Профессиональная ориентация учебное пособие

Профориентационная работа с учащимися старшей ступени Детской школы-студии архитектуры и дизайна

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения основных направлений профориентационной работы, организации профориентации среди учащихся старшей ступени.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, учащихся старшей ступени, дополнительное образование.

В настоящее время профориентационная работа с учащимися должна стать одной из приоритетных направлений в системе образования.

Современное понимание профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития и определяет ее как систему средства по активизации профессионального самоопределения учащегося, рассматривает его как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры [1].

Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались авторы Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др. [2,3,4,5]. Особенностью всех этих исследований является личностные аспекты профессионального самоопределения и процесс подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

Одним из направлений профориентационной работы мы называем организацию и методическое обеспечение работы в учреждениях дополнительного образования. В настоящее время благодаря организациям дополнительного образования учащиеся могут развивать свои творческие способности, быть занятым, правильно организовать свое время. То есть появляется возможность выбрать профессию заранее, опираясь на личные предпочтения, профессиональные интересы в той или иной сфере.

В данной работе объектом исследования является процесс профессионального самоопределения и выбора профессии учащимися старшей ступени Детской школы-студии архитектуры и дизайна при Союзе Архитекторов Якутии.

В качестве примера мы приводим профориентационное занятие на тему: «Профессия дизайнера. Какими личностными качествами нужно обладать, чтобы стать успешным дизайнером» среди обучающихся школы-студии.

Занятие начали с рассказа об известном графическом дизайнере Микаэле Шегеряне, в процессе которого ознакомились с его взглядами на профессию, собственную формулу успеха, ценными советами как собрать хорошее, емкое портфолио и многое другое. Далее перешли на личностные качества, которыми должен обладать успешный дизайнер. А также о том, кто такой дизайнер, чем он занимается и самое главное, какие направления есть в профессии дизайнера, и в какие вузы нашей страны и зарубежья можно поступить.

Проведя занятие с учащимися старшей ступени, которым уже пора профессионально определиться, мы помогли получить представление о том, чем занимается дизайнер, какие обязанности выполняет, плюсы и минусы в профессии, с чем придется столкнуться и как заранее решить проблему с портфолио. Впоследствии нами выявлено, что старшеклассники стали организованнее, собраннее, появился интерес к профессии, стремление узнать больше информации о профессии, об успешных дизайнерах, увидеть их работы, и оказаться в рядах профессиональных дизайнеров.

Ссылки на источники

  1. Грачева О.Г. Особенности профессионального самоопределения выпускников средней школы / О.Г. Грачева. http://mosi.ru/ru/conf/articles/gracheva-og-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov-sredney-shkoly
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для студентов-слушателей фак. обществ, профессий / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию? / Е.А. Климов. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников.- М.: ВАКО, 2005.- 288 с.
  5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.

Грачева О.Г. Особенности профессионального самоопределения выпускников средней школы / О.Г. Грачева. http://mosi.ru/ru/conf/articles/gracheva-og-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov-sredney-shkoly

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для студентов-слушателей фак. обществ, профессий / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

Климов Е.А. Как выбрать профессию? / Е.А. Климов. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников.- М.: ВАКО, 2005.- 288 с.

Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.

e-koncept.ru

♦ Литература по профориентации

Литература для студентов

1. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009

2. Основы профориентологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. — М.: Издательский центр «Академия», 2013

4. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

Литература для специалистов

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Литература для школьников и их родителей

1. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1 – 4 классов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012

2. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий: учебное пособие для учащихся 3 – 4 классов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012

3. Чистякова С.Н. Рассказы о профессиях: книга для чтения по предмету «Технология». — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

4. Чистякова С.Н. Кем я хочу быть: учебное пособие по предмету «Технология» для учащихся 5 – 6 классов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Литература для старшеклассников

1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2009.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.

Мир науки и мир профессий

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1986.

2. Фридман М., Фридланд Дж. Десять величайших открытий в истории медицины. – М.: КоЛибри, Азбука – Аттикус, 2012.

3. Кадомцев С.Б. Геометрия Лобачевского в физике. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.

4. Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013

5. Волошинов А.В.. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014

6. Мечников И.И. Основатели современной медицины: Луи Пастер, Джозеф Листер, Роберт Кох. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

7. Блох М.А. Жизнь и творчество первого лауреата Нобелевской премии по химии Я. Г. Вант – Гоффа. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012

8. Болотовский Б.М. Оливер Хевисайд (1850 – 1925) — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012

9. Матвиевская Г. П. Рамус:1515 – 1572.Математик, логик, педагог. Революция системы образования. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012

10. Леенсон И.А. Удивительная химия – М.:ЭНАС – КНИГА,2015.

