Первый урок преступление и наказание

Урок в 10-м классе. История замысла романа «Преступление и наказание», жанровая композиция

Разделы: Литература

Жанр. Композиция. Система образов.

Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.

1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.

– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

2. Игра с заглавием.

– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)

На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:

“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)

– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).

– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову «наказание».

Наказание
Возмездие
Расплата
Расчет

  • Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
  • Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
  • Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
  • Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.

– Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.

“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

– Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).

– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер — все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.

– Обратимся к высказываниям уже самого автора.

Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:

Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

Из романа “Преступление и наказание”.

Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…

Слова Порфирия Петровича:

Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?

– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”

Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
Она замышляет убить …царя.
Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
Славу добывают трудом.
Или беспримерной смелостью.
А о муке ты не подумала?
Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.

– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.

На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.

  • Философский
  • Нравственно-психологический
  • Исторический
  • Полемический
  • Фантастический
  • Социальный детективный
  • Политический
  • Приключенческий
  • Роман-трагедия
  • Роман-исповедь
  • Сатирический
  • Биографический
  • Семейный
  • Автобиографический
  • Идеологический

    Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.

    – Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

    5. Работа с карточкой.

    – Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.

    Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

    Перечитываешь “Преступление и наказание” — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)

    Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

    Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

    Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

    — Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

    6. Система образов романа.

    — Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
    Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

    Это 4 урок в системе изучения романа «Преступление и наказание», где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими лицами.

    Предварительный просмотр:

    « Родион Раскольников в мире униженных и оскорблённых. Путь к преступлению». (По роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»)

    Цели урока: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир «погибших» и «погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорблённым»; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова, помочь понять сложный и противоречивый характер героя; раскрыть суть теории Раскольникова, её социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь осуществить её.

    Эпиграф к уроку: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

    Вступительное слово учителя.

    «Преступление и наказание»– это роман философский, роман идей, споров, «глубоких раздумий и страстных поисков решения важнейших проблем века». Достоевский с потрясающей силой показал «социальные контрасты эпохи, трагедию народа, закабалённого нуждой, бесправием». Свой голос писатель поднял в защиту униженных и оскорблённых.

    Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель.

    Своих героев писатель показывает в страшные минуты жизни, можно сказать, кризисные, когда их души предельно обнажены. Обострённость восприятия обусловливает и сложное развитие чувств главного героя. Он не просто задавленный бедностью маленький человек, бывший студент, но и мыслитель, анализирующий события жизни, социальные отношения, а также связанные с ними нравственные нормы.

    Итак, поразмышляем над прочитанными страницами романа, задумаемся над жизнью героев Достоевского.

    Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

    Вопросы к образу Раскольникова:

    – Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

    – Найдите в тексте описание внешности Раскольникова. Где живёт герой Достоевского? С какой целью так подробно описывает жилище Раскольникова?

    Просмотр работы Н. Ярошенко «Студент» и рисунков к роману Ф. Достоевского работы Д. Шмаринова.

    –Опишите героя картины Ярошенко.

    – Как в картине художника передаётся психология человека?

    – Усматриваете ли вы общее в психологии Достоевского и Ярошенко?

    – Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

    – Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

    –Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта её характера? ( Гордость)

    –Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии,в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти нескольких)

    –Сонечка Мармеладова. Расскажите о ней. Каковы главные черты характера Сони? ( В героине поражают убеждённость в своей правоте, огромная любовь к людям, желание помочь им. Сонечка добрая, кроткая)

    Размышления над причинами преступления Раскольникова.

    –Проследим путь героя Достоевского к преступлению.

    –Почему герой страдает и терзается?

    – Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной?

    – Проследим путь героя Достоевского к преступлению.

    (Сжатый пересказ – гл. 6, ч.1 Раскольников идёт к старухе-процентщице. Пересказ сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы- гл.7, ч.1)

    «Путь» Раскольникова к преступлению:

    а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

    б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

    в) разговор студента и офицера в распивочной;

    г) теория о «двух разрядах»;

    д) «случайности», подталкивающие на убийство ( страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

    е) мысль героя — решиться хоть на что – нибудь;

    ж) Раскольников идёт на преступление, разрешает себе «кровь по совести».

