Первые письменные законы в афинах

Как появились первые законы?

Почему возникла необходимость в законах?

В первобытном обществе отношения между людьми, которые жили в одной общине, не были сложными и разнообразными. Но все равно часто возникали конфликты и недоразумения между сородичами. Поэтому для нормального мирного существования потребовались конкретные правила, которых должны были придерживаться все члены общины, чтобы не было разногласий.

Самые первые законы уже формировались в первобытном обществе. Они представляли собой различные запреты (табу) и разрешения. Запреты охватывали все жизненные сферы первобытного человека — войну, быт и охоту. В древности существовали три самых важных табу, которые являются прототипами первых законов:

  1. запрещалось кровосмешение;
  2. запрещалось убивать своего сородича;
  3. нельзя было оставлять без помощи нетрудоспособных и слабых – стариков, детей и инвалидов.

Если человек нарушал эти правила, он подвергался строгому наказанию, вплоть до изгнания с общины. В дальнейшем общественные отношения менялись, социальная структура общины становилась сложнее и у людей появлялась своя собственность. Конфликты между людьми становились все чаще, и это послужило причиной для создания специальной структуры, чтобы управлять общиной. Так и возникло государство. А государство и должно регулировать отношения между людьми и решать все возникшие между ними споры. Поэтому все правила поведения в обществе стали записывать, это и были самые первые законы.

Когда появились самые первые законы?

Самые первые написанные на бумаге системы законов появились очень давно. Их издал в древнем Вавилоне царь Хаммурали около 4 тысяч лет назад. Эти законы были направлены против воровства и другого недостойного поведения человека. В его своде древних законопроектов четко определялись права собственников имущества и права гражданина.

Сначала законы издавались царями. Цари сами решали, какие нормы поведения нужно закрепить на законодательном уровне и сами судили преступников. В 534 году император Византии Юстиниан создал свой известный Гражданский Кодекс. Потом этим стали заниматься судьи. Появились специалисты в правовой области, которые изучали законы и могли их растолковать людям.

В Древней Греции законы принимались волей всех граждан, а во времена расцвета Римской империи законы получили новое содержание. Многие из них в несколько измененном виде дошли и до наших дней и даже используются в современном законодательстве. Большой вклад в развитие правовой системы был сделан в средние века. После 12 века на основе положений римских законопроектов стало стремительно развиваться в странах Европы общее, гражданское и международное право.

За свою длительную историю развития законы перетерпели множество изменений и сейчас они отличаются от древних. Хорошее знание законов и умение использовать их на практике выделилось в особое направление, которое в современной жизни называется юриспруденцией.

Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?
Кодификация законов в России началась еще в 18 веке. Процесс в действительности был очень серьезным. Но, несмотря на все попытки, кодифицированная работа была активно развита.

Как продать половину частного дома по законам?
У частного дома бывает не один, а несколько собственников. В этом случае две семьи проживают в одном доме, но по законам каждому собственнику принадлежит только половина.

Когда отменили сухой закон в СССР?
Нужно обратить ваше внимание на то, что «сухой закон» в действительности существовал. И его принятие приходится на 1985 год. Именно в данном году был опубликован.

Как правильно читать законы?
Каждый человек должен интересоваться законами, потому что некоторые проблемы можно решить самостоятельно, без помощи юристов. Но часто неопытный юрист или человек без.

resheniya-sudov4.ru

StrayCat → История Афин (первые законы) 0

Уничтожение отряда Клеона при попытке последнего захватить власть в Афинах не принесло городу мира и спокойствия. Клеон бежал к своему зятю в Мегеры и Афины вступили в войну с этим сильным государством.

Афины уступали Мегерам, и война шла по неуспешному для Афин сценарию. Ни одно правительство не может быть популярным если проигрывает войну.

Правительство олигархии (Ареопаг) становилось все менее и менее популярным в Афинах. Как сказали бы большевики в Афинах того времени назревала революционная ситуация.