11. Ларина О.В. Удивительная экология – М.:ЭНАС – КНИГА, 2014.

12. Он создал первый университет. – М.: Издательство Московского университета, 2011.

13. Шилов В.В. Удивительная история информатики и электроники — М.: Энас, 2013.

Литература для подростков и их родителей

1. Литвак Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза. — М.: Альпина нон – фикшн, 2012.

soc.rgdb.ru

Профессиональная ориентация учебное пособие

Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков — Электрон. текстовые данные. — Москва : Академический Проект, 2017. — 352 c. — Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/60033. — ЭБС «IPRbooks».

Вы ещё учитесь, но уже задумываетесь над своим будущим – вопросами выбора профессии и поиска работы? А может, вы уже работаете, но вам хотелось бы развить свой профессиональный потенциал или вовсе сменить поле деятельности? Или ваше призвание – помогать другим людям найти себя и самореализоваться? Возможно, это учебное пособие поможет вам в этом!

Данное пособие в лаконичной и структурированной форме даёт ответы на следующие актуальные вопросы:

  • Что такое профориентация и профессиональное самоопределение?
  • Как ведётся профориентационная работа на разных этапах жизни человека? Кто может помочь вам определить личностные предрасположенности к какому-либо виду деятельности? Как сделать это самостоятельно?
  • Чем мотивироваться при выборе профессии и как сохранить реалистичные ожидания от работы мечты?
  • Каких ошибок следует избежать на этапе выбора и поиска работы?
  • Как грамотно составить резюме и пройти собеседование?
  • Профессиональная адаптация к новому месту работы – сложно ли это?
  • Как стать профессионалом своего дела и добиться карьерного роста, сохранив удовлетворённость профессией?
  • Какие кризисы могут поджидать вас на пути профессионального становления?
  • Что такое профессиональная деформация и психическое выгорание? Как их избежать?

С помощью большого количества тестов и опросников с ключами и расшифровкой вы сможете определить ваши психологические особенности и сильные стороны личности, которые помогут выбрать подходящий именно вам вид деятельности и успешно реализоваться в нём. Представленная в пособии классификация профессий с их профессиограммами и психограммами поможет трезво оценить свои возможности и серьёзно подойти к выбору работы. А приведённые автором задачи и ситуации из практики с решениями помогут избежать ошибок на этом непростом пути.

Данное учебное пособие заинтересует профконсультантов, студентов психологических и педагогических направлений, а также всех, кто задумывается над вопросами профессиональной ориентации и профессионального становления личности.

Доступ к книге открыт для зарегистрированных в ЭБС IPRbooks пользователей по ссылке .

lib.pskgu.ru

Библиотека

Профессиональная ориентация

Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В.

— М. : Издательский центр «Академия» , 2009.

Представлены современные подходы к теории и практике профессиональной ориентации молодежи, раскрыты основные понятия профориентологии как науки, определяющей содержание ведущих направлений, методы и технологии работы по профессиональной ориентации разных категорий населения: школьников, учащихся и студентов системы профессионального образования, незанятого населения и безработных граждан. Для педагогов и специалистов, занимающихся вопросами профориентации и профконсультации.

— М. : Издательский центр «Академия» , 2008.

Рассматриваются теоретико-методологические аспекты мотивационной сферы учащихся базовой профессиональной школы, особенности и закономерности ее мотивации. Для закрепления материала в пособие включен практикум, где представлены психодиагностические методики, позволяющие диагностировать уровни мотивационных и эмоциональных проявлений обучаемых с целью корректировки развивающих и обучающих программ.

— М. : Теревинф , 2009. , 200 стр.

Существующая система помощи взрослым людям с психическими проблемами направлена лишь на преодоление социальной изоляции. Но эти люди не хотят быть только получателями помощи; они стремятся делать что-то нужное и интересное для себя и для других.

Книга адресована тем, кто занимается организацией системы профессионального обучения таких людей. Педагоги, психологи, обучения найдут здесь детальное описание структуры и принципов работы Центра профессиональной подготовки для особых молодых людей, действующего в Москве.

Фадеева Е.И., Ясюкевис М.В.

— М. : Генезис , 2008. , 128 стр.