    –Вспомните статью Раскольникова « О преступлении». Как вы поняли суть теории Раскольникова о «двух разрядах»?

    –К какой группе принадлежит сам герой?

    –Почему Раскольников совершает два убийства?

    – Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

    Вывод: преступление совершённое Раскольниковым,– это предельное испытание идеи, он думал убить и остаться спокойным. Но натура человеческая сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Преступить-то он преступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все,– вошь, «тварь дрожащая».

    Итак, писатель сделал Раскольникова преступником «не столько в уголовном, сколько в философском плане». Протест героя против жестокого мира, « отравлен ядом индивидуализма, жаждой эгоистического самоутверждения»

    – Подумайте над словами Макса Штирнера: « Я сам создаю себе цену и сам назначаю её… Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни…»

    И словами Достоевского: « Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».

    Подготовить сообщения о «двойниках» Раскольникова:

    Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон»

    Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов.

    Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Урок-суд » Тяжкое бремя выбора» по роману Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание», проводится в 10 классе по завершении изучения романа.

    Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления.

    Разработка урока русской литературы в 10 классеТема: Разоблачение в романе Достоевского« Преступление и наказание»идеи «одно зло и сто добрых дел».

    Цель данного урока:определить, в чем заключается «правда» Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист.

    nsportal.ru

    План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
    Урок по литературе в 10 классе «Лестница Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    Это седьмой урок по роману, своего рода промежуточный итог разговора о произведении. На основе анализа структуры первой части романа пытаемся ответить на вопрос, как вызревала идея преступления в сознании героя. Как Город помог этой идее овладеть сознанием Раскольникова. Рассматриваем также особенности символического письма Достоевского. Даем понятие «идеологического романа».

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературе в 10 классе

    учителя Шелыгановой Т.В.

    Тема урока: «Лестница Раскольникова»

    (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    Цель : Подвести учеников к ответу на вопрос: «В чем преступление

    Задача : Проанализировать структуру первой части романа, показать особенности

    символического письма Достоевского, дать понятие» идеологический

    Форма проведения : Урок-беседа на основе внимательного чтения первой части

    романа «Преступление и наказание».

    Примечание : Это седьмой урок по роману, своего рода промежуточный итог

    разговора о произведении. Принципиальное требование к учащимся — работа

    с полным текстом романа. Это примерный конспект урока, в канву которого

    вставлены реальные ответы ребят на уроке.

    Учитель : На прошлом уроке мы говорили об особенностях героя Достоевского. Увидели, что роль практически всех персонажей романа осмысляется прежде всего через их соотношение с Раскольниковым. Собственно, можно сказать, что остальные персонажи нужны Достоевскому, чтобы прояснить что-то в трактовке главного героя. В этом смысле «Преступление и наказание» – одногеройный роман. Но обратим еще раз свое внимание на название произведения. Оно ведь не названо, несмотря на выше мною сказанное, именем главного героя.

    Один из ответов ребят : Достоевскому важно действия героя, его мысли, его состояние. НЕ сам он важен, а идея, которая в нем есть.

    Учитель : Да, конечно. Название романа «Преступление и наказание» указывает не на героя, а на то, что он совершил и что в результате свершилось с ним. К обсуждению этого главного вопроса романа мы и подошли вплотную на прошлом уроке.

    Итак, перед нами почти детективный сюжет о преступлении. Но роман начинается не с преступления, а заканчивается, не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)?

    Вспомним, что все происходящее в романе ( кроме эпилога) – это 13 дней . Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав? Да, из семи глав . Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый событийный круг романа (Вспомним, что Достоевский особое внимание уделял цифровой символике).

    * Определим главные события каждой главы первой части. (Коллективная работа класса).

    1 – «Проба», видим героя глазами автора.

    2 — Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея угнетенного человека). Это аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.

    3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.

    Две темы – еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.

    4 — Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, делает добро, потом отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.

    1. — Сон Раскольникова о лошади.
    2. — Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор?)
    3. -Убийство старухи и Лизаветы.

