Пособие по терапия для студентов

Пособие по терапия для студентов

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 547 429
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 480 777

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности практическая психология, психологическое консультирование, психотерапия, социальная и специальная педагогика, педагогика искусства, социальная работа:

Кафедрой социальной педагогики и социальной работы Софийского университета «Св. Климента Охридского». Рецензия проф. К. Сапунджиевой (София, Болгария);

Советом факультета науки здоровья и социального развития Сегедского университета. Рецензия Dr M. Barnai, K. Bársonyné Kis (Сегед, Венгрия);

Советом факультета изучения социального благополучия и недуга Шауляйского университета. Рецензии Prof. I. Baranauskene,Prof. L. Radzevičienė (Шауляй, Литва);

Научным советом факультета практической психологии Института психологии и педагогики. Рецензия доц. Н. Э. Матвеевой (Москва, Россия).

Современное состояние общества свидетельствует о глубокой трансформации представлений личности, тотального изменения ее социальных установок и системы ценностных ориентаций, отражающих, скорее, критическое, чем добродушное отношение к действительности. Традиционные взгляды на место и роль индивидуальности в обществе замещаются либеральными идеями о праве личности на свободу выражения, о возможности сосуществования в едином пространстве противоречащих друг другу форм мировоззрения. Все это говорит о креативной, эксцентричной природе человека, о его филогенетически закрепленной потребности в совершенствовании форм своего существования. Данная тенденция в смене идеологических парадигм и стратегий поведения указывает на стремление современного homo sapiens к самоопределению в условиях разваливающихся моделей общества, к нахождению иных смыслов во вновь складывающихся социальных отношениях.

Очевидно, что выжить в ситуации неопределенности, непредсказуемости, риска может только личность спонтанная, творческая. Именно об этом в свое время писал основатель психодрамы Дж. Морено. По-видимому, современная психотерапия, опережая и предугадывая скрытые настроения в обществе, отражает имманентную потребность человека в формировании и совершенствованию способности к спонтанному креативному действию, обеспечивающей возможность выживания в ситуации экологического, социального и личностного кризиса. Данные обстоятельства и определили бурное развитие в последнее время во всех областях общественной жизни практики терапии искусством (арт-терапии), до сих пор не подкрепленной научно обоснованной методологической базой.

Для понимания феномена искусства и его характера воздействия на психику человека необходимо эмпирическое исследование и аналитическое описание сущностных сторон художественного образа. На смену узко профильным представлениям о моделях и техниках арт-терапии приходит понимание необходимости выявления и изучения законов и принципов построения арт-терапевтического процесса с опорой на знание механизмов формирования предмета творчества. В связи со сказанным, в представляемом учебном пособии осуществляется системный анализ онтологических и феноменологических аспектов теории арт-терапии в рамках онтосинергетического подхода, разработанного автором на основе теоретических и эмпирических исследований влияния искусства на человека.

Следует отметить, что описание теории психологии искусства и анализ эмпирического исследования природы творчества, методологии формирования художественных и музыкальных способностей представлены в трудах выдающихся российских психологов: Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, С. Я. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Д. Эльконина и др. Существенную роль в методологию арт-терапии, в создание и интерпретацию моделей арт-терапевтической практики внесли зарубежные специалисты: Р. Арнхейм, К. Бах, К. Берк, Ф. Биррен, Д. Винникот, К. Кох, Э. Крис, М. Милнер, Дж. Морено, Я. Морено, М. Наумбург, П. Ренер, А. Сторр, З. Фрейд, А. Фрейд, П. Цанев, А. Эппли, А. Эренцвейг, К. Юнг, Я. Якоби и др.

Современные научно-философские представления о принципах, техниках и моделях арт-терапевтической работы представлены в трудах отечественных ученых: М. Е. Бурно, И. В. Вачкова, А. Л. Гройсмана, Н. Б. Долгополова, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Г. М. Назлояна, В. Н. Никитина, Н. Н. Николаенко, В. И. Петрушина, О. Ф. Потемкиной, Ю. Шевченко и др.

Для российской школы психологии, как это можно видеть на примере классической работы Льва Семеновича Выготского «Психология искусства», характерен культурно-исторический подход в изучении эстетических аспектов искусства, в исследовании характера влияния художественного образа и самого процесса творчества на эмоционально-чувственное состояние воспринимающего субъекта. «Всякое произведение искусства естественно рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию», – отмечал Л. С. Выготский (Выготский, 1986, с. 39).

