Права и полномочия органов государственной власти субъектов рф

Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

1) реализация в субъектах Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

2) издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполнения;

3) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и его компетенции;

4) определение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственных им учреждений и иных организаций, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро;

5) определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

6) определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи;

7) оказание в пределах своих полномочий содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор)

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

1. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочий осуществляются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся:

1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ часть 2 статьи 5 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 августа 2011 г.

2.1) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

4) организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

base.garant.ru

Права и полномочия органов государственной власти субъектов рф

Отнесение Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) общих вопросов образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] (п. 2 ст. 26. 3) установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (они были перечислены в комментарии к ст. 7 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования уточнены в комментируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации об образовании (например, статья 4 «Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования» Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»[2]).

К таким полномочиям отнесены:

— разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г. № 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года»»[3], Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 декабря 2012 г. № 280 «О республиканской целевой программе «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2013 — 2017 годы»»[4];

— создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (например, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г. № 25-пп «О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области»[5], Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. № 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов»»[6], Постановление правительства Тульской области от 27 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, муниципальной образовательной организации»[7]);

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2014 г. № 278-ПП «Об утверждении порядков расчета объемов (размеров) субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»[8], Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 565-пп «Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, дошкольных группах образовательных организаций»[9]);

— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 25 февраля 2014 г. № 331 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай»[10]);

— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2014 г. № 94 «О среднем размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»[11]);

— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г. № 149 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям»[12], Постановление Правительства Красноярского края от 3 апреля 2014 г. № 119-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенным на территории Красноярского края»[13]);

— организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (например, Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета»[14], Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 января 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в средних профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия»[15], Постановление Правительства Магаданской области от 15 мая 2014 г. № 402-пп «Об утверждении норматива формирования стипендиального фонда и порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и других форм денежных выплат»[16]);

— организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Амурской области от 15 мая 2014 г. № 285 «О Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление грантов общеобразовательным организациям на дополнительное образование детей по программам изучения традиционных промыслов коренных малочисленных народов»[17], Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. № 76-а «О нормативе бюджетного финансирования предоставления услуг по дополнительному образованию детей»[18]);

— организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2014 г. № 572 «Об утверждении Положения о порядке и условиях направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, некоторых категорий граждан»[19], Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 № 1099 «Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 —2020 годы»[20]);

— организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 г. № 1115 «Об утверждении порядка обеспечения в Республике Татарстан муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Татарстан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ»[21]);

— обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2014 г. № 251 «Об обеспечении осуществления мониторинга в системе образования Ленинградской области»[22], Приказ минобразования Нижегородской области от 25 сентября 2014 г. № 2073 «О проведении мониторинга системы образования Нижегородской области»[23]);

— организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (например, Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 2 сентября 2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»[24], Приказ Департамента образования Ивановской области от 5 марта 2013 г. № 311-о «Об утверждении Административного регламента оказания государственной услуги «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»»[25];

— создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 18 октября 2013 г. № 6275 «Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Краснодарского края»[26], Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. № 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[27].

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, установленный в комментируемой статье, не является закрытым. Он может изменяться и дополняться через внесение соответствующих поправок и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Последний раз такая поправка вносилась Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[28].

В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Так, в Постановлении Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2014 г. № 104-п «Об установлении дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам»[29] установлено, что дополнительное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области на мероприятия по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.

В качестве уполномоченного органа на предоставление субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области определено министерство образования Оренбургской области.

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей утверждены Минобрнауки России 1 июля 2014 г. № ВК-103/09вн)[30].

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Данная норма федерального закона воспроизводится в региональных законах об образовании. Так в ст. 6 «Полномочия Правительства Республики Хакасия в сфере образования» Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»[31] установлено: «Правительство Республики Хакасия вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия».

www.lexed.ru

Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования

1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования;

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом;

5) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

5.1) утратил силу.

5.2) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

6) формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования;

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.2) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

6.3) организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

6.4) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений);

8.1) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);

9) формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование;

10) утратил силу.

11) установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

12) утратил силу.

13) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

14) утратил силу.

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений;

16.1) утратил силу.

17) утратил силу.

18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.

www.electorat.info

Задачи и полномочия органов государственной власти субъектов РФ

Во-первых, это правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и в порядке, установленных данным Федеральным законом. Ранее нами затрагивался вопрос о том, в каких пределах субъект РФ осуществляет правовое регулирование местного самоуправления в новых условиях. Фактически приведенное положение означает, что закон субъекта может что-либо регулировать в плане организации местного самоуправления только в том случае, если именно по этому поводу имеется отсылка в Федеральном законе к законодательству субъектов РФ. То есть в Законе должно быть указано, что вопрос регулируется законодательством субъектов РФ.