    За 60-лет до появления романа Гегель сказал: «Биение сердца для блага человечества переходит в неистовство безумного самомнения». * Можно ли считать это высказывание эпиграфом к первой части романа?

    Ответы : Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление (не считая свое действо таковым), — убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь Соне, Дуне, девочке с бульвара. Все эпизоды — это импульсы, ускоряющие его действия, отголоски его мыслей и идей, но нечетко сформулированные.

    *Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера Раскольников решается на убийство? Почему именно в даном месте первой части расположен этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?

    — Может быть потому, что он вдруг из уст других услышал свои мысли.

    — Не случайно, наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы

    Учитель: Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.

    «-Конечно, она недостойна жить, заметил офицер, — но ведь тут природа. /…/ Вот ты теперь тут говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?

    -Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…

    -А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет туту никакой справедливости!»

    Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХ веке!).

    *Что значит в высказывании офицера: «Тут природа»?

    -Природа — то, что есть в человеке, заложено с рождения – нравственный закон. Достоевский считал, наверное, что человек по природе своей все-таки добр.

    — Эпиграф к «Капитанской дочке» Пушкина – «Нравственность в природе вещей»,

    кажется, имеет какое-то отношение к этому вопросу?

    Учитель : Да, Достоевский считал, что «..есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон». Сон – то, что не зависит от человека, но от чего он зависит!

    Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам! Напомните эти «литературные сны»

    Ответ : Сон Обломова.

    Учитель : Да, помните, мы говорили о нем? Это сон-воспоминание об Обломовке, о потерянном рае.

    Ответ : Сон Веры Павловны.

    Учитель : Это сон-предсказание, мечта, утопия.

    Ответ : Сон Татьяны Лариной

    Учитель: Это сон-ассоциация и одновременно вещий сон.

    Ответ : Сон Раскольникова в 5 главке и еще один сон – о мухе.

    Учитель: *А какой их названных снов можно назвать психологически верным, т.е.

    действительно напоминающим настоящий сон – со всей его нелогичностью, иррациональностью?

    Ответ : Сон Обломова – он явно рациональный, мы даже говорили, как он сделан (напоминает текст Библии).

    Учитель : Да, это скорее условный сон, нежели реальный.

    Ответ : Сон Веры Павловны тоже не настоящий какой-то. Это трактат о будущем. Сон здесь все равно что мечта, т.е. в этом значении слово используется.

    Учитель : Да, согласна.

    Ответ : На реальный сон похожи сон Татьяны и сон Раскольникова.

    Учитель: Да, Сон Раскольникова ( и один и другой) – это отражение его душевного состояния.

    «Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце…». В снах отражаются истинные мотивы действий. Сон уничтожает всяческий самообман. Сон – это обнаженная совесть. И.Брянчаников – духовный писатель 19 века — писал следущее:6 «Совесть – чувство духа человеческого, различающее добро ото зла. Это чувство яснее различает добро ото зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум. С обольщенным умом долго борется совесть»

    *О чем первый сон Раскольникова? Когда он ему снится? Где находится герой?

    -Раскольников уходит на острова, стремясь уйти от себя самого, от идеи, которая его мучает своей ужасностью.

    -Раскольникову снится сон о его детстве. Это одновременно сон-воспоминание и сон-предсказание.

    -В сне отражена борьба, внутренняя борьба, происходящая в душе героя.

    -Можно сказать, что во сне Раскольникова и мучает совесть, она сопротивляется идее.

    -Обстановка города, которую вспоминает Раскольников двойственная: тут рядом кабак и церковь.

    -Главный эпизод сна – как Миколка забивает насмерть лошадь, а маленький Родион плачет от горя.

    -Этот сон как бы предостерегает Раскольникова – нельзя совершать то, что он задумал, потому что его душа человечна, как в детстве, и не способна на преступление.

    Учитель: Этот сон – крик человеческой природы против убийства.

