Собственность рф за рубежом порядок управления и распоряжения

Правовое регулирование управления государственной собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ЗА РУБЕЖОМ

Еремин Сергей Геннадьевич, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ. Специалист в области финансового, административного, бюджетного, налогового, международного права, административного права зарубежных стран. Кандидат юридических наук. Родился 22 июня 1976 г. в г. Москве. В 2001 г. окончил Московскую государственную юридическую академию им. О. Е. Кутафина. Продолжительное время проработал в Администрации Президента Российской Федерации. Имеет ряд публикаций на тему правового регулирования финансовых отношений, в том числе: «Государственные и муниципальные ценные бумаги в Российской Федерации и их классификация» (в соавт.) (М., 2005); «Проблемы договорно-правовых отношений в финансовом праве» (Финансовое право. 2006. N 11); «О договорно-правовом регулировании в финансовом праве» (М., 2007); «Договор как особый инструмент регулирования финансовых отношений» (Право: теория и практика. 2007. N 6); «Особенности договорно-правового регулирования финансовых отношений» (Сборник статей аспирантов и студентов) (М., 2007); «Договор в финансовом праве (монография)» (М., 2008); «Концептуальные основы договора в системе источников финансового права. Общие вопросы теории и практики (монография)» (Germany, 2011); «Управление земельными ресурсами: в схемах и таблицах (коллективная монография)» (М., 2013).

В данной статье рассматриваются особенности современного правового регулирования управления государственной собственностью, находящейся за рубежом. Раскрывается существующая система правового регулирования, полномочия органов исполнительной власти в управлении государственной собственностью, находящейся за рубежом. Определены также проблемы нормативно-правового регулирования государственной собственностью, находящейся за рубежом.

Ключевые слова: государственная собственность, государственная собственность, находящаяся за рубежом, управление государственной собственностью.

Legal regulation of the management of state property of the Russian Federation located abroad S. G. Eremin

This paper deals with the features of a modern legal regulation of the management of the Russian property situated abroad. Expands to the current system of legal regulation of the acts, the powers of the executive power in the management of the Russian foreign ownership. Also identified the problem of regulatory management of state property abroad.

Key words: public property, public property abroad, the federal immovable and movable property, management of state property abroad.

В современных условиях наличие государственной собственности обеспечивает самостоятельность государства в отношениях с другими субъектами права внутри страны, а наличие государственной собственности за рубежом является определенной гарантией обязательств государства, вытекающих из разного рода международных соглашений. Зарубежное государственное имущество представляет собой особый, обособленный от общего массива объект государственной собственности, находящийся в сфере специфического комплексного регулирования. В отличие от внутригосударственной собственности, подчиненной национальному праву и национальной юрисдикции, зарубежная государственная собственность нередко становится объектом международно-правового регулирования и не может быть исключена из сферы правовой регламентации государства ее местонахождения [1]. Распад Советского Союза и образование новых самостоятельных государств наряду с провозглашением Российской Федерации государством — продолжателем бывшего СССР вызвали необходимость разрешения комплекса проблем, связанных, в частности, с правопреемством государств в отношении государственной собственности. Основным международно-правовым документом, регулирующим вопросы правопреемства государств в отношении государственной собственности, является Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. [2]. В статье 8 Венской конвенции под государственной собственностью для целей правопреемства понимаются имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. При этом статья 9 Венской конвенции определяет, что переход государственной собственности государства-предшественника влечет прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. В статье 10 указано, что датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государств. Следовательно, признание Российской Федерации государством — продолжателем СССР, взявшим на себя обязательства по погашению всего внешнего долга бывшего СССР, предопределило постановку вопроса в отношении признания ее прав на всю зарубежную советскую собственность. В российскую правовую доктрину термин «управление государственной собственностью» стал активно вводиться в 90-гг. Именно тогда в Российской Федерации началось создание этого правового института. Однако до настоящего времени законодательно определение понятия «управление государственным имуществом» не оформлено, как не имеется и специального законодательного акта об управлении государственным имуществом, в котором было бы дано определение этого института, разграничены публично-правовая составляющая в виде управления и гражданско-правовая составляющая в виде права распоряжения [1]. Ни одна попытка принять федеральный закон, который сформировал бы четкий механизм управления такой собственностью, не увенчалась успехом. Следует отметить, что в отличие от четкой регламентации правового режима федеральной собственности, расположенной на территории Российской Федерации, управление собственностью, находящейся за рубежом, в настоящее время регламентируется исключительно подзаконными актами, к числу которых относятся акты, как принятые специально в отношении конкретных объектов или субъектов регулирования, так и акты, регулирующие иные правоотношения, но содержащие отдельные нормы в части наделения органов исполнительной власти полномочиями в данной сфере регулирования. До 1995 г. сохраняло юридическую силу Постановление Совета Министров СССР от 25 ноября 1980 г. N 1089 «О порядке приобретения, отчуждения и аренды земельных участков, зданий и сооружений, находящихся за границей, и их регистрации и учета» . Новое правовое регулирование управления государственной собственностью за рубежом стало осуществляться в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» . Данным нормативным правовым актом установлен полномочный представитель Правительства Российской Федерации по вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей Российской империи, бывшего СССР, в том числе его министерств, ведомств, других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств Российской Федерации, в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным органам исполнительной власти и организациям и учреждениям, которым согласно данному Постановлению является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (прежнее название — Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом) . Росимущество осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление прав собственности Российской Федерации на указанное имущество и управляет этим имуществом; выступает учредителем и участником от имени Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах; передает в управление на конкурсной основе юридическим и физическим лицам доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах с российской долей участия, в которых он является учредителем или участником, и имущество, в отношении которого он определен полномочным представителем Правительства РФ; осуществляет контроль за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования федеральной собственности, находящейся за рубежом и закрепленной на балансе государственных предприятий, казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) и учреждений. ——————————— См.: СПС «КонсультантПлюс». См.: Там же. Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 «Об управлении собственностью, находящейся за рубежом»// СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 203.

