Споры по морскому прав

Морские споры

Данная категория дел не нова, включает в себя споры ограниченной группы субъектов предпринимательской деятельности. Основные виды морских споров вытекают из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые возникают из мореплавания (торгового).

Морские споры связаны с большим объемом изучения нормативно-правовой базы, привлечению различного рода специалистов, ввиду чего сроки рассмотрения морских споров являются длительными.

Для получения более подробной информации по морским спорам для юридических лиц обращайтесь по телефону +7 (495) 741-84-78

Специализация споров вытекает из:

  • фрахтования судов, морских перевозок различного рода грузов, а также перевозок груза при смешанных плаваниях (море — река);
  • морских буксировок различного рода судов и иных «плавобъектов»;
  • морского страхования и перестрахования;
  • купли-продажи, залога и ремонта судов и различного рода «плавобъектов»;
  • лоцманских и ледовых проводках, агентских и иных обслуживаний морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
  • использования различного рода судов для проведения исследований (научных), при добыче различного рода ископаемых (полезных), при гидротехнических и иных работ;
  • спасания морского судна/судов или судном морским – судов/судна внутреннего плавания, а также по спасанию судном внутреннего плавания иного судна внутреннего плавания в морских водах;
  • подъема затонувшего в море судна и различного рода имущества;
  • столкновения морского судна, морского судна и судна внутреннего плавания, судна внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судну повреждения портовыми сооружениям и и другим объектам;
  • причинения повреждения сетям (рыболовным) и иным орудиям лова водных ресурсов, сопряженное с иным причинением вреда при производстве промышленного рыболовства.

Перечень услуг:

  • Изучение, анализ, обобщения перспективы морского спора.
  • Правовое изложение позиции, как в устном, так и в письменном виде (по желанию Клиента).
  • Составление процессуальной документации (рекламация, исковое заявление, возражение на исковое заявление, встречное исковое заявление и т.п.).
  • Сбор доказательственной базы, в том числе проведение необходимых экспертиз.
  • Участие в рассмотрении арбитражного спора по существу на всех стадиях разбирательства.
  • Обжалование решение суда в вышестоящих инстанциях.
  • Составление апелляционных, кассационных, надзорных жалобы на решение суда, в том числе в ВАС РФ.
  • Исполнение решение суда.

Для крупного, среднего, малого бизнеса.

Независимо от организационно-правовой формы – ИП, ООО, ЗАО, ОАО и т.п.

Наши преимущества:

Мы придерживаемся высокого уровня результативности. На основании имеющейся у нас статистики, количество ежегодно выигрышных дел, держится на уровне 85%-90% от общего количества рассматриваемых нами арбитражных споров.

Мы в полном объеме осуществим защиту прав Клиентов на любом этапе рассмотрения спора, будь то на стадии претензионного урегулирования спора или же стадии рассмотрения дела в суде. При этом, мы исходим из принципа разумности, действующего законодательства, на основании изученной ситуации и предложенной правовой позиции.

Полезно знать

Возникли вопросы по нашим услугам, ценообразованию или нужна правовая оценка ситуации?

Узнавайте по телефону +7 (495) 741-84-78 или заполнив форму обратной связи.

www.nobele.ru

Урегулирование споров

Конвенция 1982 года значительное внимание уде-ляет урегулированию споров, которые могут возник-нуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процеду-ры, в том числе и согласительная процедура по опреде-ленной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.

Государство при подписании, ратификации, присо-единении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или не-сколько из них; заявления сдаются на хранение Гене-ральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специ-ально предусмотренных Конвенцией.

Решения суда или арбитража окончательны и обя-зательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.

Международный трибунал по морскому праву со-стоит из 21 судьи, избранного государствами — участ-никами Конвенции из лиц, обладающих высокими мо-ральными качествами и являющихся признанными ав-торитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.

Для рассмотрения споров, касающихся морского дна, в Трибунале создается специальная Камера в со-ставе 11 судей.

Международные морские организации

Сотрудничество в целях исследования и освоения Мирового океана осуществляется как непосредственно между государствами, так и в рамках международных организаций. Наибольший вклад в развитие такого со-трудничества вносит Международная морская организа-ция — ИМО, являющаяся специализированным учреждением ООН.