В свою очередь, в «западной школе» психологии сложилось многообразие научных представлений о генезисе творчества, о механизмах воздействия искусства. Так, с точки зрения психоанализа, произведение искусства выступает в качестве продукта иррационального действия, направляемого вытесненными из сферы сознания в глубины психики неудовлетворенными потребностями и желаниями. С точки зрения психоаналитической теории, искусство рассматривается как символическое выражение скрытых сексуальных мотивов, несущих в себе травматическое начало. В то же время, критически рассматривая теорию психоанализа в контексте интерпретации содержания художественного образа, Р. Арнхейм отмечает: «Мы отрицаем дар понимания вещей, который дается нам нашими чувствами. В результате теоретическое осмысление процесса восприятия отделилось от самого восприятия, и наша жизнь движется к абстракции» (Arnheim, 1966, p. 215).

В то же время представители гештальт-психологии сосредоточивают свое внимание на анализе характера восприятия субъектом художественных образов, на интерпретации феноменологических и экзистенциальных аспектов самовыражения творящего. Творческий процесс определяется как социальный феномен, который может быть объективирован и исследован.

Следует отметить, что анализ научных источников, посвященных изучению механизмов воздействия искусства на психическое и психофизическое состояние человека, позволяет выделить базисные теоретические предпосылки, сложившиеся в области гуманитарного знания, которые оказали наибольшее влияние на развитие арт-терапевтической теории и практики. Арт-терапия, по существу, является интегративным междисциплинарным образованием, вмещающим в себя знания из трех сфер общественной жизни, объединенных идеей многоуровневого синергетического воздействия произведения искусства на явные и неявные сторон психики.

Настоящая книга включает в себя две части. Первая часть посвящена описанию и раскрытию онтологии художественного образа, психологии искусства, методологии арт-терапии. В ней исследуются содержание художественного образа и характер его воздействия на психику человека. Во второй части книги представлены инновационные авторские модели и техники по основным направлениям арт-терапевтической деятельности, направленные на решение диагностических и терапевтических задач.

Надеемся, что изложенный материал позволит не только понять природу художественного образа, но и раскроет безграничные возможности применения искусства в терапевтической практике.

Владимир Никитин, председатель Восточно-Европейской ассоциации арт-терапии, г. София

Часть I. Методология арт-терапии

Красота в искусстве стоит «посредине между чувственным как таковым и чистой идеей».

www.litmir.me

Обсуждения

31 сообщение

Схематичная эмпирическая антибактериальная терапия

Год выпуска: 2011 г.
Автор: МНМЦ «Мысль»
Жанр: Справочник
Специальность/раздел медицины: ЛОР, терапия, урология, гинекология, дерматология, инфекционист

Книга состоит из сложных таблиц (для пользования на скорую руку):
В первой части указана патология (инфекции ЛОР-органов и верхних дыхательных путей, нижних дыхательных путей, мочеполовой системы, в акушерстве и гинекологии, кожи и мягких тканей, суставов и костей, желудочно-кишечного тракта, ЦНС, сепсис), вероятные возбудители и факторы, влияющие на принятие решения о начале антибактериальной терапии, препараты выбора и их особенности применения, альтернативные препараты, длительность АБТ и оценка эффективности проведенного курса
Во второй — Основные современные антибактериальные препараты (международные названия, торговые названия и аналоги, их основное клиническое значение)

1) Учебник для фельдшеров «Терапия» Ростов на Дону. 2012 г. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/PK0IdK3P6A97V Учебное пособие освещает основные симптомы, синдромы и методы исследования больных при заболеваниях различных органов и систем, а также этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение заболеваний и неотложную помощь. В конце каждой темы даны задачи, вопросы для закрепления материала и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях. В приложении представлены: тесты для контроля знаний учащихся и лабораторные показатели крови, мочи и кала в норме. Учебное пособие предназначено для изучения терапии на фельдшерских отделениях медицинских колледжей и училищ, училищ повышения квалификации средних медицинских работников, а также для фельдшеров скорой и неотложной помощи и фельдшерско-акушерских пунктов.