Этим нормативным правовым актом также установлен порядок принятия решения о распоряжении движимым имуществом, как закрепленным на праве оперативного управления за дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (такие решения принимает Министерство иностранных дел РФ), так и движимым имуществом (за исключением принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей, паев и акций находящихся за рубежом юридических лиц), закрепленным на праве оперативного управления за торговыми представительствами Российской Федерации (в данном случае решения о распоряжении принимает Министерство экономического развития РФ). Из положений рассматриваемого нормативного правового акта усматривается, что под надлежащим управлением и эффективностью использования федеральной собственности, находящейся за рубежом, понимается в первую очередь получение определенной коммерческой выгоды от ее эксплуатации. Вместе с тем цели и задачи, установленные в данном документе, достигнуты не были, о чем свидетельствуют отчеты Счетной палаты РФ. В целях ориентации на перспективные стратегические экономические интересы России, которым должны были служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника, было принято распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р «Об утверждении Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 — 2001 годы» , в котором определялось, что «. особое внимание Правительство Российской Федерации уделит совершенствованию правовой базы в области управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, учета доходов от ее использования и их расходования. Будет проведена инвентаризация такого недвижимого имущества и подготовка его сводного реестра, усилена работа по поиску недвижимого имущества, принадлежавшего ранее Российской империи и бывшему СССР, и соответствующему оформлению прав собственности Российской Федерации». ——————————— См.: СПС «КонсультантПлюс».

Тем не менее согласовать публичные начала в управлении государственной собственностью с гражданско-правовыми принципами реализации прав собственника и при этом не нарушить международно-правовые нормы законодателю не удалось, что наглядно продемонстрировал проект Федерального закона «Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом», отклоненный Президентом РФ [1]. Важнейшим шагом на пути создания существующей в настоящее время системы управления и распоряжения федеральным недвижимым имуществом за рубежом стал Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. N 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» . ——————————— См.: Там же.

Изданием данного Указа государство обеспечило устранение межведомственной разобщенности балансодержателей объектов недвижимости за рубежом (к их числу относились МИД России, Управление делами Президента Российской Федерации, Минобороны России, Росзарубежцентр, РИА «Вести», ВГТРК, Минсельхозпрод России, Минприроды России и многие другие), узковедомственная политика которых приводила к недостаточно эффективному использованию этого имущества. Главная цель Указа Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. N 1771 состояла в повышении экономической эффективности использования федерального недвижимого имущества, а также создании четкой системы учета имущества, обеспечении его правовой защиты и прозрачности финансовых потоков, что должно было обеспечиваться путем распределения полномочий по управлению государственной зарубежной собственностью между Управлением делами Президента Российской Федерации, которому передавалась значительная часть собственности Российской Федерации, и Министерством иностранных дел РФ, в ведение которого переходила часть имущества, связанная с выполнением дипломатических и консульских функций. Согласно данному Указу управление федеральным недвижимым имуществом, расположенным за рубежом, осуществляется Управлением делами Президента РФ в тесном взаимодействии с МИД России, Росимуществом и другими министерствами и ведомствами. На баланс Министерства иностранных дел РФ и Управления делами Президента передавалось все недвижимое имущество, находящееся на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации, которое ранее было закреплено за органами исполнительной власти и организациями бывшей Российской империи и СССР . Остальные объекты недвижимости могли сдаваться в аренду прежде всего российским компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в соответствующих странах. ——————————— Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» // СЗ РФ. 2000. N 44. Ст. 4352.