Во-вторых, это правовое регулирование прав и обязанностей, ответственности органов государственной власти субъектов РФ, их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Здесь субъект РФ наделен правом определять роль своих органов государственной власти в отношении местного самоуправления, но сохраняется принцип — регулирование субъектом отношений в области местного самоуправления только по прямому указанию федерального законодательства, в том числе и в отношении возможностей своих органов власти, т.е. регулирование в отсутствие такого прямого указания невозможно.

Как следует из текста Федерального закона 2003 г. вопросы регулируются либо федеральным законом и законом субъекта РФ, либо законом субъекта, тем самым обозначаются пределы полномочий органов государственной власти субъекта РФ.

Так, за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 7).

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта РФ (ст. 22), гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ (ст. 23). Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 34).

Возможно установление полномочий органов местного самоуправления законом субъекта РФ (ч. 11 ст. 35, ч. 6 ст. 43). Условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных как федеральными законодателями, так и законами субъектов РФ, устанавливаются законом субъекта РФ; в этом случае законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (ч. 3, ч. 4 ст. 37).

Допускается регулирование законом субъекта РФ (а также уставом муниципального образования) муниципальной службы в соответствии с федеральным законом (ст. 42 Закона).

Достаточно большое число отсылок к законам субъектов РФ имеется в части межбюджетных отношений. В частности, в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в качестве отображения их специфики — перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами этих субъектов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Есть и ряд других отсылок к закону субъекта РФ в Федеральном законе 2003 г.

По мере регулирования тех или иных вопросов законодатель уточняет правовую основу соответствующих отношений. Так, в развитие нормы Конституции РФ в Федеральный закон 2003 г. включена ст. 32 «Обращения граждан в органы местного самоуправления». В ней говорится (ч. 1), что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. В начальной редакции ст. 32 Закона было записано (ч. 2), что порядок и сроки рассмотрения обращений устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Однако в связи с принятием специального Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приведенные положения Федерального закона 2003 г.

В-третьих, согласно абз. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона 2003 г. к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

В Федеральном законе 2003 г. отдельно сказано о правовом регулировании субъектами РФ организации местного самоуправления в субъекте и о его праве на установление прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в сферах ведения субъектов. Здесь идет речь о том, что возложение на органы местного самоуправления полномочий по предметам государственного ведения будет либо наделением органов отдельными государственными полномочиями, либо утратой данным полномочием прежней государственной природы.

В-четвертых, Федеральный закон 2003 г. специально говорит о том, что правотворчество субъекта РФ в области местного самоуправления допускается в части регулирования прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законом субъекта РФ в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г. Таким образом, Федеральный закон допускает подобное регулирование посредством издания как закона субъекта о самой передаче государственных полномочий субъекта местному самоуправлению, так и иных актов, касающихся прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в связи с осуществлением переданных полномочий.

Анализ полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, установленных ст. 6 Федерального закона 2003 г., позволяет еще раз обратить внимание на вывод, который был сделан ранее в учебнике: предмет для развернутого закона субъекта РФ о местном самоуправлении фактически отсутствует. Например, законом субъекта РФ утверждаются территории муниципальных образований, но это правоприменительный по природе закон о конкретной «нарезке» территории субъектов РФ на территории муниципальных образований. Законодательное регулирование выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, а в большинстве случаев — и обращений в органы местного самоуправления в субъектах РФ уже сложилось. Межбюджетные отношения по устоявшейся практике, как правило, являются предметом законов о бюджетном устройстве и бюджетном процессе субъекта РФ.

В этой ситуации есть два возможных варианта развития нормативной базы субъекта РФ: а) принять закон субъекта РФ, который включает в части регулирования местного самоуправления все то, что с точки зрения логики правовой системы не подлежит включению в другие законы и на что есть отсылки в Федеральном законе 2003 г. (по такому пути пошли, например, Ставропольский край, Республика Бурятия); б) принять в субъекте РФ полноценный закон о местном самоуправлении при условии, что по вопросам, по которым отсылок к законодательству субъекта РФ в Федеральном законе нет, будет иметь место дублирование текста данного Федерального закона.

Федеральный закон 2003 г. определяет основное правило соотношения (субординации) законодательства субъекта РФ о местном самоуправлении и федерального законодательства. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам применяются соответствующие федеральные акты.

Специально Закон оговаривает возможности органов субъектов РФ в части оперативного и контрольного воздействия на местное самоуправление. В соответствии с ч. 2 ст. 6 осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, не любой закон субъекта РФ может предусматривать осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий относительно органов местного самоуправления, а только закон субъекта, отвечающий изложенным выше критериям.

knigi.news

admin