессиональной деятельности, в жизни и т.д. К.Г. Паустовский даже писал, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

[1] Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. СПб.: Питер, 2006. 128 С.

www.rusnauka.com

Тема 3.3. Общение в профессиональной деятельности юриста;

Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности юриста заключается в работе с людьми. Достаточно четко представляется то, что эта работа резко отличается от других профессий, где также имеет место межличностное взаимодействие и общение. В юридической деятельности специфику построения межличностных отношений специалиста-правоведа определяют особые условия работы, необычные обстоятельства и непохожие друг на друга случаи и ситуации. Прежде всего, это общение с новыми и необычными людьми не по выбору и часто не по желанию, дела и действия которых не всегда вызывают сочувствие и симпатию.

От правильности общения юриста с другим человеком и реализации индивидуального подхода зависит эффективность всей работы в целом. Поэтому в условиях юридической деятельности жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки специалистов к организации профессиональных контактов. Их эффективность напрямую зависит от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), этапов и наличия конкретных психологических умений, позволяющих психологически грамотно подходить к конструированию актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации решение служебных задач.

Следовательно, профессиональное общение юриста – это разновидность специально организованного взаимодействия, содержанием которого является познание, обмен информацией и воздействие на участников коммуникации для достижения поставленной цели.

Анализ структуры профессионального общения юриста и его динамики позволяет выделить три стадии (этапа):

· психическое чтение особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся психологической информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица;

· поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта;

· взаимодействие и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц.

Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом человека (собеседника).

Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, рассказах сослуживцев, знакомых, близких и т.д.

Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика партнера по общению. Все особенности, в которых человек внешне проявляет себя как личность и как индивидуальность подразделяются на три категории: 1) анатомические (признаки внешнего строения тела, головы, лица и т.д.), 2) функциональные (особенности голоса и речи, жестикуляции, мимики, пантомимики, позы и др.) и 3) сопутствующие (признаки одежды, обуви, мелких носильных вещей, украшений и пр.).

Анатомические признаки. Психологические исследования показали, что в процессе общения люди прежде всего обращают внимание на черты лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего — на форму лица и контуры тела.

Каждый элемент функциональной структуры человека отличается от других прежде всего по своим информативным функциям. Так, мимика в большей степени передает состояния человека, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, направленность взгляда говорит о характере контакта, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку. Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По характерной терминологии человека можно судить о профессии, жизненном опыте.

Сопутствующие признаки человека (прическа, одежда, украшения и др.), могут отражать образ жизни, некоторые мотивы поведения, отношение к себе, эстетические представления. На выборе одежды отражаются то или иное настроение, а также бессознательные устремления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки, кресты) указывают нередко на склонность рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположенного пола. Некоторые признаки оформления внешности говорят о солидаризации с традициями, вкусами определенных социальных групп.

Не полагаясь полностью на внешние невербальные признаки, тем не менее можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержание высказываний. Однако точность познания человека как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс внешних проявлений объекта восприятия.

Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды прически, наличие татуировок и т.п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек и т.п.).

При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом лица целесообразно, по мнению А. И. Папкина, ориентироваться на анализ следующих параметров личности:

1) направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);

2) психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

3) характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.): отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);

4) психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

5) социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);

6) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья патопсихологические свойства).

Основными способами построения психологического портрета собеседника в процессе профессионального общения правоведа могут выступать эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.

Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.

Рефлексия основывается на познании и оценке правоведом своей позиции и размышлениях, о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планах поведения.

Стереотипизация основывается на переносе выявленных в практике юриста типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.

Индивидуализация — способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.

Второй этап профессионального общения характеризуется действиями правоведа, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок для эффективного взаимодействия, планирование содержания и условий предстоящего контакта.

Такой план должен включать следующие параметры: 1) цель общения; предполагаемые результаты; 2) место непосредственного контакта; 3) приемы и способы воздействия на партнера; 4) приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий; 5) нормативные требования к организации общения; 6) способы фиксации полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.); 7) время общения и продолжительность контакта и др.

Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт, имеющий целью получение опреде­ленной информация и воздействие на партнера.

Можно выделять две разновидности профессионального общения: 1) внутриорганизационное общение (общение с коллегами, руководителями) и 2) внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиций участников коммуникации. Воздействия могут приводить к принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам. Например, по уровню активности сторон в общении можно выделить отношения сотрудничества, уклонения от сотрудничества (бездействие) и конфликтные отношения.

Этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы.

Приемы воздействия в процессе внутриорганизационного общения правоведа специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности. К ним следует отнести: должностное обязывание к совершению необходимых профессиональных действий; организационную и профессиональную помощь; совместное планирование, направленное на согласование действий во времени, пространстве и по процедурам.