Управление делами Президента Российской Федерации наделялось полномочиями по размещению представительства федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством РФ. Неиспользуемое для этих целей федеральное недвижимое имущество закреплялось на праве хозяйственного ведения ФГУП «Предприятие по управлению собственностью за рубежом» (ФГУП «Госзагрансобственность») при Управлении делами Президента РФ для его коммерческого использования. На ФГУП «Госзагрансобственность» данным Указом были возложены также задачи инвентаризации собственности Российской Федерации за рубежом. Полномочия Управления делами Президента РФ и МИД России дополнены принятым Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 10 «Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации» , которым установлено, что Управление делами Президента РФ и МИД России образуют Межведомственную комиссию по обеспечению эффективного использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и защите имущественных интересов Российской Федерации, которая принимает предложения об отчуждении федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, организует их рассмотрение в соответствии с положением о Комиссии и выносит решения о целесообразности или нецелесообразности их реализации. На основании соответствующих предложений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации по представлению Комиссии Правительство Российской Федерации принимает решение об отчуждении государственного имущества, находящегося за рубежом . И далее, на основании акта Правительства РФ об отчуждении имущества Росимущество совместно с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти и с учетом законодательства страны места нахождения имущества заключает договор об отчуждении имущества и совершает иные необходимые юридические действия, связанные с его исполнением. ——————————— См.: СПС «КонсультантПлюс». Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 10 «Об утверждении Порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 3. Ст. 221.

Позднее, в целях улучшения организации деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах был издан Указ Президента РФ от 11 января 2008 г. N 39 «О передаче в оперативное управление Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества», согласно которому Министерство экономического развития РФ является полномочным представителем Российской Федерации в отношении расположенного за рубежом федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации, принимает решения о распоряжении движимым имуществом (за исключением принадлежащих Российской Федерации ценных бумаг, долей, паев и акций находящихся за рубежом юридических лиц), закрепленным на праве оперативного управления за торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах. Принятыми позже Указами Президента РФ от 17 сентября 2008 г. N 1370 «Об Управлении делами Президента Российской Федерации» и от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» определены функции и полномочия Управления делами Президента РФ и Министерства иностранных дел РФ. ——————————— См.: СПС «КонсультантПлюс». См.: Там же.

Так, Управление делами Президента РФ наделено правом на осуществление полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента РФ, а также имущества государственной казны Российской Федерации, управление и распоряжение которым возложено на Управление делами Президента РФ. На МИД России возложены функции по осуществлению по поручению Правительства Российской Федерации приобретения в собственность Российской Федерации объектов недвижимости за рубежом для размещения загранучреждений и оформление соответствующих документов, организации учета недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МИД России, а также формированию и содержанию специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях), находящегося в ведении МИД России. Кроме того, МИД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которое является полномочным представителем Российской Федерации в отношении расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования российских центров науки и культуры за рубежом, российских информационно-культурных центров за рубежом, российских домов науки и культуры за рубежом, российских культурных центров за рубежом и их отделений. Из имеющих значение для правового регулирования управления зарубежной государственной собственностью следует отметить также утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2001 г. N 672 «Порядок распределения доходов от использования федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации», которым устанавливалось, что после уплаты всех платежей, установленных российским законодательством и законодательством государства, где расположена недвижимость, соответствующие суммы должны направляться главным образом на цели, связанные с содержанием этого имущества. Особое внимание необходимо уделить также рассмотрению вопроса об осуществлении учета всех объектов, расположенных за пределами Российской Федерации и входящих в состав государственной собственности. Учет федерального имущества за рубежом ведется лишь с 1995 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» , в п. 11 которого Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом было поручено совместно с Государственным комитетом РФ по статистике, Министерством иностранных дел РФ, Министерством внешних экономических связей РФ обеспечить создание системы учета и ведения реестра федеральной собственности, находящейся за рубежом. ——————————— См.: СПС «КонсультантПлюс».

В настоящее время учет объектов зарубежной федеральной собственности осуществляется Росимуществом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» , при этом правового акта, который регулировал бы учет только находящегося за рубежом федерального имущества, до настоящего времени не принято. ——————————— Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» // СЗ РФ. 2000. N 34. Ст. 4237.

Таким образом, проведенный анализ законодательства по регулированию управления государственной собственностью за рубежом выявил множество как теоретических, так и практических проблем, решение которых позволит государству более эффективно управлять собственностью, находящейся за рубежом.

1. Шебанова Н. А. Собственность Российской Федерации за рубежом: правовое регулирование и защита: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2010. 2. Работа комиссии международного права. Изд. IV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 381 — 398.

www.center-bereg.ru

Собственность рф за рубежом порядок управления и распоряжения

Имущество государства и его лиц может находиться на территории другого государства постоянно или временно. Это может быть движимое и недвижимое имущество; федеральная собственность, собственность субъектов Федерации; собственность муниципальных образований; собственность физических и юридических лиц РФ.

В состав государственного имущества, находящегося за границей, входят акции, ценные бумаги, доли и паи в юридических лицах, недвижимость. Правовой статус государственной собственности за рубежом определяется российским законодательством, правом страны места нахождения имущества и международными договорами РФ. Российское законодательство определяет, какие государственные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду и т.п.

