Правила и нормы противопожарной защиты

Содержание:

Правила и нормы противопожарной защиты

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

FIRE SAFETY OF BUILDINGS AND WORKS

Дата введения 1998-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом комплексных проблем строительных конструкций и сооружений им. В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им. Кучеренко), Центром противопожарных исследований и тепловой защиты в строительстве ЦНИИСК (АО «ЦПИТЗС ЦНИИСК»), Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (АО «ЦНИИпромзданий») и Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) при участии территориальных органов Государственного пожарного надзора МВД России

2 ВНЕСЕНЫ Управлением технормирования Минстроя России.

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7

5 Настоящие строительные нормы и правила представляют собой аутентичный текст Межгосударственных строительных норм МСН 2.02-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

В СНиП 21-01-97* внесено изменение № 1, принятое постановлением Госстроя России от 3 июня 1999 г. № 41 и введенное в действие с 1 июля 1999 г.

Настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 «Пожарная безопасность» Системы нормативных документов в строительстве.

Основными отличиями этого комплекса и настоящих норм и правил от СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы» и связанных с ними документов по обеспечению пожарной безопасности в строительстве являются:

приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями;

применимость противопожарных требований к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения;

изложение главных требований к противопожарной защите зданий и сооружений в форме целей этой защиты;

максимально возможное сокращение описательных требований к средствам и способам обеспечения пожарной безопасности;

существенное развитие классификационной основы противопожарного нормирования для более объективного и дифференцированного учета функционального назначения зданий и сооружений, реакции находящихся в них людей, а также конструкций и материалов, из которых они построены, на возникновение и развитие пожара и для расширения вариантности и повышения адекватности выбора средств и способов противопожарной защиты угрозе пожара.

В настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления.

Опробованные на практике средства и способы обеспечения противопожарных требований, приведенные в настоящих нормах, излагаются в разрабатываемых в настоящее время сводах правил, в первую очередь в СП 21-101 «Обеспечение безопасности людей» и в СП 21-102 «Предотвращение распространения пожара».

Обновление системы нормативных документов в строительстве происходит не одновременно. Многие из действующих СНиП и других нормативных документов содержат противопожарные требования и правила, основанные на положениях СНиП 2.01.02-85. Поэтому при введении в действие настоящих норм установлено, что те положения СНиП 2.01.02-85, на которых основаны требования строительных норм и правил на конкретные виды строительной продукции — здания, сооружения, инженерные системы, конструкции и материалы, продолжают действовать до пересмотра указанных строительных норм и правил.

В переходный период в технической документации на эти виды строительной продукции могут быть одновременно приведены пожарно-технические характеристики, регламентируемые как СНиП 2.01.02-85, так и настоящими нормами.

Не исключается возможность использования документов комплекса 21 и настоящих норм для тех видов продукции, нормы на которые были введены в действие ранее. При этом необходимо учитывать, что как система противопожарной защиты зданий и сооружений, основанная на положениях настоящих норм, так и система, основанная на положениях СНиП 2.01.02-85, должна применяться комплексно для объекта в целом, а не для отдельных его частей или отдельных средств и способов защиты.

Необходимо также отметить, что введение новых стандартов на методы определения пожарно-технических показателей строительной продукции в большинстве случаев позволяет компетентным (аккредитованным в Системе сертификации ГОСТ Р) организациям устанавливать эти показатели в соответствии с классификацией, принятой в СНиП 2.01.02-85.

Настоящие нормы разработаны ЦНИИСК им. Кучеренко (ответственный исполнитель, руководитель темы канд. техн. наук В.Н. Зигерн-Корн), ВНИИПО (ответственный исполнитель д-р. техн. наук И.С. Молчадский), ЦНИИпромзданий (ответственный исполнитель канд. техн. наук Т.Е. Стороженко), ЦПИТЗС ЦНИИСК (ответственный исполнитель канд. техн. наук М.Я. Ройтман) под руководством Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России (Г.М. Хорин, Н.Н. Поляков) и Главного управления государственной противопожарной службы МВД России (Е.Е. Кирюханцев, Ю.М. Кондрашин, В.Е. Татаров).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

1.2 Разделы 6, 7 и 8 не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок).

1.3 Нормативная и техническая документация на здания, строительные конструкции, изделия и материалы должна содержать их пожарно-технические характеристики, регламентируемые настоящими нормами.

1.4 Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм.

Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке.