Кроме того, олигархи видели, что в соседних городах (тех же Мегерах) пришедшие к власти тираны опирались в своем могуществе на народные массы и делали это главным образом за счет олигархии. Например, отмена долгов или перераспределение земли.

В Афинах того периода не было письменных законов. Дела решались в соответствии с устными традициями. Понятно, что в такой форме законы можно было трактовать как угодно.

В условиях недовольства народных масс правительством, Ареопаг Афин решил пойти на уступку демосу города и создать первый письменный свод городских законов.

Комиссию по созданию такого вот свода законов возглавил архонт Драконт. Он создал очень жесткий свод законов, который был направлен, прежде всего, на обеспечение интересов олигархии. Например, смертная казнь полагалась даже за самое незначительное преступление, направленное против частной собственности. С тех пор в обиход вошло выражение “драконовы меры”.

При всех своих недостатках этот письменный свод имел одно преимущество. Законы впервые были зафиксированы. Неоднозначность трактовки больше не могла влиять на принятие решения. Законы можно было изучать и бороться за устранение недостатков.

yapiligrim.ru

1. Аттика древнейшего времени

Условия возникновения государства. Аттика располагалась на востоке средней Греции, главным ее поселением были Афины. В свое время афиняне-ахейцы сумели отразить дорийское нашествие, возможно поэтому здесь рано произошло слияние разрозненных общин Аттики (Элевсина, Рамнунта, Марафона и др.) в единый афинский полис. После синойкизма Афины стали одним из крупнейших государственных образований по территории и населению в Греции. Географически Аттика делилась на три района: Педиэю (равнинные земли вокруг Афин и Элевсина), Паралию (прибрежную полосу от Афин до Суния) и Диакрию (гористую восточную Аттику). Как и в других полисах, в Афинах существовали четыре филы (племени), делившиеся, в свою очередь, на фратрии (союзы). Более мелкой единицей был генос (род).

Политическое устройство. Царская власть в Аттике исчезла уже в «темные века», и во главе полиса стояли архонты, войско возглавлял полемарх, гражданскими делами ведал архонт-эпоним, по имени которого назывался год в Афинах. Экс-архонты становились членами ареопага, который заседал на холме Ареса рядом с Акрополем. Ареопаг следил за выполнением должностными лицами своих обязанностей, наблюдал за исполнением обычаев и законов. Высшие должности принадлежали эвпатридам. Народное собрание имело немного прав, но достаточно фундаментальных. На нем избирались архонты, решались основные вопросы внутренней и внешней политики. Каждый гражданин имел право в особых случаях обращаться к народному собранию.

Выступление Килона и законы Драконта. Борьба аристократии и демоса не обошла стороной Афины. В 30-е гг. VII в. до н.э. знатный, но обедневший афинский гражданин, победитель Олимпийских игр Килон предпринял попытку ограничить власть родовой знати. Он захватил Акрополь, но, не имея определенной программы, не смог организовать движение демоса, и демос перешел на сторону архонтов. Участники килоновой смуты были предательски убиты в непосредственной близости от алтаря. Одним из значимых результатов выступления Килона стало письменное оформление правовых норм. В 621 г до н.э. в Афинах появляются первые законы, носящие имя архонта Драконта. Законы Драконта – это кодификация уже существовавших в Афинах норм обычного права, однако сама запись законов ограничивала самоуправство аристократии. Свод законов был известен своей суровостью: за большинство преступлений полагалась смертная казнь. Издание законов было уступкой демосу, а их суровость отражала ситуацию в обществе, где реальной властью обладали эвпатриды.

2. Реформы Солона.