Книга «От выбора профессии к успеху в жизни» адресована широкому кругу читателей: учащимся и их родителям, учителям и руководителям образования учреждений разного типа, практическим психологам, профконсультантам, специалистам служб персонала; всем тем кто только задумывается о выборе профессии и тем, кто решил изменить свой образ жизни, сменив профессию, кто стремится добиться успеха. Совершенные в молодости ошибки при выборе профессии, одного сделали смиренным, а другой готов пробовать и искать себя и, несомненно, его ждет успех. Данная работа знакомит читателя с возможными ошибками при выборе профессии. Предложенные практикумы будут служить ориентирами в процессе профессионального самоопределения.

— М. : Генезис , 2001. , 20 стр.

Возраст испытуемых старше 17 лет, среднее образование. Область применения: помощь в планировании индивидуальной карьеры, оценка степени профессиональной адаптации, профориентация. Опросник позволяет выделить 6 типов личностных ориентаций, каждый из которых подразумевает комбинацию типологических особенностей испытуемого. Различные профессии также классифицируются по наличию в них элементов 6 типов. Для каждого типа личности приводится список рекомендуемых профессий. В комплект входят руководство по использованию, тестовая тетрадь и бланки для ответов. Расчитано на психологов и социальных работников.

— М. : Генезис , 2012. , 200 стр.

Курс «Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее» ориентирован в первую очередь на подростков, обучающихся в школах-интернатах и живущих в детских домах, хотя может использоваться и в массовых школах. В пособии подробно описаны сценарии тренинговых занятий по профориентации с учениками 8—9 классов.

Процесс вхождения ребенка-сироты в во взрослую жизнь неразрывно связан с его самоопределением, как жизненным, так и профессиональным. Поэтому авторы создали тренинговый курс, который помог бы сформировать у подростков умения и навыки, необходимые для выбора профессии и жизненного пути в целом.

— М. : Генезис , 2010. , 48 стр.

Скорая помощь в выборе профессии» — современная технология профориентационной работы со школьниками, разработанная и апробированная в Московском областном центре профориентации молодежи. В комплект входит набор методик и бланков, а также практическое руководство, содержащее методические рекомендации для профконсультантов, школьных психологов и учителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении старшеклассников.

Комплект можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

В данном учебнике представлен материал, необходимый для знакомства слушателей с основами психологии труда и мира профессий. Основной акцент в работе сделан на подготовку современных школьников и молодых людей к вступлению в профессиональную жизнь, которой будет посвящено основное время их жизнедеятельности. Ведущей темой учебника является тема профориентационной работы с молодежью в системе образования. Книга дополнена интересным методическим материалом, апробированным в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и других регионах страны. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Учебник предназначен для студентов, изучающих психологию, педагогику, для учителей, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных учреждений. Данный материал будет интересен инженерно-педагогическому составу профессиональных колледжей, а также для всех, интересующихся проблемами развития человека в трудовой деятельности.

— М. : РООИ «Перспектива» , 2006. , 24 стр.

Формирование Индивидуальной программы реабилитации было и остаётся одним из самых актуальных вопросов для людей с инвалидностью. Сейчас инвалиду невозможно получить никаких реабилитационных услуг со стороны государства, если у него не заполнен этот документ. В предлагаемой брошюре мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с процессом формирования ИПР, со структурой карты индивидуальной программы реабилитации и тем, что может в неё войти. Особое внимание уделено роли человека с инвалидностью при взаимодействии с сотрудниками службы медико-социальной экспертизы. Это очень важно для того, чтобы добиться максимально полноценного заполнения ИПР и в дальнейшем получить весь возможный комплекс реабилитационных услуг. Весь материал брошюры соответствует действующему российскому законодательству на 1 мая 2006 года. Брошюра выпущена в рамках проекта «Создание модели трудоустройства молодых инвалидов», который реализуется с февраля 2005 года. Целями проекта является пропаганда «равного», интегрированного подхода к трудоустройству инвалидов, а также мотивация самих инвалидов на получение достойной работы и повышение квалификации.

— М. : РООИ «Перспектива», проект: «Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования» , 2005. , 65 стр.

В этой книге Вы найдете информацию о международном и российском законодательстве об образовании инвалидов, о различных формах получения образования, видах образовательных учреждений. Кроме того, здесь можно найти рассказы родителей детей-инвалидов о своем опыте обучения детей, справочную информацию об организациях, в которые можно обратиться в случае нарушения прав ребенка-инвалида на образование, о деятельности государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами образования и воспитания детей-инвалидов.

— М. : РООИ «Перспектива», проект: «Создание модели трудоустройства молодых инвалидов» , 2005. , 75 стр.