1.5* Для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м*, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований настоящих норм, должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий. Указанные технические условия должны быть согласованы с органом управления Государственной противопожарной службы МВД России и с Госстроем России и утверждены заказчиком.

* Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.

1.6 Разрешение на отступления от требований настоящих норм по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России.

1.7* При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94.

2* НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

www.vashdom.ru

Правила и нормы пожарной безопасности

Пожар — это горение, не подлежащее контролю, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей. Во время пожара все вокруг подвергается опасным факторам, таким как открытый огонь, искры, дым, ядовитые продукты горения, падающие части строений, установок, агрегатов.

Поэтому, несомненно, обеспечение защиты от пожаров является первостепенной задачей как государства в целом, так и предприятий, населения в частности. На общегосударственном уровне на сегодняшний день для данных целей разработаны и утверждены нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения.

Пожарная безопасность (ПБ) — это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества от пожаров. Его обеспечение является одной из приоритетных задач государства. Именно поэтому на различных уровнях власти в России приняты законодательные акты, устанавливающие правила защиты.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) это специальные правила, условия технического или социального характера, необходимые для обеспечения ПБ.

Система пожарной безопасности

В РФ существует законодательно закрепленная система обеспечения ПБ, представляющая собой комплекс мер, сил, средств правового, организационного, экономического, научно-технического и социального воздействия, нацеленных на борьбу с пожарами.

Основными звеньями организации пожарной безопасности в стране являются органы государственной власти, местного управления, предприятия, население, принимающее участие в обеспечении ПБ.

Основополагающие задачи системы пожарной защиты — это:

  • правовое регулирование и реализация государственных мер в сфере ПБ;
  • разработка НПБ и осуществление действий в данной области;
  • создание и организация деятельности пожарной охраны;
  • организация обучения граждан и противопожарной пропаганды;
  • научно-техническое и информационное обеспечение;
  • производство специальной технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для гарантирования защиты от пожаров (оборудования, средства защиты, связи, огнезащитные вещества и т. п.);
  • предоставление лицензий в рассматриваемой области;
  • содействие добровольным пожарным, волонтерам;
  • осуществление противопожарного надзора;
  • установление противопожарного режима;
  • учет пожаров;
  • тушение возникших пожаров, ликвидация аварий и их последствий.

Пожарная охрана и государственный пожарный надзор

Пожарная охрана — система специально созданных органов управления, организаций и подразделений, которые предназначены для проведения профилактики пожаров, их устранения, реализации аварийных и спасательных работ.

Пожарная охрана включает в себя государственную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную охрану. В свою очередь, в противопожарную государственную службу входят федеральная служба и службы субъектов РФ.

Помимо исполнительных органов, в области пожарной защиты существуют и структуры контролирующие. Так, то, насколько были соблюдены требования норм пожарной безопасности, в РФ проверяет государственный федеральный пожарный надзор.

В основу проверок организаций по вопросам пожарной безопасности положен ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ежегодно органы федерального противопожарного надзора устанавливают определенный план проверок, в котором указываются организации и предприятия, подлежащие визитации.

Основаниями для проведения плановой проверки органами надзора являются истечение трех лет с момента последней проверки, ввод объекта в эксплуатацию или преобразование его функционального класса ПБ, истечение одного года с момента последней плановой проверки для некоторых предприятий, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах, указанных в ФЗ.

То, как в организации соблюдаются нормы пожарной безопасности, может быть проверено надзорными органами и внепланово. Такого рода визиты на предприятие являются следствием:

  • истечения периода выполнения организацией выданного органом государственного надзора распоряжения об устранении выявленного несоблюдения требований ПБ;
  • установления противопожарного особого режима на соответствующей местности;
  • поступления в орган надзора информации о вводе в эксплуатацию объекта после строительства, реставрации, технического переоборудования, капитального ремонта или перемены его функционального класса пожарной безопасности;
  • поступления в орган надзора информации о нарушениях требований ПБ;
  • наличия приказа начальника органа государственного пожарного надзора о реализации внеплановой проверки, выпущенного Правительством РФ или Президентом РФ либо на основании претензии прокурора.

Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность

В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них — это:

  • ФЗ №69 «О пожарной безопасности».
  • ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • ФЗ №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
  • Постановление Правительства РФ №390 «О противопожарном режиме».
  • СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
  • Приказ №645 «Нормы пожарной безопасности» (МЧС РФ).
  • Приказ МЧС РФ №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.