Конвенция о создании Организации была принята на Морской конференции ООН в Женеве в 1948 году (СССР в работе Конференции не участвовал). Создавае-мая Организация получила название Межправительст-венной морской консультативной организации (ИМКО). В 1958 году Конвенция вступила в силу, и тогда же стала действовать Организация. В 1975 году было принято решение об изменении названия Организации, причем это решение не только основывалось на формальных соображениях, но и учитывало возросшую роль Органи-зации в вопросах, связанных с деятельностью человека в Мировом океане. Решение вступило в силу в 1982 году, и с этого года Организация стала именоваться Международной морской организацией (ИМО). В настоящее время более 150 государств являются членами этой Орга-низации (СССР — член Организации с 1958 года. Рос-сийская Федерация продолжает членство СССР в Орга-низации с 26 декабря 1991 г.). Около 60 неправительст-венных международных организаций имеют консульта-тивный статус в ИМО.

Основные цели ИМО сводятся к следующему: со-действовать сотрудничеству государств в технических вопросах торгового судоходства, обеспечению безопас-ности на море, эффективности судоходства, предотвра-щению загрязнения моря с судов и рассмотрению свя-занных с этим административных и правовых вопро-сов. Целями Организации являются также поощрение мер, ведущих к созданию нормальных экономических и коммерческих условий эксплуатации торгового флота, развитие связей с международными организа-циями и государствами.

ИМО принимает самое активное участие в разработ-ке международных договоров и других документов, кото-рые в той или иной мере касаются вопросов, входящих в круг деятельности Организации. Вот несколько приме-ров такой деятельности последних лет: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загряз-нения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, Протокол 1992 года об изменении Международной кон-венции о гражданской ответственности за ущерб от за-грязнения нефтью 1969 года, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года.

Организационная структура ИМО является традици-онной для подобного рода международных организаций.

Ассамблея — орган полного состава, порядок рабо-ты сессионный, очередные сессии проходят один раз в два года.

Совет — выборный орган, члены Совета избирают-ся Ассамблеей на два года. Государства представлены в Совете по трем категориям, за каждой категорией за-креплено определенное число мест и выборы проходят отдельно по категориям. Решением 18-й сессии Ассам-блеи в 1993 году число членов Совета увеличено до 40.

В организационную структуру ИМО входит также Секретариат во главе с Генеральным секретарем, чис-ленность персонала невелика — около 300 служащих.

ИМО имеет комитеты: юридический, по безопас-ности на море, по защите морской среды и по техни-ческому сотрудничеству.

Помимо ИМО, действуют такие международные морские организации, как, например, Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Межправительственная океанографическая комиссия (МОК).

studbooks.net

Споры по морскому прав

Международные морские споры и порядок их разрешения в соответствии с частью XV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В международном праве международный спор определяется как объективно существующее столкновение интересов, формально выражающееся в несовпадении точек зрения в отношении фактических обстоятельств или правовых норм, выраженное в форме односторонних или двусторонних претензий. Спор «возникает между государствами по вопросу факта или права» (Словарь международного права. М., 1986. С. 384).

В настоящее время особое значение приобретает принцип неуклонного выполнения всеми государствами своих обязательств по международному праву. С принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г . (далее по тексту – Конвенция 1982 г .) стала очевидной всеобщая потребность в строгом соблюдении этого принципа в сфере использования Мирового океана и в повышении роли правовых средств его охраны, среди которых важное место занимает институт мирного разрешения международных споров.

Принцип мирного разрешения международных споров, возникающих при использовании морских пространств и ресурсов, имеет важное политико-правовое значение в регулировании межгосударственных отношений в такой бурно развивающейся сфере деятельности государств, как освоение и использование Мирового океана.

Создать такой правопорядок в Мировом океане, который бы отвечал интересам всех государств, — значит убрать почву для трений и конфликтов (А.П. Мовчан. Мировой океан и международное право. Основы современного правопорядка в Мировом океане. ИГПАН АН СССР. М. Наука, 1986. С. 223).

Односторонние действия государства в любом районе Мирового Океана без учета интересов других субъектов международного права могут нанести ущерб интересам всего международного сообщества. Например, одностороннее расширение пределов национальной юрисдикции затрагивает интересы всех государств, так как сокращает открытое море и Международный район морского дна (Район), которые открыты для свободного и разумного пользования всеми.

Интересы международного сообщества могут быть затронуты, например, использованием живых ресурсов каким-либо государством в пределах своей юрисдикции. Ущерб другим государствам может быть нанесен в связи с загрязнением морской среды, даже в пределах территориального моря прибрежного государства.