В соответствии с законодательством РФ управление государственной собственностью РФ за рубежом осуществляет Правительство РФ. От имени Правительства властные функции по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом, распоряжение этой собственностью и контроль за эффективным ее использованием осуществляет Министерство РФ по управлению государственным имуществом, которое является полномочным представителем Правительства РФ. Решения о приобретения в федеральную собственность недвижимого имущества за рубежом, ценных бумаг, паев, долей и акций в находящихся за границей юридических лицах за счет федерального бюджета принимаются Правительством РФ. Оно также принимает решения о продаже, мене, залоге, дарении и изъятии такого имущества.

Сдача в аренду недвижимого имущества, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений, на срок до одного года осуществляется самостоятельно этими предприятиями; на срок до пяти лет по согласованию с Мингосимуществом РФ; на срок свыше пяти лет — по решению Правительства РФ. При приватизации государственных предприятий закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования государственных предприятий и продажи их на конкурсах и аукционах.

Российское законодательство устанавливает порядок участия РФ в находящихся за границей юридических лицах. Учредителем и участником от имени РФ выступает Мингосимущество РФ, которому по решению Правительства РФ предоставлено право вносить федеральную собственность в уставные капиталы таких юридических лиц (за исключением имущества, закрепленного за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения). Государственное предприятие осуществляет оплату уставного капитала юридических лиц (выкуп долей, паев, акций) по согласованию с Мингосимуществом.

Порядок и условия приобретения за границей государством, государственными и частными лицами РФ недвижимого имущества полностью подчиняется законодательству государства места нахождения имущества.

Государственная собственность пользуется за границей особым режимом — иммунитетом собственности государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей проявляется в том, что эта собственность не может быть объектом насильственных мер со стороны государства места нахождения имущества. Собственность государства без согласия собственника не может быть подвергнута отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильственно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц. Такая собственность не просто изымается из-под действия принудительных мер судебного характера; к ней не могут применяться и административные меры; она не может быть объектом взыскания по любым внесудебным требованиям (в частности, не может быть национализирована).

www.zakonas.ru

4.4. Государственная собственность за рубежом

Специфическим объектом регулирования в международном частном праве является имущество государства, находящееся за рубежом. В состав зарубежного государственного имущества могут входить: недвижимость, акции, ценные бумаги, доли и паи в юридических лицах, морские и воздушные суда, экспортные товары и т.д.

В отличие от имущества иностранных физических и юридических лиц, которое подчиняется юрисдикции страны места нахождения имущества и пользуется за рубежом национальным режимом за некоторыми изъятиями, зарубежное государственное имущество наделено особым статусом. Правовое положение государственной собственности за рубежом определяется внутренним национальным законодательством, правом страны места нахождения имущества и международными договорами. Непосредственно национальное законодательство определяет, какие государственные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду и т.п. Порядок и условия приобретения за границей имущества по общему правилу подчиняется законодательству страны места нахождения имущества, однако в определенных случаях он устанавливается международными договорами (размещение дипломатических миссий).

Государственная собственность пользуется за границей особым режимом – иммунитетом собственности государства, который определяется международным правом и законодательством государства места нахождения собственности. Наибольшее распространение имеет в настоящее время признание функционального иммунитета государства, что означает отказ от безусловного иммунитета собственности иностранного государства и от связанной с ним доктрины акта государства . Именно такой подход к разрешению вопросов, связанных с иммунитетом государства, закреплен в международных конвенциях: Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г. и Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности от 2 декабря 2004 г. . В обеих Конвенциях закреплен принцип необходимости явно выраженного согласия иностранного государства на предъявление к нему иска, принудительное исполнение судебного решения или принятие обеспечительных мер в отношении его имущества. Другими словами, отказ от этих видов иммунитета должен явно следовать из самостоятельного волеизъявления государства. Подписание государством международного договора, соглашения с частным лицом, где предусмотрено согласие на иностранную юрисдикцию, если иное не установлено сторонами, означает, согласно положениям конвенций, только согласие на судебное разбирательство в иностранном суде.

Доктрина акта государства исходит из запрета судам обсуждать законность актов иностранного государства и принимать решение об их недействительности.

В настоящее время в ней участвуют Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швейцария.

Россия подписала Конвенцию во исполнение распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 1487-р. В настоящее время Конвенция в силу не вступила.

Национальное законодательство может определять зарубежную государственную собственность в качестве самостоятельного объекта управления. Так разрешен вопрос в Законе Республики Узбекистан от 31 октября 1990 г. “О собственности в Республике Узбекистан”.

В США вопросами управления зарубежной недвижимостью занимается Департамент по операциям с зарубежной государственной недвижимостью (Department of State Overseas Buildings Operations), действующий в соответствии с Актом об иностранной недвижимости 1926 г. (Foreign Buildings Act of 1926) и Актом об иностранной помощи 1961 г. (Foreign Assistance Act of 1961).