2) Учебное пособие «Внутренние болезни». Витебск. 2004 г. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/eDCmD2Jb6AQzK В учебном пособии изложены материалы для самостоятельной подготовки студентов по вопросам, связанным с диагностикой, дифференциальной диагностикой лечением внутренних болезней, а также имеются контрольные тесты по различным болезням.

3) Учебник для студентов медицинских вузов «Внутренние болезни». Москва. 2012 г. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/Qx2XhqTy6EB4t

4) Учебник «Поликлиническая терапия» для студентов медицинских вузов (Москва, 2011 г.) Файл в формате «djvu» скачать: http://yadi.sk/d/0E64SVBw7DmYY

Электронное приложение к учебнику «Поликлиническая терапия» для студентов медицинских вузов (Москва, 2011 г.) Файл в формате «exe» скачать: http://yadi.sk/d/GovCMb5h7Do0g

5) Учебник для студентов медицинских вузов «Внутренние болезни» (Мухин В.С., 2008 г.) Файл в формате «djvu» скачать: http://yadi.sk/d/IYMUITvG7IrEW

Электронное приложение к учебнику «Внутренние болезни» (Мухин В.С., 2006 г.) Файл скачать: http://yadi.sk/d/-UTPsqqm7IrRY

6) «Электронный справочник терапевта» (Г.П. Матвейков 2001 г.) Файл скачать: http://yadi.sk/d/IrlM757y7Ivsm

7) «Тесты и ситуационные задачи по внутренним болезням» для студентов медицинских вузов (Москва, 2012 г.) Файл в формате «doc» читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/HvS2hk3D9tZjE

8) Регистр лекарственных средств России (РЛС) Доктор: «Ревматология» (2013 г.) Файл в формате «pdf» читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/vi9FFbVxDA45j

9) «Проблема ожирения в Европейском регионе ВОЗ и стратегии ее решения» (2009 г.) Файл в формате «pdf» читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/9FSdfACUCQr4m

10) «Внутренние_болезни_с_основами_доказательной медицины и клинической фармакологией» (Моисеев В.С., 2010). Для студентов медицинских вузов и практикующих врачей. Файл в формате «djvu» скачать: http://yadi.sk/d/nDJuC-4MDMY2m

11) Книги «Диагностика_болезней_внутренних_органов» (А.Н._Окороков, 2000 – 2005 г.) читать онлайн или скачать в формате «pdf»:

Том_2:_Диагностика_ревматических_и_системных_заболеваний соединительной ткани. Диагностика эндокринных заболеваний. http://yadi.sk/d/rAQwJqIhDMzh2

Том_4:_Диагностика_болезней_системы_крови_(диагностика_анемий, острых и хронических лейкозов, лейкемоидных реакций, лейкопении и агранулоцитоза). http://yadi.sk/d/iNfsnBJTDMzqi

Том_5:_Диагностика_болезней_системы_крови_(геморрагических_диатезов, тромбофилического синдрома, порфирий). Диагностика болезней почек. http://yadi.sk/d/fI1YG_TADMzue

Том_6:_Диагностика_болезней_сердца_и_сосудов_(диагностика_атеросклероза и ишемической болезни сердца). http://yadi.sk/d/mN1UefmgDN22C

Том_7:_Диагностика_болезней_сердца_и_сосудов_(диагностики_артериальной гипертензии, артериальной гипотензии и нейроциркуляторной дистонии). http://yadi.sk/d/6grHpE_ADN29V

Том_8:_Диагностика_болезней_сердца_и_сосудов_(диагностика_кардиомиопатий, миокардитов, острой и хронической сердечной недостаточности). http://yadi.sk/d/WPAJCscmDN2EQ

Том_9:_Диагностика_болезней_сердца_и_сосудов_(перикардиты,_инфекционный эндокардит, пролапс митрального клапана, приобретенные пороки сердца). http://yadi.sk/d/ez3qheZRDNPxZ

Том_10:_Диагностика_болезней_сердца_и_сосудов_(врожденные_пороки сердца у взрослых, нарушение сердечного ритма и проводимости, опухоли сердца, метаболический синдром). http://yadi.sk/d/C9hCR-MCDNQ2g

12) Книги «Лечение_болезней_внутренних_органов»_(А.Н._Окороков, 1997 г.) читать онлайн или скачать в формате «pdf»:

m.vk.com

Пособие по терапия для студентов

Повышение качества образовательного процесса включает в себя много работы по подготовке и изданию учебников для самостоятельной работы студентов. Подготовка современного врача стоматолога – ортодонта должна базироваться на знаниях о основных интерсептивных мероприятиях в клинической практике, а также профилактике зубочелюстных аномалий и деформаций у детей, в зависимости от этиологии, патогенеза и клинического течения патологического процесса. В связи с этим при организации ортодонтической помощи детям и подросткам необходимо предусмотреть в первую очередь возможность интерсептивного воздействия для предотвращения инициализации зубочелюстных аномалий и деформаций.