Неоправданное запрещение или ограничение научных исследований препятствует выяснению истинной картины и явлений, происходящих в Мировом океане, в значительной степени снижает научный и практический потенциал всего человечества.
Как показывает практика, морские споры возникали чаще всего при осуществлении следующих мероприятий:

— установление границ территориального моря;

— определение пределов континентального шельфа;

— разграничение исключительных экономических зон;

— добыча несколькими государствами одного и того же вида живых ресурсов, или разных видов, но в одном и том же районе;

— обеспечение свободного судоходства в районах, подпадающих под юрисдикцию другого государства;

— предотвращение загрязнения Мирового океана ( М.И.Лазарев. Современное международное морское право. ИГПАН СССР. М., «Наука». 1984. с. 196).

Таким образом, можно дать определение, что под международным морским спором следует понимать объективно существующее столкновение интересов (разногласия в позициях) между субъектами международного права в связи с использованием Мирового океана, выражающееся в действиях, имеющих юридическое значение для сторон.
Принцип мирного разрешения споров закреплен Конвенцией 1982 г . в двух формах: в виде общего обязательства государств — принимать меры к тому, чтобы возникающие между ними разногласия не создавали ситуации, угрожающей миру, и как конкретная задача — мирно урегулировать свои споры относительно содержания конкретных норм Конвенции и методов их имплементации.

Идея создания обязательной системы урегулирования морских споров, обеспечивающей их окончательное разрешение, и была положена в основу Конвенции 1982 г ., предусматривающей многоступенчатую гибкую систему с широким арсеналом средств мирного разрешения споров.

При этом, не подрывая существующей системы мирного урегулирования международных споров, Конвенция 1982 г . сохраняет возможность обращения к любым средствам, указанным в ст. 33 Устава ООН, а также в региональных или двусторонних соглашениях (ст. ст. 279, 282). Ст. 280 Конвенции устанавливает, что никакие средства, закрепленные частью XV Конвенции, не затрагивают права любых государств — участников в любое время договориться об урегулировании своих споров, касающихся толкования или применения настоящей Конвенции, любыми мирными средствами по их выбору. Особенностью Конвенции 1982 г . является ее функциональная специализация, т.е. учет особенностей различных категорий споров, возникающих в ходе морской деятельности. Так, Конвенция 1982 г . регламентирует порядок разрешения споров, связанных не только с применением и толкованием самой Конвенции, но и любого другого международного соглашения, связанного с Конвенцией 1982 г ., а также отдельных категорий морских споров, таких как: в связи с делимитацией морских пространств (ст. ст. 74, 83); в связи с защитой и сохранением морской среды (ст. ст. 200, 201, 235); в связи с научно-исследовательской деятельностью (ст. 265); в связи с арестом и задержанием морских судов (ст. 292). Раздел 5 части XI Конвенции специально посвящен разрешению такой категории морских споров, как споры, касающиеся морского дна. Такие споры обладают определенной спецификой и разрешаются в специально созданном для этих целей органе – Палате по спорам, касающимся морского дна, Трибунала по морскому праву. Урегулированию споров, касающихся толкования или применения Конвенции 1982 г ., посвящена часть XV, раздел 5 части XI, и Приложения V – VIII. Раздел 1 части XV Конвенции предусматривает следующие средства разрешения споров:

— переговоры (обмен мнениями) – ст. 283;

— консультации – ст. 142, п. 2 ст. 283; п. 5 ст. 210, п. 5 ст. 5 Приложения III;

— согласительная процедура – ст. 284.

Переговоры . Ст. 283 Конвенции 1982 г . предусматривает, что при возникновении спора должен быть незамедлительно проведен обмен мнениями. Стороны должны прибегать к обмену мнениями всякий раз, когда возникают затруднения в урегулировании спора либо появляется неясность относительно способов осуществления решения, вынесенного по спору.
Практика разрешения международных морских споров показывает, что использование переговоров эффективно на любой стадии разрешения спора, в том числе и после вынесения решения судебными или арбитражными органами.

Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации. При проведении консультаций государства должны советоваться друг с другом, а не противопоставлять свои позиции; не должны выдвигать ультимативных требований, а стремиться гармонизировать свои мнения в целях достижения взаимоприемлемого решения (Е. Евгеньева, Е.Т. Усенко. Институт консультаций в современном международном праве. // Советское Государство и право.1980. № 10, с. 104-113).