Зарубежная собственность может не расцениваться в качестве объекта управления, требующего специального регулирования, однако и в этом случае законодатель специально упоминает о ней, устанавливая общие принципы управления государственной собственностью, соблюдение которых вменяется в обязанность специально уполномоченному органу. Так, например, разрешен вопрос о регламентации управления государственной собственностью в Норвегии, составляющей порядка 2,6 млн. кв. м жилой площади в Норвегии и за рубежом, среди которых государственные и культурные здания, колледжи и общественные здания администрации, королевские здания, посольства и дипломатические резиденции.

Регламентация вопросов управления государственной собственностью на уровне специального закона разрешена в Республике Туркменистан, где в марте 2010 г. был принят Закон “О государственной собственности Туркменистана за рубежом”. Этот правовой акт устанавливает организационную и правовую основу управления государственной собственностью Туркменистана, находящейся за рубежом, защиты этой собственности, создания и функционирования системы учета и регистрации объектов зарубежной собственности, организации контроля за эффективностью ее использования. В нем также определяются полномочия органов исполнительной власти, представляющих Туркменистан при заключении международных договоров в отношении собственности Туркменистана, находящейся за рубежом. Закон состоит из статей, которые отражают государственно-правовые (полномочия государственных органов), частноправовые (распоряжение имуществом) и международно-правовые (иммунитет государства) направления правовой деятельности Туркменистана на международной арене.

В Российской Федерации регламентация вопросов, связанных с управлением зарубежной государственной собственностью, осуществляется отдельными правовыми актами, среди которых в настоящее время наиболее значимыми являются:

– Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 “Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом” (изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1995 г. N 929, вступили в силу с 18 сентября 1995 г.);

– Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1211 “Об инвентаризации собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом”;

– Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 733 “Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей”;

– Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1025 “Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности использования государственного имущества Российской Федерации, находящегося за границей”;

– Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1771 “О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями”;

– Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 10 “Об утверждении порядка отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации”.

Согласно действующему российскому законодательству федеральное имущество за рубежом, предназначенное для осуществления публичных целей и пользующееся иммунитетом, передано в оперативное управление Министерства иностранных дел РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ. Имущество, предназначенное для осуществления коммерческой деятельности, передано в хозяйственное ведение специально созданного Управлением делами Президента РФ федерального государственного унитарного предприятия “Госзагрансобственность”. Доходы от коммерческого использования зарубежной собственности после уплаты платежей и отчислений, установленных законодательством Российской Федерации и государства, в котором расположено недвижимое имущество, должны направляться на содержание и эксплуатацию этого недвижимого имущества, капитальный и текущий ремонт и другие расходы, обеспечивающие надлежащее состояние объектов федерального недвижимого имущества, за исключением строительства новых объектов.

Принятие решений о совершении таких юридически значимых действий в отношении зарубежного федерального имущества, как купля-продажа, мена, залог, дарение, изъятие, отнесено к компетенции Правительства РФ. Передача имущества в аренду осуществляется государственными предприятиями и учреждениями, на балансе которых это имущество закреплено, самостоятельно (на срок до одного года), либо с разрешения полномочного государственного органа – Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) (на срок от одного года до пяти), либо по решению Правительства РФ (на срок свыше пяти лет). Порядок участия Российской Федерации в зарубежных юридических лицах также строго регламентирован: в качестве вклада в уставный капитал запрещено вносить являющиеся собственностью государства акции (паи, доли) находящихся на территории иностранных государств юридических лиц. Таким вкладом может быть только находящееся за рубежом имущество, высвобождаемое для коммерческого использования.

narodirossii.ru

Собственность рф за рубежом порядок управления и распоряжения

§ 1. Вопросы собственности в международных отношениях.
§ 2. Коллизионные вопросы права собственности.
§ 3. Применение за границей законов о национализации.
§ 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
§ 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах.
§ 6. Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за границей

§ 1. Вопросы собственности в международных отношениях

Проблемы собственности в современных международных отношениях многообразны. В традиционных курсах международного частного права стран Запада раздел о праве собственности сводится, как правило, исключительно к изложению коллизионных вопросов. Между тем ни вопросы национализации, ни вопросы участия иностранного капитала в разработке естественных ресурсов, ни вопросы режима иностранных инвестиций не могут быть сведены к проблемам коллизионного характера и должны рассматриваться наряду с ними.
Большое теоретическое и практическое значение имеет признание права собственности государства на его имущество, находящееся за рубежом. Право одного государства должно относиться, таким образом, к существованию права другого государства как к объективному факту.