Приказ МЧС РФ №645

12 декабря 2007 года МЧС РФ был издан Приказ №645 «Нормы пожарной безопасности», который действует на сегодняшний день с последними поправками от 22.06.2010 г. Приказ утверждает НПБ и закрепляет правила обучения мерам ПБ сотрудников организаций.

В соответствии с данным актом администрация (собственники) предприятия обязаны организовать и провести своевременно соответствующий инструктаж и обучение своих работников по вопросу пожарной безопасности. В противном случае руководство несет непосредственную ответственность. Контроль над проведением таких мероприятий выполняют органы государственного пожарного надзора.

В Приказе МЧС РФ «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» указано, что работники организации должны прослушать противопожарный инструктаж и иметь минимум пожарно-технических знаний.

Противопожарный инструктаж

В противопожарном инструктаже, который в обязательном порядке проводится в организациях, должны содержаться основные требования и нормы пожарной безопасности, сведения об огнеопасных технологических процессах производства и особенностях используемого оборудования. В инструктаже лектор должен разъяснить действия сотрудников в случае возникновения огня на рабочем месте.

Также противопожарный инструктаж должен включать в себя информацию о:

  • нормах содержания рабочего места и территории организации, включая эвакуационные выходы, водопроводы, системы пожарного оповещения;
  • правилах вызова спасательных служб, пользования средствами защиты и противопожарными инструментами, эвакуации в случае возникновения огня.

При проведении данных лекций для работников необходимо учитывать особенности работы предприятия. Но примерный перечень рассматриваемых на инструктаже вопросов представлен в приказе МЧС.

Виды противопожарного инструктажа

Противопожарный инструктаж может быть вводным, первичным на рабочем месте, повторным, целевым или внеплановым. Обо всех проведенных мероприятиях делается соответствующая пометка в журнале учета, который подписывается лектором и сотрудником, прошедшим обучение.

Вводный инструктаж проводится со вновь прибывшими сотрудниками (с принятыми на работу, с работниками, отправленными в командировки, сезонными рабочими, со студентами-практикантами и т. д). Заканчивается данная лекция практической тренировкой, проверкой знаний и полученных навыков.

Первичный инструктаж на трудовом месте проводится для тех же категорий работников, что и в случае вводной лекции, а также для сотрудников, переведенных из одного отдела, подразделения в другой, и для строителей, выполняющих работы на территории организации. Такое обучение проводится с каждым сотрудником отдельно, на практике ему показывается, как пользоваться специальными средствами защиты, пожаротушения, как провести эвакуацию и помочь пострадавшим. Данные навыки должны получить все работники предприятия, которое является пожароопасным объектом, или те сотрудники, которые работают в помещении с большим пребыванием людей (более 50 человек). Занятия могут осуществляться и с группой лиц, но только в рамках общего рабочего места.

Повторный инструктаж должен проводиться со всеми работниками организации не реже чем один раз в год, а с сотрудниками пожароопасных объектов — раз в полгода.

Внеплановый инструктаж необходим в случаях, если:

  • изменились действующие нормы и правила пожарной безопасности, технологические процессы при производстве,
  • произошла замена оборудования, материалов, инструментов, которые оказывают действие на противопожарное положение объекта,
  • сотрудник отсутствовал на рабочем месте более 30 дней (для работ, к которым предъявлены особые требования пожарной безопасности) или более 60 дней,
  • сотрудник нарушил НПБ, которые могли послужить или послужили причиной аварии на предприятии,
  • произошли пожары в аналогичных организациях.

Инструктаж внепланового характера может быть назначен руководителем или самой службой государственного пожарного надзора в случаях, когда есть основания предполагать, что сотрудники не знают надлежащим образом нормы и правила пожарной безопасности.

Целевой инструктаж проводится при осуществлении разовых работ с повышенной пожарной опасностью, при устранении последствий аварий, чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, при проведении массовых мероприятий (с участием более 50-ти человек), экскурсий на предприятии, при деятельности с оформлением допуск-наряда или огневых работах на взрывоопасных производствах.

Пожарно-технический минимум

Руководители и работники предприятий, отвечающие за пожарную безопасность, должны знать пожарно-технический минимум в объёме знаний требований правовых актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. 645-й приказ МЧС устанавливает обязательное обучение сотрудников организации, чья деятельность не связана с взрывоопасным производством, в течение календарного месяца после приёма на работу и с последующими повторениями не менее одного раза в год. А для работников, чья деятельность связана с взрывоопасной деятельностью, — один раз в год.