Студенты стоматологи недостаточно ориентируются в организации, составлении и проведении интерсептивных мероприятиях при тех или иных ортодонтических аномалий у детского населения из-за недостатка литературы. В ортодонтии необходимо перейти от непосредственного устранения зубочелюстной аномалии и деформации к медицинской стратегии, которая подразумевает приоритет интерсептивной и профилактической помощи, раннее выявление индикаторов риска основных ортодонтических заболеваний, индивидуальное планирование интерсептивных программ. Все это должно быть обеспечено новыми парадигмами обучения стоматологов на до- и постдипломном уровнях. Поэтому создание учебного пособия по основным вопросам интерсептивной терапии в ортодонтии у детей является обоснованным и своевременным. Изложенные в пособии материалы, рассчитаны на студентов стоматологов, врачей-интернов, ординаторов и слушателей ИПМО.

В представленном учебном пособии, в полном объеме отражены основные ортодонтические аномалии и деформации у детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Описаны основные принципы оказания интерсептивной ортодонтической помощи детям. В работе также рассмотрены последовательность и преемственность интерсептивных, профилактических и лечебных мероприятий, начиная с антенатального периода развития и в течение всего периода детства. Отображен мониторинг ортодонтической заболеваемости и основных факторов риска, имеющих к ней отношение, в целях разработки массовых программ инерсептивной терапии по показаниям, оценки качества ортодонтической помощи. Внесены авторские разработки по комплексу методов интерсепции и лечения, а также диагностики основных ортодонтических заболеваний у детей в возрастном аспекте. Авторами освещены проблемы, касающиеся комплексного воздействия на наиболее важные факторы риска развития зубочелюстных аномалий и деформаций, в первую очередь на врожденные и приобретенные. Раскрываются вопросы приоритетных мероприятий интерсептивной терапии в клинике ортодонтии, основанных на воспитании у ребенка привычек здорового образа жизни в семье, которые формируются с участием персонала, занимающегося здоровьем и воспитанием детей. Анализируется система диспансерного наблюдения, как активного метода динамического мониторинга за состоянием зубочелюстной системы как практически здорового детского населения, так и ортодонтических пациентов, страдающих тяжелыми зубочелюстными аномалиями и деформациями.

Для подготовки пособия авторами использован материал учебников по ортодонтии детей под редакцией Л.С. Персина, Ф.Я. Хорошилкиной, J. Noar, R. Nanda, монографий других авторов и источников периодической печати по интерсепции зубочелюстных аномалий и деформаций и ортодонтии у детей и подростков отечественной и зарубежной литературы. Печатается на основании требований предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060201 «Стоматология».

В учебное пособие «Принципы интерсептивной терапии в ортодонтии» включены задания в тестовой форме и ситуационные задачи для подготовки к занятиям. Материал, изложенный в учебном пособии «Принципы интерсептивной терапии в ортодонтии», является весьма своевременным, актуальным, имеет целенаправленную практическую значимость и представляет интерес для студентов, врачей-интернов, ординаторов и слушателей ИПМО, обучающихся в высших учебных заведениях по основной образовательной программе стоматология.