    Показательно в этом смысле, что именно образ лошади, несчастного животного, является чуть ли не традиционным, когда речь идет о проснувшейся человечности, о сострадании. Лошадь – символизирует всех несчастных и униженных. Характерно, что немецкий философ Ницше, под влияние идей которого попал Раскольников, однажды на улице расцеловал замученную лошадь, после чего был увезен в сумасшедший дом, где и окончил сои дни. Очевидно, природа человеческая действительно не выдерживает экспериментов над собой. Вспомним стихотворение Некрасова из цикла «О погоде»:

    Под жестокой рукой человека

    Чуть жива, безобразно тоща,

    Непосильную ношу влача.

    Вот она зашаталась и стала.

    «Ну! – погонщик полено схватил

    (Показалось кнута ему мало) –

    И уж бил ее, бил ее, бил!

    Ноги как-то расставив широко,

    Вся дымясь, оседая назад,

    И глядела..(так люди глядят,

    Окоряясь неправым нападкам)….

    Перед нами почти цитата из романа Достоевского. Ну, предположим, Некрасов и Достоевский очень близкие по духу писатели.

    А вот Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»:

    чего вы думаете, что вы их плоше?

    Все мы немного лошади,

    Каждый из нас по-своему лошадь»…

    Учитель : Таким образом, мы видим, что сон занимает ключевое место в композиции первой главы и всего романа в целом. Сон можно назвать и символическим явлением.

    Именно через события, происходящие с героем во сне, мы можем уловить истинное состояние его души, почувствовать биение сердца и крик совести, и значит герою дана еще возможность на преодоление в себе зла которое несет в себе его абстрактная идея любви к человечеству. Уже в первой части романа Достоевский дает нам это почувствовать.

    Идея – абстрактна, истину же дано почувствовать только любящему сердцу. Эту возможность и предоставит Раскольникову автор в последующих частях романа.

    Поэтому можно прислушаться, наверное, к мнению одного зарубежного исследователя, называвшего Достоевского, вопреки традиции, «светлым писателем». Это нам предстоит подтвердить или опровергнуть на следующих уроках по роману.

    Д\З Вторая часть романа, Основные события, Новые герои и их идеи. Второй круг событий.

    nsportal.ru

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
    Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

    Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчивого чтения и анализа романа. Сопровождается презентацией.

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе

    по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

    Тема урока «Мотивы преступления Родиона Раскольникова»

    1. Обучающие –
    1. познакомить учащихся с героем романа Родионом Раскольниковым Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
    2. помочь им понять состояние героя накануне преступления, проанализировать мотивы преступления Родиона Раскольникова;
    3. подготовить учащихся к пониманию причин совершенного героем убийства.
    1. Развивающие –
    1. формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;
    2. формировать умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию;
    3. развивать умения видеть особенности художественной манеры Достоевского.
    1. Воспитательные –
    1. воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

    Тип урока: Урок формирования новых знаний.

    Вид урока : проблемно- эвристическая беседа.

    Основные приемы: анализ художественного текста «вслед за автором».

    Оборудование: презентация урока, текст романа «Преступление и наказание»; фрагмет из кинофильма Л.Кулиджанова по роману Ф.М. Достоевского.

    I. Организационный момент

    II. Объявление темы урока. Целеполагание. (Слайд №1)

    На предыдущем уроке мы говорили о том, что роман «Преступление и наказание» — роман – исследование души человеческой, поиск человека в человеке. Перед своими читателями Достоевский ставит три вопроса исследовательского характера

    Почему убил? Почему признался? Почему воскрес?

    — Как родилось преступление? Что заставило Раскольникова взять в руки топор? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.

    III. Слово учителя. Работа по тексту. Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-6).

    В черновиках к «Преступлению и наказанию» Достоевский писал: «. уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство». Удалось ли ему это?

    В первых шести главах романа мы видим лишь те события, что непосредственно предшествовали преступлению и подвели героя к роковой черте.

    Давайте назовем эти события.

    Учащиеся называют эпизоды романа, предшествующие убийству.

    Выстраивается схема: Слайд №4

    Гл.6 Разговор студента и офицера

    Гл 5.Сон на Васильевском

    Гл 4 Сцена на бульваре

    Гл 3 Письмо матери

    Гл 2. Встреча с С.Мармеладовым

    Гл 1. Петербург. Проба.