Инженеры (техники) по защите от пожаров, работники федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на решение задач в сфере ПБ, и преподаватели, обучающие дисциплине «пожарная безопасность», имеющие непрерывающийся стаж работы не менее 5 лет, в течение одного года после поступления на новую работу могут не проходить обучение по пожарно-техническому минимуму.

Организация обучения данному минимуму знаний является обязанностью руководителя предприятия. Оно может проводиться как с отрывом от производства, так и без него.

Обучение пожарно-техническому минимуму производится по специально разработанным и установленным программам. Начальникам и специалистам предприятий, чья деятельность связана с взрывоопасным производством, рекомендуется проходить учебу в пожарных центрах, оборудованных специальными полигонами.

Проверка знаний норм и правил пожарной безопасности у сотрудников организации

После того как сотрудники организации обучены пожарно-техническому минимуму, руководитель назначает своим распоряжением специальную комиссию для проверки у работников соответствующих знаний. Комиссия должна состоять не меньше чем из 3-х человек, в ее состав могут входить начальники, штатные сотрудники, проводящие обучение, и специалисты федеральных структур исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственного пожарного надзора.

Для того чтобы у работников предприятия были проверены ранее изученные действующие нормы пожарной безопасности, сотрудники должны быть заранее осведомлены о программе и графике предстоящей проверки. Программа таких проверок разрабатывается в соответствии со спецификой производства и обязательно включает в себя практическую часть.

Наряду с плановыми проверками знаний существуют и внеочередные, которые проводятся, когда:

  • сотрудник не работал на своей должности более года;
  • работники были переведены на другую службу, а их новые обязанности требуют новых знаний в области защиты от пожаров;
  • было введено в эксплуатацию новое оборудование или были изменены технологические процессы, требующие новых знаний в сфере пожарной безопасности;
  • на предприятии произошли пожары или были выявлены какие-либо нарушения;
  • имеется требование должностных лиц органа противопожарного надзора или других ведомственных организаций при установлении ими нарушений или недостаточного уровня знаний ПБ у работников;
  • при утверждении новых правовых актов, касающихся пожарной безопасности, или внесения в них поправок.

Ответственность за нарушение требований ПБ

Нарушение норм пожарной безопасности влечет за собой наступление ответственности, административной или уголовной. По итогам проведенной инспектором проверки наказаны могут быть организации, владельцы фирмы или ее сотрудники. На них может быть наложен административный штраф, в случае наличия преступных действий проверяющий может отправить материалы для дальнейшего расследования дознавателю Государственной противопожарной службы.

Еще одной мерой воздействия на предприятие, нарушившее соблюдение норм пожарной безопасности, является приостановление его деятельности на период до 90 суток (КоАП, ст. 3.12). Такая санкция может быть назначена только судом и отменена ранее установленного срока им же в случаях, когда организация устранит все нарушения и представит доказательство данного факта.

Что же касается административных штрафов, то данные меры наказания могут назначаться самим проверяющим непосредственно на месте путем составления соответствующего протокола и отправления его главному инспектору для утверждения. Только некоторые нарушенные нормы пожарной безопасности требуют обязательного установления штрафа именно судом.

Размер назначенной санкции зависит от разных обстоятельств, например, от того, находилось ли предприятие на территории повышенной пожарной опасности или был ли установлен местными властями особый противопожарный режим. К штрафу добавится и конфискация имущества в случае, если организация оказывала услуги или производила, продавала товары без специального сертификата на соответствие нормам пожарной безопасности, когда наличие его было обязательным.

Если в результате несоблюдения НПБ здоровью человека был причинен тяжкий вред, то виновные лица несут ответственность согласно УК РФ, ст. 219. А именно на них налагается штраф суммой до 80 тысяч рублей или в сумме заработной платы/дохода обвиняемого за шесть месяцев или они могут быть лишены свободы до 3-х лет вместе с лишением права заниматься определенным видом деятельности или без такового.

Виновный будет наказан по той же статье кодекса, если нормы пожарной безопасности были нарушены, и это повлекло за собой смерть человека. В таком случае обвиняемого ждет до пяти лет принудительных работ или лишение свободы без права трудиться на определенных должностях или заниматься определенными категориями деятельности до трех лет или без такового.