В справочник вошли адреса и телефоны государственных учреждений и общественных объединений столицы, напрямую или косвенно связанных с решением проблем трудовой занятости инвалидов, а также другая полезная информация, касающаяся этой темы. Для удобства пользования справочником территориальные отделы службы занятости населения, районные отделения социальной реабилитации инвалидов и филиалы главного бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве разбиты по административным округам и отнесены к соответствующим разделам. Это важно, так как основной принцип оказания услуг в городе Москве со стороны государственных структур носит территориальный принцип. Краткую информацию об услугах указанных государственных организаций можно найти в разделе «Вся Москва» при описании деятельности их головных структур. Справочник выпущен в рамках проекта «Создание модели трудоустройства молодых инвалидов», реализуемого в четырех городах Российской Федерации. Целями проекта являются: изменение «массового» подхода к решению проблем трудоустройства инвалидов, применяемого сегодня государственными структурами, и создание модели трудоустройства инвалидов, которая впоследствии может быть внедрена в других регионах.

— М. : АНО «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «Суваг» , 2011. , 95 стр.

Методические рекомендации содержат следующие материалы:
— описание технологии внедрения программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья (разработанных для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта);
— этапы реализации программ и учебно-методических комплектов;
— краткую характеристику разработанных программ и учебно-методических комплектов;
— материалы лучших практик;
— рекомендации по проектированию моделей предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;
— список учебной и рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации ориентированы на специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации.

Капланская Е.И., Галле А.Г., Головина Г.А.

— М. : АНО «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты» , 2010. , 72 стр.

Данное учебно-методическое пособие рассчитано на учителей-дефектологов, педагогов, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В пособие включены тематическое планирование для обучающихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений и рекомендации для педагога специальных (коррекционных) образовательных учреждений по организации учебного процесса в соответствии с действующими программами, методические указания по использованию современных технических средств обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие адресовано широкому кругу специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, может быть полезно родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Капланская Е.И., Галле А.Г., Головина Г.А.

— М. : АНО «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты» , 2010. , 121 стр.

Данное учебное пособие для обучающихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В пособие включены пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях в соответствии с характером нарушения развития; средства актуализации знаний и личного опыта; средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями развития; средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности; упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствами данного учебного предмета.

Пособие может быть полезно родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

xn—-jtbibbrldcuew.xn--p1ai

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

Понятие и задачи профессионального самоопределения, его субъект. Основные этапы развития личности. Профессиональная ориентация: сущность, цели, стратегии, методы. Предпрофильная и профильная ориентация школьников. Должностные обязанности профконсультанта.

Подобные документы

Сущность и генезис профессиональной ориентации как социального феномена. Пути и средства профессиональной ориентации школьников, используемые социальным педагогом. Разработка программы «Профессиональная ориентация школьников» и ее частичная апробация.

курсовая работа, добавлен 20.10.2011

Основные теоретико-методологические вопросы ранней профессиональной ориентации в формировании обновленного содержания образования. Методология и особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в школе.

методичка, добавлен 13.04.2015

Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Основные виды трудовой деятельности школьников. Организация воспитательной работы по профессиональной ориентации учащихся.

реферат, добавлен 12.02.2015

Опыт работы классного руководителя по профессиональной ориентации и по подготовке школьников к выбору профессии. Типичные ошибки при выборе профессии и принципы, которыми должен руководствоваться человек. Профориентационная игротека в школьном классе.

методичка, добавлен 13.08.2012

Возникновение, становление и развитие системы профориентационной работы. Содержание и структура «профессиональной ориентации» в условиях социально-экономических преобразований. Критерии и показатели эффективности профессиональной ориентации учащихся школ.

автореферат, добавлен 29.09.2015

Изучение содержания, форм, основных методов профессиональной ориентации старшеклассников. Социально-профессиональная адаптация молодежи. Система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся. Направления работы в области просвещения.

реферат, добавлен 14.11.2013

Особенности организации работы по подготовке студентов педагогических институтов к осуществлению работы по профориентации школьников. Обзор подходов к определению понятия «профессиональная ориентация». Условия профессионального самоопределения студентов.

статья, добавлен 19.03.2018

Цели и задачи современного профессионального образования. Способы решения проблемы довузовской подготовки в средней школе. Создания условий для самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Планирование карьеры молодежи.

реферат, добавлен 16.03.2017

Содержание, формы и методы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. История становления профессиональной ориентации, ее функции и характеристика. Изучение профессиональных интересов у будущих студентов педагогических учебных заведений.

курсовая работа, добавлен 19.06.2012

Организация работы по профессиональной ориентации в ситуации выбора учащимся учреждения профессионального образования или профилирующего направления образования по окончании предпрофильной подготовки. Проектирование модели профильного обучения.

allbest.ru

admin