В Конвенции 1982 г . в ряде случаев в качестве средства предотвращения конфликтов и предупреждения споров также предусмотрено использование консультаций: — Так, ст. 142 устанавливает, что во избежание ущемления прав и правомерных интересов любого прибрежного государства, в пределах юрисдикции которого находятся месторождения ресурсов, с заинтересованными государствами проводятся консультации, включая систему предварительных уведомлений.

— П. 5 ст. 210 предусматривает, что захоронение в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны или на континентальном шельфе не осуществляется без определенно выраженного предварительного одобрения прибрежного государства, которое имеет право разрешать, регулировать и контролировать такое захоронение после должного рассмотрения этого вопроса с другими государствами, на которых такое захоронение может отрицательно сказаться в силу их географического положения. — П. 5 ст. 5 Приложения III устанавливает, что если Предприятие не может получить на справедливой и разумной коммерческой основе и условиях соответствующую технологию, чтобы оно могло своевременно начать добычу и переработку полезных ископаемых Района, Совет или Ассамблея может созвать группу государств — участников, состоящую из государств, осуществляющих деятельность в Районе, которая проводит совместные консультации и принимает эффективные меры для обеспечения того, чтобы такая технология предоставлялась Предприятию на справедливой и разумной коммерческой основе и условиях.

Действенность консультаций как средства мирного урегулирования спора основана на том, что с их помощью устраняется фактор неожиданности действий; предотвращаются такие акции, которые могут создавать помехи выполнению уже начатых и намечаемых программ, или же нанести ущерб законным интересам государства.

Используя консультации, стороны могут прийти к примирению в такой ситуации, которая в ином случае неизбежно повела бы к возрастанию разногласий и даже конфликту. В Конвенции 1982 г . консультации используются как средство согласования позиций. П. 2 ст. 283 устанавливает, что государства прибегают к консультациям относительно способа осуществления урегулирования разрешенного спора.

Как самостоятельное средство разрешения споров консультации, видимо, могут успешно использоваться для принятия превентивных мер.

Ст. 284 Конвенции 1982 г . и Приложение V к ней предусматривают применение такого средства разрешения морских споров как согласительная комиссия. Согласительная комиссия обычно создается по соглашению сторон. Однако она может быть применена по требованию одной стороны в отношении трех категорий споров: о рыболовстве в исключительной экономической зоне (п.3 ст.297); о научно-исследовательской деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе (п.2 ст.297); а также в связи с толкованием и применением ст. ст. 15, 74 и 83 Конвенции (о делимитации морских границ), или споров, связанных с историческими заливами или правооснованиями (п.1 ст.298).
Так, согласно ст. 284 – любое государство, являющееся стороной в споре, может предложить другой стороне обращение к согласительной процедуре. Если это предложение принято, то участники спора могут сами конкретизировать согласительную процедуру соответственно своим представлениям и в рамках требований международного права, или прибегнуть к помощи согласительной комиссии, о которой говорится в Приложении V к Конвенции 1982 г . Решения согласительных комиссий не имеют обязательного характера для участников спора.
В соответствии с Разделом 3 Части XV возможна и другая форма передачи спора на рассмотрение в порядке согласительной процедуры – это по требованию одной стороны в споре (ст. 297). В этом случае порядок деятельности согласительной комиссии ничем не отличается от того, который действует в случае совместного обращения сторон, и ее решение также будет носить рекомендательный характер.

Согласительная процедура может быть применена к любому спору о морских границах, или к любому такому спору, который должен быть урегулирован в соответствии с двусторонним или многосторонними соглашениями, имеющими обязательный характер для этих сторон. Согласительная комиссия образуется из посредников, назначаемых каждым государством-участником. Генеральный секретарь ООН составляет и ведет список таких посредников, каждый из которых должен иметь самую высокую репутацию беспристрастности, компетентности и добросовестности. Образованная в соответствии с Приложением V согласительная комиссия заслушивает стороны, рассматривает их претензии и возражения, делает предложения сторонам с целью достижения дружественного урегулирования спора. Ст. 298 Конвенции 1982 г . предусматривает условия, при которых спор может быть передан на разрешение в порядке согласительной процедуры. Во-первых, эта процедура может применяться в отношении споров, возникших после вступления Конвенции в силу. Во-вторых, обращению в согласительную комиссию должна предшествовать попытка урегулирования споров путем переговоров. Наконец, сторона, против которой возбуждено разбирательство, не имеет права выдвигать встречный иск по поводу любого нерешенного спора, касающегося суверенитета или других прав на материковую или островную территорию (Г. Г. Шинкарецкая. Международное морское, воздушное и космическое право. Общее и особенное. Под ред. А. П. Мовчана и Е. П. Каменецкой. М., ИГПАН РАН, 1992. с. 86-87).
В соответствии со ст. 286 Конвенции – любой спор, если он не был урегулирован путем применения Раздела 1, по требованию любой стороны в споре передается на разрешение в порядке обязательных процедур, предусмотренных в Разделе 2 части XV.