§ 2. Коллизионные вопросы права собственности

1. В законодательстве многих государств проводится различие между правом на недвижимое имущество и правом на движимое имущество. В отношении недвижимости законодательство, судебная практика и доктрина этих государств придерживаются принципа, согласно которому право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Этот закон определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму и условия перехода прав на недвижимость. Особенно жестко данный принцип проводится в отношении такой основной категории недвижимого имущества, как земельные участки. В специальных реестрах и книгах ведется строгая регистрация прав собственности на землю. Схема 15
Российские юридические лица и иные наши организации точно также, как и граждане России, если им принадлежит недвижимое имущество за рубежом, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом в полном объеме в соответствии с правилами местного законодательства.
Более сложным является положение с движимым имуществом. Сюда относятся обычно права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т.д. В отношении этой категории имущества в различных государствах поразному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи, хотя и в отношении режима движимого имущества указанный принцип имеет решающее значение.
В доктринах международного частного права существуют различные точки зрения на то, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится. В одних странах доктрина высказывается в пользу применения закона места нахождения вещи, в других предпочтение отдается личному закону собственника. Схема 16
Расширение применения закона места нахождения вещи обосновывается в иностранной литературе прежде всего интересами гражданского оборота.
Таким образом, как правило, принцип lex. rei sitae определяет, какие вещи могут быть вообще объектом права собственности, объем и содержание прав и обязанностей собственника и чаще всего возникновение, переход и прекращение права собственности.
2. Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Гаагская конвенция о праве, применяемом к переходу права собственности в международной торговле товарами, 1958 года решает ряд вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании принципа lex rel situs, а на основании обязательственного статута, то есть права, при-меняемого сторонами к сделке внешнеторговой купли-продажи (см. гл. 8).
3. В действующем в России законодательстве имеется несколько коллизионных норм, касающихся права собственности. Основное правило содержится в ст. 164 Основ гражданского законодательства 1991 года, носящей название «Право собственности». В этой статье закреплен ряд положений. Во-первых, установлено, что «право собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находится» (ч. 1). Во-вторых, предусматривается, что право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр. В-третьих, предусмотрено, что «возникновение и прекращение права собственности на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности, если иное не предусмотрено законом» (ч. 2). Таким образом, в РФ закон места нахождения вещи признается исходным коллизионным началом для решения вопросов права собственности. Закон места нахождения вещи определяет прежде всего, какие вещные права возможны вообще и каково их содержание.
Особые сложности в международной практике вызывают случаи, когда предметом сделки является товар в пути. Например, товар перевозится морем или по железной дороге, а стороны во время его нахождения в пути совершают сделку по передаче на него права собственности. Какое право тогда следует применять: страны отправления товара, страны назначения или какого-либо промежуточного пункта нахождения вещи? Закон предписывает в этих случаях применять закон места отправки вещи. Согласно ч. 3 ст. 164 Основ, «право собственности на имущество, находящееся в пути по внешнеэкономической сделке, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не установлено соглашением сторон».

§ 3. Применение за границей законов о национализации

1. Под термином «национализация» понимается огосударствление, то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.
Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится. В 1917—1920 годах советским государством проводилась национализация земли, банков, промышленных и торговых предприятий и т.д.
Национализация проводилась и в ряде высокоразвитых стран Запада.
2. Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, вытекает из общепризнанного принципа международного права — суверенитета государства. Осуществление национализации — это одна из форм проявления государственного суверенитета.
Каждое государство в силу суверенитета устанавливает свою политическую и экономическую систему, свою систему права собственности. Государство имеет исключительное право устанавливать содержание и характер права собственности, порядок приобретения, перехода и утраты этого права.
Таким образом, с точки зрения современного международного права право осуществлять национализацию собственности, в том числе собственности иностранных граждан и компаний, является бесспорной прерогативой суверенного государства.
3. Международное публичное право признает право государства на проведение национализации, но оно не регулирует и не может регулировать отношения собственности, возникающие между государством и частными физическими и юридическими лицами. Условия проведения национализации определяются не международным правом, а внутренним правом государства, осуществляющего национализацию.
4. Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, то есть должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. Это означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент национализации в пределах его территории, так и национализированного имущества, находившегося в момент национализации за границей.
В настоящее время, как правило, ни судебной практикой, ни юридичес-кой доктриной стран Запада не оспаривается экстерриториальное действие законов о национализации в отношении имущества, которое в момент национализации находилось на территории государства, осуществившего национализацию, а затем было вывезено за границу в порядке ведения внешней торговли, в качестве экспонатов на выставки или для иных целей.