Даны рекомендации по организационно-методической работе в ортодонтии, ее планирование, анализ деятельности учреждений, разработке мероприятий, направленных на повышение качества и объема ортодонтической помощи детскому населению, а также по разработке и составлению комплексной программы интерсептивных мероприятий по воздействию на основные зубочелюстные аномалии и деформации заболеваний у детей. Материал систематизирован, изложен последовательно, представлен на достаточно высоком методическом уровне. Отличительной особенностью является то, что в его основу положен многолетний опыт изучения организации ортодонтической помощи детям, а также проведение и составление индивидуальной программы интерсептивной терапии у детей на кафедре детской стоматологии с ортодонтией ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

www.expeducation.ru

Владимир Никитин — Арт-терапия. Учебное пособие

Владимир Никитин — Арт-терапия. Учебное пособие краткое содержание

В книге систематизирован материал по теории и практике арт-терапии. Представлено методическое обеспечение основных направлений арт-терапевтической деятельности. Особое внимание уделено исследованию онтологии художественного творчества, пониманию его генезиса и содержания, которые определяют эффективность проведения арт-терапевтической работы. Рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством.

Арт-терапия. Учебное пособие читать онлайн бесплатно

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и докторантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности практическая психология, психологическое консультирование, психотерапия, социальная и специальная педагогика, педагогика искусства, социальная работа:

Кафедрой социальной педагогики и социальной работы Софийского университета «Св. Климента Охридского». Рецензия проф. К. Сапунджиевой (София, Болгария);

Советом факультета науки здоровья и социального развития Сегедского университета. Рецензия Dr M. Barnai, K. Bársonyné Kis (Сегед, Венгрия);

Советом факультета изучения социального благополучия и недуга Шауляйского университета. Рецензии Prof. I. Baranauskene,Prof. L. Radzevičienė (Шауляй, Литва);

Научным советом факультета практической психологии Института психологии и педагогики. Рецензия доц. Н. Э. Матвеевой (Москва, Россия).

Современное состояние общества свидетельствует о глубокой трансформации представлений личности, тотального изменения ее социальных установок и системы ценностных ориентаций, отражающих, скорее, критическое, чем добродушное отношение к действительности. Традиционные взгляды на место и роль индивидуальности в обществе замещаются либеральными идеями о праве личности на свободу выражения, о возможности сосуществования в едином пространстве противоречащих друг другу форм мировоззрения. Все это говорит о креативной, эксцентричной природе человека, о его филогенетически закрепленной потребности в совершенствовании форм своего существования. Данная тенденция в смене идеологических парадигм и стратегий поведения указывает на стремление современного homo sapiens к самоопределению в условиях разваливающихся моделей общества, к нахождению иных смыслов во вновь складывающихся социальных отношениях.

Очевидно, что выжить в ситуации неопределенности, непредсказуемости, риска может только личность спонтанная, творческая. Именно об этом в свое время писал основатель психодрамы Дж. Морено. По-видимому, современная психотерапия, опережая и предугадывая скрытые настроения в обществе, отражает имманентную потребность человека в формировании и совершенствованию способности к спонтанному креативному действию, обеспечивающей возможность выживания в ситуации экологического, социального и личностного кризиса. Данные обстоятельства и определили бурное развитие в последнее время во всех областях общественной жизни практики терапии искусством (арт-терапии), до сих пор не подкрепленной научно обоснованной методологической базой.

Для понимания феномена искусства и его характера воздействия на психику человека необходимо эмпирическое исследование и аналитическое описание сущностных сторон художественного образа. На смену узко профильным представлениям о моделях и техниках арт-терапии приходит понимание необходимости выявления и изучения законов и принципов построения арт-терапевтического процесса с опорой на знание механизмов формирования предмета творчества. В связи со сказанным, в представляемом учебном пособии осуществляется системный анализ онтологических и феноменологических аспектов теории арт-терапии в рамках онтосинергетического подхода, разработанного автором на основе теоретических и эмпирических исследований влияния искусства на человека.

Следует отметить, что описание теории психологии искусства и анализ эмпирического исследования природы творчества, методологии формирования художественных и музыкальных способностей представлены в трудах выдающихся российских психологов: Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, С. Я. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Д. Эльконина и др. Существенную роль в методологию арт-терапии, в создание и интерпретацию моделей арт-терапевтической практики внесли зарубежные специалисты: Р. Арнхейм, К. Бах, К. Берк, Ф. Биррен, Д. Винникот, К. Кох, Э. Крис, М. Милнер, Дж. Морено, Я. Морено, М. Наумбург, П. Ренер, А. Сторр, З. Фрейд, А. Фрейд, П. Цанев, А. Эппли, А. Эренцвейг, К. Юнг, Я. Якоби и др.