Характерная особенность Конвенции состоит в том, что она требует от каждого государства — участника признания обязательной юрисдикции одной из процедур, влекущих обязательное решение:
— Международного Трибунала по морскому праву;

Если какой-либо участник Конвенции не сделал выбора, то в качестве обязательной процедуры, согласно ст. 287, будет применяться арбитраж. Из этого правила есть одно исключение: право выбора средств не действует в отношении споров, касающихся морского дна. Эти споры разрешаются в рамках Палаты по спорам, касающимся морского дна, Трибунала по морскому праву (ст. 186 – 191 Конвенции).

Общий арбитраж применяется для разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции (Приложение VII); специальный арбитраж — для рассмотрения только определенной категории споров (Приложение VIII).

Необходимо отметить, что к настоящему времени завершено формирование Общего Арбитража, предусмотренного Конвенцией 1982 г ., в соответствии с приложением VII. Арбитраж образуется из списка арбитров, находящегося в ведении Генерального секретаря ООН. Любое государство-участник имеет право назначить четырех лиц, каждое из которых должно иметь опыт и пользоваться самой высокой репутацией справедливого, компетентного и честного человека (ст. 2 Приложения VIII). Арбитраж состоит из пяти членов. Арбитраж устанавливает собственную процедуру, если стороны не договорились об ином (ст. 5).

Специальный арбитраж в соответствии с Конвенцией 1982 г . носит обязательный характер и установлен для строго определенной категории споров, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований, судоходства, включая загрязнения с судов и в результате захоронения отходов (ст. 1 Приложения VIII к Конвенции 1982 г .).

Однако специальный арбитраж обладает более широкой компетенцией, выходящей за рамки традиционных арбитражных функций. Он имеет право по просьбе сторон производить расследования, устанавливать факты, вызвавшие спор. По просьбе всех сторон в споре специальный арбитраж может сформулировать рекомендации, которые, не имея силы решения, образуют лишь основу для рассмотрения сторонами вопросов, вызвавших спор (ст. 5 Приложения). Обязательным условием вынесения рекомендаций должно быть наличие соответствующей просьбы всех спорящих сторон. В противном случае установление фактов специальным арбитражем рассматривается как окончательное для сторон.
Ст. 287 Конвенции 1982 г . относит Международный Суд ООН к обязательным процедурам урегулирования морских споров, влекущим обязательные решения. Большую часть из переданных на рассмотрение Международного Суда дел (примерно 65 %) составляют морские споры. Это свидетельствует о повышении роли Международного Суда в разрешении международных споров.

За время своей работы Суд рассмотрел морские споры в связи с юрисдикцией в отношении рыболовства; разграничением морских пространств; делимитацией исключительной экономической зоны и континентального шельфа; с правом установления специального режима судоходства в отдельных проливах и другие.

Деятельность Международного Суда в процессе разрешения морских споров регламентируется положениями двух международно-правовых документов: Статута и Раздела 2 Части XV Конвенции 1982 г .

Согласно ст. 38 Статута Международный Суд ООН при разрешении международных споров применяет:
— международные конвенции и договоры;

— общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

— судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Кроме того, Суд может разрешить дело ex aequo et bono, т.е. согласно принципам справедливости, а не по формальному закону, если стороны с этим согласны.

Международный Суд призван содействовать разрешению межгосударственных споров при обстоятельствах, когда все другие мирные средства урегулирования оказались неэффективными. На 2003 г . участниками Статута Международного Суда стали 191 государство.
В соответствии с Конвенцией 1982 г . впервые в истории создан Международный Трибунал ООН по морскому праву.