Самое суровое наказание могут понести обвиняемые, нарушившие нормы пожарной безопасности РФ, в результате чего погибли два и более двух лиц. Таких правонарушителей законодательство лишает свободы сроком до семи лет вместе с лишением возможности занимать некоторые рабочие места или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Пожарная безопасность имеет своей целью нахождение самых эффективных, технически обоснованных и материально выгодных средств и способов предупреждения и ликвидации пожаров. А нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения направлены на защиту граждан и государства в целом.

businessman.ru

Нормы и правила пожарной безопасности

Размер: 173.329 Кб

Размер: 43.147 Кб

Размер: 208.426 Кб

Размер: 76.243 Кб

Актуальный перечень нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при организации пожарной безопасности в организациях, разработке противопожарной защиты различных объектов: производственных и жилых помещений, судов, транспортных средств, а также правила проектирования, эксплуатации и обслуживания средств противопожарной защиты.

Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются:

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О пожарной безопасности»

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 26.12.1994, N 35, ст. 3649, «Российская газета», N 3, 05.01.1995.

Начало действия редакции — 24.07.2015.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579, «Парламентская газета», N 47-49, 31.07.2008, «Российская газета», N 163, 01.08.2008.

Начало действия редакции — 24.07.2015.

Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О добровольной пожарной охране»

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, N 19, ст. 2717, «Российская газета», N 98, 11.05.2011, «Парламентская газета», N 23, 13-19.05.2011.

Начало действия редакции — 24.07.2015.

Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 06.03.2015) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»)

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, N 19, ст. 2415.

Начало действия редакции — 21.03.2015.

Примечание от «Арм-экогрупп»

а) при работе с нормативными правовыми актами обращайте внимание на их легитимность (см. Новости от 07.08.2015 о внесении дополнения в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);

arm-ecogroup.ru

Ведомственные нормы пожарной безопасности

Ведомственными нормами пожарной безопасности (ВНПБ) называются нормативные акты, в которых устанавливаются необходимые правила противопожарной защиты объектов различного назначения, (например, пассажирских вагонов). В данных нормах прописываются правила для жилых и производственных помещений, транспортных средств, судов и других объектов. Кроме того, в ведомственных нормах пожарной безопасности (ВНПБ) закладываются правила по проектированию, эксплуатации и обслуживанию специальных средств противопожарной защиты. К таким средствам относятся устройства пожаротушения, пожарные сигнализации и так далее.

Если ведомственные нормы пожарной безопасности разрабатываются для конкретных объектов, то ВППБ утверждаются для отраслей в целом, например, газовой промышленности или железнодорожных перевозок. Необходимость в разработке отдельными ведомствами собственных ВППБ возникает обычно в случаях, когда существующие общие правила пожарной безопасности, принятые органами МЧС, не имеют или недостаточно подробно описывают нужные правила и нормативы. Разрабатываются ВППБ и ВНПБ на основе существующих норм пожарной безопасности. Они полностью соответствуют требованиям НПБ, но при этом содержат в себе необходимые дополнения, описывающие правила пожарной безопасности на конкретных объектах, имеющих узкую производственную специализацию.

Помимо ведомственных норм и правил, также в России действуют различные своды правил по пожарной безопасности. В них содержатся общие требования для всех объектов. Своды пожарных правил разрабатываются МЧС России. Министерство по чрезвычайным ситуациям занимается не только разработкой, но и контролем распространения данных правил. В качестве официального издания своды пожарных правил распространяются с разрешения МЧС России.

www.cntd.ru

Противопожарные требования к объектам розничной торговли и получение разрешения МЧС

Коротко: Функционирование стационарной точки розничной торговли обязательно должно соответствовать правилам пожарной безопасности. Получение заключения ГПС МЧС России (разрешение от пожарников) требует не только сбора и предоставления пакета документов в противопожарную службу, но и обеспечения мер противопожарной защиты.

Нормативно-правовая база в области пожаробезопасности объектов розничной торговли

Для объектов розничной торговли вне зависимости от их специализации и масштаба соблюдение требований нижеуказанных нормативов в области организации торговли и обеспечения противопожарной безопасности является обязательным.

Обязательные противопожарные требования к объектам розничной торговли

К объектам розничной торговли предъявляются следующие противопожарные требования.