Несмотря на кодификацию права, социальная борьба в Афинах не ослабла, и Аттике потребовался новый законодатель – им стал Солон. Солон был избран архонтом в 594 г. до н.э. В своих стихах Солон отмечал, что ему было очень просто захватить тираническую власть, но он решил использовать свой авторитет для законотворчества. В античной традиции именно Солон считался основателем Афинского государства. Солон был аристократом по происхождению (он принадлежал к древнему царскому роду Кодридов), но из-за бедности вынужден был заниматься торговлей (известно о его поездках в Египет). Он получил хорошее образование, был одним из известнейших раннегреческих поэтов (свои законы он «пропагандировал» в элегиях). Став архонтом, Солон провел несколько реформ. Главной своей заслугой он считал сисахфию – ликвидацию долговой кабалы. Теперь должник отвечал перед заимодателем только своим имуществом, взять бедняка в рабство за долги было невозможно. Важным дополнением к закону было введение верхних пределов земельных владений. Он запретил вывоз из Аттики зерна, недостаток которого всегда ощущало местное население, поощрял развитие оливководства. Однако от перераспределения земель, которого требовало беднейшее крестьянство, Солон отказался, чем вызвал недовольство у этой категории населения. Законодатель заботился о развитии ремесла и торговли, он стремился привлечь в Афины квалифицированных ремесленников из всей Греции. Переселенцы не получали гражданства, но становились метеками, они были лично свободными, их имущественные права защищало Афинское государство. Со времени Солона в Афинах начинается расцвет ремесла и, прежде всего, производство керамики.

Солон провел также военную реформу, введя имущественный ценз при формировании ополчения. Афинские граждане отныне разделялись на четыре категории:

1) пентакосиомедимны (пятисотмерники) – богатые афиняне с доходом 500 и более медимнов зерна или 500 метретов вина, или оливкового масла.

2) всадники – граждане, которые могли содержать боевого коня (их доход был не менее 300 медимнов).

3) зевгиты – средние крестьяне с доходом 200 медимнов и выше.

4) феты – малоимущие, с доходом менее 200 медимнов.

На основе имущественного деления организовывалось войско: две первые категории составляли конницу, зевгиты выступали тяжеловооруженными воинами, из фетов формировалась легковооруженная пехота. Этот принцип распространялся и на гражданские должности. Был учрежден также избиравшийся по филам Совет четырехсот, имевший право предварительного обсуждения законов, принимавшихся потом народным собранием. Создан был суд присяжных – гелиэя.

Результаты реформ. Законодательство Солона заложило основы афинской демократии. После преобразований Аттика превратилась в страну средних и мелких землевладельцев. Стал формироваться «средний класс», были признаны права индивида и частная собственность. Однако ни одна из социальных групп Афин не считала себя полностью удовлетворенной солоновскими законами: аристократы-землевладельцы негодовали из-за кассации долгов, беднейшие крестьяне не добились передела земель. После реформ Солона социальная борьба в Афинах продолжалась с еще большим ожесточением, а сам законодатель добровольно ушел в изгнание.

studfiles.net

Урок по итории «Устройство Римской республики». 5-й класс

Цели:

  • Образовательная:
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная:
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая: развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим? (753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле. Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц». У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

Общее в управлении:

по форме устройства
принадлежности высшей власти

Республиканское устройство

в принятии законов

Греции

принимали все
народное собрание обсуждало законы
можно было снять раньше срока
кандидатура выбранного лица предлагалась

Рима

принимали народные трибуны и консулы
народное собрание голосовало без обсуждения
нельзя было снять раньше срока срока
римляне сами предлагали свою кандидатуру

оплата должностей

Греции

оплачивались
органа подобного Сенату не было

Рима

не оплачивались
существовал Сенат

Итог: оба государства являлись республиками, но Афины называют демократической
– Что такое демократия? (Власть принадлежит народу)
– Рим – аристократической республикой т. к. власть реально принадлежала нескольким десяткам богатым патрициям и плебеям.

5. Закрепление: (решение тестовых заданий)

6. Выставление оценок с комментированием учителя

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 3. Почему важно соблюдать законы. —

1. Опираясь на текст учебника, запиши признаки понятия «закон».

Закон — это правила, которые:
1) устанавливает государство;
2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи .

2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

1) упорядочивают жизнь
4) облегчают принятие решения
5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Изначально, функцию законов исполняли обычаи.

3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их — идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти — наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие — целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона — философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
С точки зрения того времени противоречия нет.
С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

poobschestvu.ru

admin