Современные научно-философские представления о принципах, техниках и моделях арт-терапевтической работы представлены в трудах отечественных ученых: М. Е. Бурно, И. В. Вачкова, А. Л. Гройсмана, Н. Б. Долгополова, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Г. М. Назлояна, В. Н. Никитина, Н. Н. Николаенко, В. И. Петрушина, О. Ф. Потемкиной, Ю. Шевченко и др.

Для российской школы психологии, как это можно видеть на примере классической работы Льва Семеновича Выготского «Психология искусства», характерен культурно-исторический подход в изучении эстетических аспектов искусства, в исследовании характера влияния художественного образа и самого процесса творчества на эмоционально-чувственное состояние воспринимающего субъекта. «Всякое произведение искусства естественно рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию», – отмечал Л. С. Выготский (Выготский, 1986, с. 39).

В свою очередь, в «западной школе» психологии сложилось многообразие научных представлений о генезисе творчества, о механизмах воздействия искусства. Так, с точки зрения психоанализа, произведение искусства выступает в качестве продукта иррационального действия, направляемого вытесненными из сферы сознания в глубины психики неудовлетворенными потребностями и желаниями. С точки зрения психоаналитической теории, искусство рассматривается как символическое выражение скрытых сексуальных мотивов, несущих в себе травматическое начало. В то же время, критически рассматривая теорию психоанализа в контексте интерпретации содержания художественного образа, Р. Арнхейм отмечает: «Мы отрицаем дар понимания вещей, который дается нам нашими чувствами. В результате теоретическое осмысление процесса восприятия отделилось от самого восприятия, и наша жизнь движется к абстракции» (Arnheim, 1966, p. 215).

В то же время представители гештальт-психологии сосредоточивают свое внимание на анализе характера восприятия субъектом художественных образов, на интерпретации феноменологических и экзистенциальных аспектов самовыражения творящего. Творческий процесс определяется как социальный феномен, который может быть объективирован и исследован.

Следует отметить, что анализ научных источников, посвященных изучению механизмов воздействия искусства на психическое и психофизическое состояние человека, позволяет выделить базисные теоретические предпосылки, сложившиеся в области гуманитарного знания, которые оказали наибольшее влияние на развитие арт-терапевтической теории и практики. Арт-терапия, по существу, является интегративным междисциплинарным образованием, вмещающим в себя знания из трех сфер общественной жизни, объединенных идеей многоуровневого синергетического воздействия произведения искусства на явные и неявные сторон психики.

libking.ru

Учебно-методический материал по теме:
Методическое пособие для самоподготовки студентов по «Терапии», раздел: «Пульмонология»

Одной из основных клинических дисциплин в подготов­ке фельдшера является «Терапия».

В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения со­держания и уровню подготовки выпускников по специально­сти «Лечебное дело», в задачи курса входит подготовка фельдшера к оказанию лечебно-диагностической медицин­ской помощи пациентам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и стационарах в пределах общих и профессио­нальных компетенций.

Задача студентов подготовиться к самостоятельной ра­боте, научиться клинически мыслить, разбираться в наиболее часто встречающейся патологии внутренних органов, оказы­вать доврачебную помощь, осуществлять уход за больными, проводить профилактические мероприятия, сан-просвет рабо­ту.

Настоящее пособие составлено в соответствие с ФГОС СПО третьего поколения.

Пособие предназначено для самоподготовки студентов отделения «Лечебное дело» к теоретическим занятиям.

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» В Г. РАЙЧИХИНСКЕ

специальность «Лечебное дело»

г. Райчихинск – 2012г.

  1. Пояснительная записка
  2. Рецензия
  3. Цели и задачи дисциплины
  4. Требования ФГОС СПО
  5. Тематический план
  6. Занятие №1 «Острые и хронические бронхиты»
  7. Занятие №2 «Бронхиальная астма. Эмфизема легких»
  8. Занятие №3 «Очаговая пневмония. Крупозная пневмония. Дыхательная недостаточность»
  9. Занятие №4 «Нагноительные заболевания Легких»
  10. Занятие №5 «Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии»
  11. Приложение
  12. Литература

Одной из основных клинических дисциплин в подготовке фельдшера является «Терапия».

В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Лечебное дело», в задачи курса входит подготовка фельдшера к оказанию лечебно-диагностической медицинской помощи пациентам в учреждениях первичной медико-санитарной помощи и стационарах в пределах общих и профессиональных компетенций.