§ 4. Правовое регулирование иностранных инвестиций

1. В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Вели-кобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях, к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др. Специальные законы об иностранных инвестициях принимались, как правило, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. В КНР, например, было принято несколько сотен законов и подзаконных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Такие законы были приняты во всех государствах СНГ, а также в Литве, Латвии и Эстонии. Основными многосторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года и Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 года.
Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других — установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестиционной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью иностранного инвестора. В то же время установление дополнительных ограничений для доступа капитала создает большие возможности для коррупции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений.
При любой системе государство, принимающее инвестиции, может устанавливать запреты и ограничения для осуществления иностранными инвесторами определенных видов деятельности или для осуществления такой деятельности на определенных территориях.
Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах отличается большим разнообразием, что предопределяется существенными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался. В одних случаях иностранные капиталовложения ограничивались, а в других — поощрялись путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу часто характерны колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.
Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, то есть, как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования. Схема 17
2. К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств, б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах), г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.
Инвестиционные кодексы предусматривают обычно несколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.
3. Подробное регулирование правового режима иностранных инвестиций имеется в тех государствах (КНР, Польша, Венгрия и др.), которые проводят активную политику привлечения иностранного капитала и использования его для решения задач экономического развития своих стран.
4. Регулирование иностранных инвестиций осуществляется в РФ путем применения к иностранным инвесторам общего законодательства страны и прежде всего ГК, Закона об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г., Закона об обществах с ограниченной ответственностью от 9 февраля 1998 г., а также законодательства о недрах, налогового, валютного, банковского, таможенного и иного законодательства. 4 июля 1991 г. был принят Закон об иностранных инвестициях.
Во многих субъектах РФ принято собственное законодательство (в пределах предоставленной субъектам компетенции), способствующее улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий деятельности иностранных инвесторов. Основными мерами при этом являются освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий; отсрочка налоговых, арендных и иных платежей; предоставление беспроцентных ссуд и гарантий местных органов власти и др.
Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях были приняты кроме России на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Азербайджане, Молдавии, Грузии, Армении, а также в странах Балтии: Литве, Латвии и Эстонии.
Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г., иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России путем: Схема 18

    — долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами;
    — создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
    — приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории России законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
    — приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
    — приобретения иных имущественных прав;
    — иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории России законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые объекты, на запрещенные для таких инвестиций законодательством, хотя под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях получения прибыли (дохода). Несмотря на это, казалось бы, общее определение, законодательство России об иностранных инвестициях в основном регулирует отношения, возникающие в связи с созданием предприятий с иностранными инвестициями (см. гл. 5). Схема 19
В ст. 2 Закона от 4 июля 1991 г. дается понятие иностранных инвестиций, а в ст. 3 и 4 конкретизированы ее формы и объекты. При создании совместных предприятий должны быть определены вклады как российских, так и иностранных участников (их характер, размер и т.д.).
Согласно ст. 6 закона государство гарантирует, что иностранным инвестициям будет предоставляться полная и безусловная правовая зашита, их режим не должен быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый отечественным инвесторам. В России иностранным инвестициям предоставляются гарантии от национализации и иных мер, от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. В соответствии со ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР иностранные инвестиции в РСФСР не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме исключительных, предусмотренных законодательными актами случаев, когда эти меры применяются в общественных интересах. В отношении предусмотренных мер законодательство исходит из следующих принципов:
1) принудительные меры в отношении иностранных инвестиций не должны носить дискриминационного характера;
2) в случаях национализации и реквизиции иностранному инвестору должна выплачиваться быстрая, адекватная и эффективная компенсация;
3) компенсация должна выплачиваться в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора.
Так называемая дедушкина (или стабилизационная) оговорка предусмотрена в законодательстве Армении, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Узбекистана и других государств — участников СНГ. Так, ст. 6 Закона Казахстана от 19 июня 1995 г. «Об иностранных инвестициях» предусматривает, что в случае ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения условий законодательства в течение 10 лет будет применяться законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам, заключенным с уполномоченными государственными органами, — до окончания срока действия контракта, если им не предусмотрено иное. Эта оговорка не распространяется на изменение законодательства в области обеспечения обороноспособности, национальной безопасности страны, в сфере экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.
Основные положения договоров о взаимной защите инвестиций соответствуют международной практике заключения инвестиционных соглашений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие государства СНГ учитывали опыт других государств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталовложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромиссный характер переговоров, так и особенности подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству.
Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти соглашения включают четыре основных обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.
Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах. Схема 20
Одним из таких соглашений, как уже говорилось, является Сеульская конвенция 1985 года. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют Великобритания, США, ФРГ и другие страны. Обратим внимание на то, что в этой конвенции участвуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша, Туркмения, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.
В функции многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, учрежденного в 1982 году, входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран-участниц Сеульской конвенции. Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны-участницы конвенции.
Вторым многосторонним соглашением, имеющим в настоящее время более широкое применение, является Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. Конвенция была подписана 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г.
Конвенция предусматривает создание специального Центра по разрешению инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития (МБРР). Россия и ряд других стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.) присоединились к этой конвенции.

§ 5. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Интернационализация хозяйственной жизни, стремление к более эффективному использованию преимуществ международного разделения труда привели к созданию во многих странах особых экономических зон.
Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.
В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны. В них устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
В РФ были приняты Положения о различных свободных экономических зонах (СЭЗ). Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (постановление Совета Мини-стров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). В отношении этой зоны принималось несколько постановлений, и первый федеральный закон о СЭЗ — Закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Упомянем также Указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. и постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. о «Технополисе Заречном» (Свердловская сласть), созданном в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций, н от 16 марта 1996 г. о создании научно-технологического парка «Новосибирск». Постановления о зонах общего характера принимались Верховным Советом РСФСР 14 июня 1990 г. и 13 сентября 1990 г., ряд постановлений принимался также Правительством РФ. 4 июня 1992 г. Президент РФ принял Указ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации», которым была предусмотрена подготовка закона «О свободных экономических зонах в Российской Федерации».
Закон о свободных экономических зонах был принят в апреле 1997 г. Государственной Думой РФ и направлен в Совет Федерации.
Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане (1990 г.,) а также Указ «О мерах по упорядочению деятельности СЭЗ» 1996 г.), на Украине ( 1992 г.), в Киргизии ( 1992 г.). Белоруссии ( 1992 г.) Молдавии (1992 г.), Литве ( 1992 г.).
Любая экономическая зона независимо от места ее расположения и цели ее создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

    — упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;
    — льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибылью;
    — пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;
    — особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
    — упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности на территории СЭЗ должны быть определены законом о СЭЗ.