Специфика внеорганизационного общения правоведа (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями, представителями органов власти и т.д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках нормативно-правового регулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т.д. Все указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке.

Оптимизации перечисленных этапов профессиональной коммуникации способствует специальная психотехника, включающая наиболее рациональные, последовательные действия правоведа. Умение пользоваться психотехникой общения реализуется через владение приемами наблюдения, анализа, эффективного слушания, воздействия, конкретизируемых в специальных методических правилах.

studopedia.su

Особенности профессионального общения в деятельности юриста (стр. 1 из 3)

1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения

3. Наиболее распространенные ситуации профессионального (непроцессуального) общения юриста

Юрист как субъект общественных отношений, всевозможных межличностных контактов активно участвует в различных видах делового(профессионального) общения. Ему постоянно приходится вступать в контакты с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий, учреждений. Общение со многими из них в определенной мере опосредованно влияет на принятие решений организационного, процессуального характера и в целом на всю его деятельность.

Поэтому, говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т.д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста[1] .

От юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая его индивидуально-психологические особенности, в важности предлагаемой ему процессуальной роли, пробудить у него интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение.

Таким образом, роль общения в профессиональной деятельности юриста бывает настолько велика, что оно в ряде случаев играет в ней основную, ведущую роль.

1. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста

Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

В более узком смысле, в контексте рассматриваемых проблем, общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Как пишет Г.М. Андреева, «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее»[2] .

Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить не только как о ее структурном компоненте (подструктуре), но в ряде случаев и как об особом, самостоятельном виде профессиональной деятельности, например, когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т.п.

И наконец, говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан, допрос, судебные прения сторон и пр.

Начало, ход и развитие указанных коммуникативных форм в уголовном и гражданском процессе определяются правовыми (процессуальными) нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон.

Процедура процессуально регламентированного общения, его формализованный, своего рода ритуальный характер применительно к различным коммуникативным ситуациям, обязательные условия, при которых такое профессиональное общение может осуществляться (например, гласность), никем не могут быть нарушены. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.

Помимо указанных выше можно назвать и другие следственные, судебные процедуры коммуникативного характера, включающие в себя отдельные акты общения, которые подробно не описаны в законе, например привлечение понятых к участию в процессе. В подобных случаях законодатель детально не регламентирует порядок общения, что иной раз создает неблагоприятные коммуникативные ситуации, когда лицо, которому, например, предлагается исполнить обязанности понятого, под каким-либо предлогом уклоняется от выполнения этой роли, т.е. односторонне исключает себя из сферы процессуального общения со следователем. Поэтому от юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности.

Говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные, но и непроцессуальные формы.

В социальной психологии в структуре общения выделяются три егонепременные составные части:коммуникативная сторона, состоящая в обмене информациеймежду людьми;перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления междуними взаимопонимания;интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.

2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения

Как уже отмечалось выше, одной из составляющих профессионального общения является коммуникативная сторона.

Под коммуникативной стороной общения понимается собственно сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь — важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Язык, речь, мышление тесно связаны с деятельностью людей в процессе их общения между собой.

В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особенности его мышления, направленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего, к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств но делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний. Процессуальное оформление высказываний в виде показаний направлено на то, чтобы повысить их достоверность, побудить свидетелей и других лиц более ответственно относиться к своим словам.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения. В процессе общения важно уметь не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая убедительность, понятность, доходчивость собственных высказываний, уместность употребления различных речевых и неречевых форм коммуникации, степень эмоциональной окраски речи, выразительность своего речевого поведения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации, К ним, в частности, относятся: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т.п.

Рассмотрим перцептивную сторону общения. В процессе общения между его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон.

В процессе межличностного восприятия всегда присутствуют не только представления о другом человеке, но и представления о самом себе, которые, взаимно обогащаясь, помогают взглянуть на собеседника, на самого себя как бы сквозь призму тех образов, которые возникают в постоянном взаимодействии с различными людьми.

Соотнеся себя со своим партнером по общению, начинаешь лучше понимать его мотивы, поступки, более адекватно в эмоциональном отношении реагировать на них. Это уподобление себя другому в процессе общения получило название идентификации. Идентификация является одним из самых простых способов понимания другого человека.

Важную роль в установлении психологического контакта на начальной стадии общения, как, впрочем, и в ходе дальнейшего развития диалога, играют и другие социально-психологические явления: эмпатия, рефлексия, стереотипизация и др.

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека (идентификации) предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему.

mirznanii.com

admin