  • Площадь помещения между противопожарными стенами этажа, тип этих стен и степень их огнестойкости должны соответствовать СНиП 21-01.-97.
  • Помещения встроенных магазинов должны отделяться от остальных помещений здания противопожарными перегородками и перекрытиями.
  • Объекты розничной торговли стационарного типа должны оборудоваться путями эвакуации с отдельными выходами.
  • Наружные лестницы только открытого типа. Лестничные пролеты и клетки с естественным освещением.
  • Входы в не торговые помещения допускаются только из служебных коридоров.
  • Торговые залы с естественным освещением или с системой принудительного дымоудаления.
  • Отделы с легковоспламеняющейся и взрывоопасной продукцией должны отделяться от прочих специальными противопожарными перегородками.
  • Дымоудаление из кладовых подвального типа посредством окон и люков.
  • Установка автоматической пожарной сигнализации и системы пожаротушения.
  • Отделка торговых залов производится из негорючих и слабо горючих материалов.
  • Складские помещения должны быть оборудованы окнами.
  • В торговых залах и служебных помещениях должны быть световые таблички-указатели, ведущие к эвакуационному выходу.
  • Наличие дееспособных средств локализации возгорания и тушения.
  • Назначение ответственного за состояние противопожарной защиты точки розничной торговли.
  • Ведение журнала инструктажа по пожарной безопасности и журнала по учету средств пожаротушения.

При вводе в эксплуатацию новой розничной точки необходимо произвести следующие расчеты:

  • категория помещения по классу взрывопожарной опасности,
  • технические параметры для монтажа системы оповещения, локализации и ликвидации пожара,
  • расположение и обустройство путей эвакуации,
  • пределы огнестойкости стройматериалов и конструкций.

Для выполнения этих расчетов необходимо пригласить инспектора по пожарной безопасности. Получить заключение о соответствии торговой точки требованиям безопасности можно только при наличии подобного экспертного заключения.

Получение заключения о соответствии торговой точки противопожарным нормам

Единственным органом, курирующим сферу противопожарной безопасности, является ГУГПС МЧС РФ. Заявление о выдаче заключения подается в местное управление этого ведомства. К заявлению прилагаются документы по нижеуказанному перечню.

Срок рассмотрения заявления составляет около двух недель, но не более одного месяца.

После регистрации заявления на объект выезжает пожарный инспектор, обследующий помещение и составляющий экспертное заключение, в котором могут содержаться требования об устранении нарушений с перечислением последних в указанный срок. Это не означает отказ в выдаче нужного заключения, а говорит о необходимости приведения помещений объекта торговли в соответствие с требованиями противопожарной безопасности. После устранения нарушений заявление на выдачу заключения подается ещё раз.

Перечень документов для выдачи заключения ГУГПС МЧС РФ

  • заявление на получение противопожарного заключения,
  • копии учредительных и регистрационных документов,
  • копия свидетельства ИНН,
  • документы о праве собственности или на аренду помещения,
  • акт (заключение) о замерах сопротивления изоляции,
  • акт приемки АПС и договор на ее обслуживание,
  • заключение или акт проверки противопожарного водопровода,
  • приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность и документы, удостоверяющие прохождением этим лицом пожарно-технического минимума,
  • план эвакуационных путей.

Регулярность пожарных проверок

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 года №134-ФЗ (http://base.garant.ru/12123880/2/#200) плановые проверки в отношении одной организации или предпринимателя могут проводится не чаще, чем 1 раз в 2 года. В отношении вновь зарегистрированного субъекта малого предпринимательства ближайшая плановая проверка может быть проведена не ранее, чем через три года после его регистрации.

Помимо плановых проверок проводятся внеплановые – контрольные (призванные проконтролировать исполнение выписанных ранее предписаний), оперативные (при наличии информации о нарушениях) и по жалобе третьих лиц (по конкретно сформулированным нарушениям).

Последствия несоответствия объекта розничной торговли ППБ

В случае выявления несоответствия объекта розничной торговли правилам пожарной безопасности ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. N 313, как правило, выписывается штраф и предписание с требованием об устранении нарушений.

Размеры штрафов за нарушение требований пожарной безопасности:

Для граждан – 1 000-1 500 руб.,

Для юридических лиц – 150 000 – 200 000 руб.,

Для должностных лиц – 6 000 – 15 000 руб.

В выписанном предписании указывается срок на устранение нарушений. По его окончании проводится контрольная проверка, цель которой – удостоверится в отсутствии выявленных ранее нарушений.

Дополнение

Остались вопросы о требованиях противопожарной службы или вам нужна индивидуальная консультация? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса «Правовед» (получение первого ответа в течении 15 минут).

moneymakerfactory.ru

admin