§ 6. Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за границей

1. Категории государственного имущества, находившегося за границей в различные исторические периоды существования Советского Союза, а затем РФ, не оставались неизменными. В их число входило имущество, перешедшее в порядке правопреемства от Российской империи к советскому государству, а также имущество, перешедшее в порядке правопреемства от Советского Союза к РФ. В Указе Президента РФ от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза Сер за рубежом» было заявлено, что «Российская Федерация как государство — продолжатель Союза Сер принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности».
За границей находилось имущество, перешедшее к советскому государству после проведения им национализации. После окончания Второй мировой войны значительную категорию советского государственного имущества за границей составляли так называемые активы, которые перешли к советскому государству в порядке репараций.
Имущество может находиться за рубежом постоянно или временно. С точки зрения юридической квалификации это может быть недвижимое или движимое имущество, на основании критерия характера собственности — имущество на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации, а также имущество муниципальных объединений. В состав этого имущества входят принадлежащие российскому государству ценные бумаги, доли, паи и акции в находящихся за рубежом юридических лицах.
Правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами РФ.
2. Российское законодательство определяет, какие государственные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду или решать иные вопросы, относящиеся к компетенции собственника имущества.
Решения о приобретении в федеральную собственность недвижимого имущества за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за рубежом юридических лицах за счет федерального бюджета принимаются Правительством РФ. Оно также принимает решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии такого имущества.
Сдача в аренду недвижимого имущества, закрепленного на балансе государственных предприятий и учреждений на срок до одного года, осуществляется ими самостоятельно, на срок до пяти лет — по согласованию с Госкомимуществом, а свыше пяти лет — по решению Правительства РФ.
Российское законодательство устанавливает также порядок участия РФ в находящихся за рубежом юридических лицах. Учредителем и участником от имени России выступает Госкомимущества, которому предоставлено право по решению Правительства РФ вносить федеральную собственность в уставные капиталы таких юридических лиц (за исключением имущества, закрепленного за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного владения). Государственное предприятие осуществляет оплату уставного капитала юридических лиц ( выкуп долей, паев и акций) по согласованию с Госкомимуществом.
Таким образом, только российское законодательство может определять порядок управления и распоряжения государственной собственностью, находящейся за рубежом. Приведем пример из судебной практики ФРГ, подтверждающий актуальность этого тезиса.
3. Порядок и условия приобретения за рубежом российским государством и российскими государственными (а также любыми иными) предприятиями и учреждениями недвижимого имущества полностью определяется законодательством страны местонахождения этого имущества. Покупатели, а также арендаторы призваны самым тщательным образом выполнять предписания этого законодательства (правила регистрации земельных участков в так называемых земельных кадастрах и др.). При этом необходимо проверять, не имеются ли в отношении земельного участка какие-либо обременения, в частности сервитуты (право прохода других лиц, проживание и т.д.), не заложено ли соответствующее имущество и т.д. Игнорирование таких обстоятельств может привести к неблагоприятным последствиям для российской организации — собственника или арендатора имущества.
Особый режим предоставляется имуществу иностранного государства и в области налогообложения. Это закреплено как во внутреннем законодательстве государств, так и в различных международных соглашениях. Например, в США на основании закона № 846 от 24 декабря 1942 г. находящаяся в округе Колумбия (т.е. в Вашингтоне) собственность, которая принадлежит иностранному правительству и используется для официальных целей или в качестве резиденции главы дипломатической миссии, освобождается от общего и специального налогообложения. Обложение налогом недвижимостей, принадлежащих иностранным правительствам и используемых в консульских целях, находится в США в компетенции местных властей. В одних штатах освобождение от уплаты налогов на собственность, принадлежащую иностранному правительству, предоставляется на началах взаимности, в других — только в соответствии с договорами, заключенными США с другими государствами.

1. Какие коллизионные нормы применяются в отношении собственности?
2. Что понимается под правом государства на национализацию частной собственности?
3. Что понимается под экстерриториальным действием актов о национализации?
4. Каково содержание соглашений РФ с другими странами о взаимном поощрении и защите инвестиций?
5. Какие правила устанавливает законодательство РФ в отношении государственной собственности РФ за рубежом?
6. Какой правовой режим должен предоставляться собственности российского государства за рубежом?

ufalaw.narod.ru

admin