Задача студентов подготовиться к самостоятельной работе, научиться клинически мыслить, разбираться в наиболее часто встречающейся патологии внутренних органов, оказывать доврачебную помощь, осуществлять уход за больными, проводить профилактические мероприятия, сан-просвет работу.

Настоящее пособие составлено в соответствие с ФГОС СПО третьего поколения.

Пособие предназначено для самоподготовки студентов отделения «Лечебное дело» к теоретическим занятиям.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам

Фельдшер должен обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями,

соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

Требования ФГОС СПО третьего поколения к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности

«Лечебное дело» 060101.

В результате изучения профессионального модуля фельдшер должен:

иметь практический опыт:

— назначения лечения и определения тактика ведения пациента;

— выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;

— организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;

-оказания медицинских услуг в терапии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, хирург травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией, неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии, дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии;

— проводить дифференциальную диагностику заболеваний;

— определять тактику ведения пациента;

— назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;

— определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;

— применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;

— определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

— проводить лечебно-диагностические манипуляции;

— проводить контроль эффективности лечения;

— осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста;

— принципы лечения и ухода в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией; неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии; дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний;

— фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;

— показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

— побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

— особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп.

О. и хр. бронхиты

Бронхиальная астма. Эмфизема легких.

Очаговая пневмония. Крупозная пневмония. ДН.

Нагноительные заболевания легких.

Плевриты. Рак легких. Неотложные состояния в пульмонологии.

Тема: «Острые и хронические бронхиты».

Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики острых и хронических бронхитов и «Д» наблюдения.

Вопросы для самоподготовки.

  1. АФО органов дыхания (вопрос для повторения).
  2. Методика объективного обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания (вопрос для повторения).
  3. Определение бронхита. Основные причины развития острых и хронических бронхитов.
  4. Патогенез и классификация бронхитов.
  5. Основные клинические симптомы и синдромы, наблюдаемые при бронхитах, их течение.
  6. Диагностика бронхитов.
  7. Принципы лечения бронхитов, осложнения.
  8. Профилактика и «Д» наблюдение.
  1. Для лучшего усвоения темы повторить из курса анатомии анатомо-физиологические особенности органов дыхания.
  2. Из курса пропедевтики клинических дисциплин повторите основные жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями органов дыхания, объективное обследование (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторные и инструментальные методы диагностики.
  3. Опираясь на учебник внутренних болезней, рекомендуемую литературу, лекционный материал дайте определение, что такое «бронхит», запомните. Разберитесь в причинах развития бронхитов.
  4. Знание классификации поможет в постановке диагноза. Разберитесь и запишите в тетради. Изучите патогенез бронхитов.

Пример формулировки диагноза: Хронический гнойный бронхит, дистальный, средней степени тяжести, обострение. Эмфизема легких, хроническое легочное сердце, декомпенсация, ДН II.

  1. При помощи учебника с использованием лекционного материала изучите основные клинические симптомы и синдромы их течение.
  2. Изучите основные методы диагностики бронхитов (клинический анализ крови, R-графию грудной клетки, анализ мокроты, исследование функции внешнего дыхания). Необходимо знать изменения основных показателей.
  3. Изучите принципы лечения бронхитов с учетом новых антибактериальных препаратов. Выпишите рецепты для лечения бронхитов.
  4. Запомните, к каким осложнениям может привести бронхит.
  5. Прочитайте меры профилактики и «Д» наблюдение больных.
  6. Для проверки знаний ответьте на вопросы теста.
  7. Решите задачу.
  1. Каковы основные проявления простого бронхита:

а) повышение температуры тела с ознобом, боли в грудной клетке;

б) кашель с выделением слизисто-гнойной мокротой;

в) лихорадка, кровохарканье, слабость;

г) приступ инспираторной одышки с цианозом.

2. Перкуторный звук при остром бронхите:

3. Антибиотики при остром бронхите назначаются:

б) не назначаются;

г) при угрозе осложнений.

4. Ведущий симптом хронического обструктивного бронхита:

Мужчина 23 лет обратился к фельдшеру с жалобами на общую слабость, недомогание, головную боль, повышение температуры до 37,5, сухой кашель. Болеет второй день, заболевание связывает с переохлаждением.