    Главным из них является, безусловно, письмо матери, в котором она рассказывает о своем бедственном положении, об унижении Дуни в семье Свидригайловых, наконец, о Лужине и Дуне. (Вспомним слова Раскольникова: «Сонечка! Вечная Сонечка. »)

    Но на «пробу» Раскольников отправился до получения письма. И драму семьи он воспринимает не только как драму частную, только его касающуюся.

    Значит, мотивы преступления надо искать уже в первой главе.

    1. Назовите ключевое слово первой главы, характеризующее мир, в котором живет герой, слово, объясняющее причину конфликта его с окружающим миром, слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту, которая зародилась в углу, в каморке, похожей на шкаф?
    2. Таким словом будет слово «БЕЗОБРАЗНЫЙ» (синонимы: отвратительный, уродливый, ужасный)
    3. Как доказать это? Учащиеся работают с текстом 1, 2 главы, приводят цитатный материал, подтверждающий, что Петербург – ЗЛОЙ город.
    4. Безобразен Петербург (уличные сцены, пейзаж Петербурга, дома-колодцы, мертвый город, контраст «Город бедный, город пышный», интерьеры, лестницы, цветовая гамма Петербурга – желтый, желчный, злой)
    5. Безобразны люди (уличные сцены, толпа, пьяные, «входящие и выходящие так и шмыгали …»)
    6. Безобразна старуха – процентщица ( портретная характеристика)

    Приходим к промежуточному выводу:

    Все это безобразие отталкивает от себя умного, красивого, гордого Раскольникова (портрет) и объясняет социальные мотивы преступления.

    1. Обращает внимание на себя характеристика психологического состояния героя: «углубился в себя», «задавлен бедностью», «уединился в себя», «злая, желчная улыбка змеилась по его лицу» и др.
    2. Все это вызывает в душе Раскольникова безобразные чувства («злобное презрение», «чувство глубочайшего омерзения») – психологические и нравственные мотивы преступления.

    Просмотр фрагмента кинофильма Л.Кулиджанова (начало фильма, 5 минут)

    1. Какое слово постоянно повторяет герой?
    2. Думаю…
    3. Что рождается из этих чувств?
    4. Рождаются мысли, думы, которые находят воплощение в «БЕЗОБРАЗНОЙ МЕЧТЕ» (философские мотивы).
    5. Найдите в тексте потверждение. Где автор говорит о «безобразной мечте»? (зачитать)
    6. Два несовместимых слова ставит автор рядом (оксюморон). Два голоса звучат в словах. Рядом добро, красота и отвращение, зло. Это не случайно.

    Поставив рядом эти слова, Достоевский говорит о двойственности души главного героя, о его раздвоении. Писатель показывает, как в душе героя идет постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и безверием, красотой и безобразием.

    1. Докажите это. (Учащиеся приводят примеры из 1-6 глав, подтверждающие противоречивость натуры Раскольникова, при этом обращаются к фамилии героя).

    Отвращение («Неужели я смогу…») Зло (1 больше 100)

    Ум, создавший теорию Добро (100 больше 1)

    Вопросы к схеме:

    1. О чем мечтает герой?
    2. Какой смысл вкладывает в слово «мечта»?
    3. Что побеждает?
    4. Принимает ли то, что делает? Решителен ли он?

    Вслед за автором мы прошли путь Р. Раскольникова.

    Так какие же мотивы стали определяющими в решении героя пойти на убийство?

    Выслушиваем мнения учеников, составляем таблицу, содержащую иллюстративный материал ( слайд № 5)

    IV . Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

    — Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства, из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному из полюсов, затем в результатеборьбы двух противоположных идей побеждает идея Наполеона, идея власти.

    V. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

    Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Радиона Раскольникова к преступлению.

    Комментарий учителя «Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

    СТРАДАНИЕ (неудовлетворенность окружающим миром)

    РОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ («безобразная мечта»)

    СТРАДАНИЕ (наказание героя)

    VII.Домашнее задание: таблица «Мотивы преступления Р.Раскольникова», часть 1, глава 5 (Сон на Васильевском).

    nsportal.ru

  • admin