Объективно: температура тела 37,2. Общее состояние удовлетворительное. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Перкуторный звук над легкими ясный. Дыхание жесткое, рассеянные жужжащие и свистящие хрипы. ЧДД -16 в 1 мин. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС-72 в мин, АД 120/80 мм рт ст. Абдоминальной патологии нет.

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Перечислите необходимые дополнительные исследования.
  3. Назовите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.
  1. Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос «Терапия с курсом ПМСП», «Фениес», Ростов-на Дону, 2008 г
  2. Лекционный материал.

Вы проделали большую работу, подготовились к занятию. Смело приходите на занятие. Желаю успеха!

Тема: «Бронхиальная астма. Эмфизема легких». Цель: Изучить причины, механизм развития, развитие клинических симптомов, методов диагностики, принципов лечения, осложнений, профилактики бронхиальной астмы, эмфиземы легких. Оказание неотложной помощи при приступе удушья. «Д» наблюдение.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Определение бронхиальной астмы б.а, причины развития.
  2. Патогенез б.а., классификация.
  3. Основные клинические симптомы и синдромы б.а., клиника приступа удушья, астматического статуса.
  4. Диагностика бронхиальной астмы.
  5. Принципы лечения б.а.
  6. Оказание неотложной помощи при приступе б.а., астматическом статусе.
  7. «Д» наблюдение за больными.
  8. Определение, причины, клиника эмфиземы легких, диагностика, принципы лечения.
  1. Используя рекомендуемую литературу и лекционный материал, дайте определение б.а., запомните. Изучите причины, ведущие к развитию б.а.
  2. Изучите патогенез б.а.

3.Запишите классификацию б.а.

  1. Изучите основные клинические симптомы и синдромы б.а., клинику приступа удушья, астматического статуса.
  2. Необходимо усвоить диагностику б.а., (спирография, пневмотахометрия, аллергические пробы, методы лабораторной диагностики). Провести дифференциальную диагностику вам поможет таблица № 1.
  3. Изучите принципы лечения бронхиальной астмы, неотложную помощь (см. далее), выпишите рецепты основных групп препаратов.
  4. Запишите в тетради профилактику б.а., «Д» наблюдение за больными.
  5. Используя рекомендованную литературу, изучите определение, причины, клинику, диагностику, лечение эмфиземы легких. В тетрадях напишите небольшой конспект.
  6. Для проверки знаний ответьте на вопросы теста, решите предложенную задачу.

Патологические признаки бронхиальной астмы

Во время приступа бронхиальной астмы гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи, сужая дыхательные пути.

Рис. Бронх на поперечном разрезе: а — нормальный; б — при астме; 1 — слизистая,

2 – подслизистая и 3 — мышечная оболочки, 4 — слизистая пробка

Бронхиальная астма (рентген)

1. Ведущие симптомы бронхиальной астмы:

а) кашель с отхождением мокроты с примесью крови;

б) резкое снижение АД4

в) нарушение ритма и частоты дыхания;

г) удушье с затрудненным выдохом, сухие хрипы, слышимые на
расстоянии.

2. Кристаллы Шарко -Лейдена и спирали Куршмана встречаются при:

а) гнойных заболеваниях легких;

б) застое в малом кругу кровообращения;

в) абсцессе легкого;

г) бронхиальной астме.

3. Какие препараты назначают больным во время приступа
бронхиальной астмы:

4. Пикфлоуметрия — это измерение:
а) пиковой скорости выдоха;
б) ЖЕЛ;

5. Признак астматического состояния:

а) увеличение количества хрипов;

б) появление крепитации;

в) исчезновение кашля;

г) исчезновение дистанционных хрипов.

Больная В., 43 года, обратилась к фельдшеру с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.

Есть двое детей 7-и и 15-ти лет, у которых тоже бывают приступы удушья. У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести, больная сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над-, и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры.

Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в минуту. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра.

На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧСС — 26 в 1 мин. Тоны сердца ритмичные, ясные 92 в мин. АД 110/70 мм рт ст. абдоминальной патологии нет.

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Назовите необходимые дополнительные исследования.
  3. Перечислите возможные осложнения данного заболевания.
  4. Определите Вашу тактику в отношении данного пациента, принципы лечения и профилактику данного заболевания.

Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы

nsportal.ru

admin