В настоящее время участниками Конвенции 1982 г ., и соответственно, участниками Статута Трибунала являются 143 государства (www.itlos.org/general_information/text_fr.shtml) Это все страны Азии, Африки, большинство стран Латинской Америки и страны Западной и Восточной Европы, за исключением Дании. Россия ратифицировала Конвенцию в 1997 г . На сегодняшний день Трибунал состоит из судей 21 страны. В состав Трибунала могут быть избраны судьи ad hoc, т.е. судьи от государств, являющихся участниками разбирающегося конкретного морского спора, и не представленных в судейском составе Трибунала. Трибунал призван разрешать споры между государствами, возникающие по поводу применения Конвенции 1982 г . и ее толкования по различным вопросам. Это могут быть также споры, касающиеся какого-либо иного международного соглашения, связанного с Конвенцией 1982 г . На практике Трибунал не разрешает споры, связанные с разграничением морских пространств, так как традиционно это считается компетенцией Международного Суда ООН.

Трибунал представляет собой совершенно новый судебный орган, созданный в ходе III Конференции ООН по морскому праву, первый международный суд, специализированный не по кругу участников, а по сфере международных отношений, охватываемых его компетенцией. Это единственный постоянно действующий судебный орган, созданный специально для морских споров.

Статус и права Трибунала установлены соответствующими статьями Конвенции 1982 г . и специальным Приложением VI к Конвенции (Статут Трибунала).

Трибунал может работать как в полном составе (в составе 11 судей), так и по палатам, связанным, во-первых, с использованием глубоководного морского дна — его режимом, разведкой и разработкой естественных ресурсов, во-вторых, с рыболовством и, в-третьих, с загрязнением морской среды. Создана также палата из пяти судей по ускоренному разрешению дел.

При разрешении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 г . и другие нормы международного права, не являющиеся не совместимыми с Конвенцией, и это положение не ограничивает право суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.
Нужно отметить, что при вынесении решений по морским спорам Трибунал учитывает свои предыдущие решения, часто ссылаясь на них. Учитываются также и решения Международного Суда ООН по морским спорам.

Решения Трибунала являются окончательными, имеют обязательную силу только для сторон спора и только в отношении данного спора. В случае спора о смысле или охвате решения Трибунал по просьбе любой стороны дает его толкование.

Важной чертой деятельности Трибунала является возможность обращения в него государств, не являющихся участниками Конвенции 1982 г . Ст. 20 Статута Трибунала предусматривает, что правом обращения в Трибунал обладают также субъекты иные, чем государства — участники, в делах, возникающих в связи с частью XI Конвенции 1982 г ., или в деле, переданном на рассмотрение Трибунала в соответствии с любым другим соглашением, предусматривающим компетенцию Трибунала, на что дали согласие все стороны в этом деле.
Еще одна характерная черта деятельности Трибунала – возможность предписания временных мер. Так, в соответствии со ст. 290 Конвенции 1982 г . Трибунал и его Палата по спорам, касающимся морского дна, имеют право предписывать временные меры, которые он считает надлежащими при данных обстоятельствах для обеспечения соответствующих прав сторон в споре или для предотвращения серьезного ущерба морской среде.

Представляется важным еще одно положение – о возможности вступления в дело государства, не являющегося стороной в конкретном морском споре. Так, в соответствии со ст. 31 Статута Трибунала, если государство — участник считает, что решение по какому-либо спору может затронуть какой-либо его интерес правового характера, то это государство может обратиться в Трибунал с просьбой о разрешении вступить в дело. Решение об удовлетворении такой просьбы принимает Трибунал.

Особая роль отведена Трибуналу при решении вопроса о незамедлительном освобождении задержанного судна и его экипажа. Согласно ст. 292 Конвенции 1982 г ., в случае, когда власти государства – участника задерживают судно, плавающее под флагом другого государства – участника, и утверждается, что задерживающее государство не соблюдает положений Конвенции 1982 г . о незамедлительном освобождении судна или его экипажа после предоставления разумного залога или иного финансового обеспечения, вопрос об освобождении может быть передан любому суду или арбитражу по соглашению сторон. Если в течение 10 дней со дня задержания такое соглашение не будет достигнуто, то вопрос об освобождении передается суду или арбитражу, признанному задерживающему государству согласно ст. 287 Конвенции 1982 г ., либо Международному Трибуналу по морскому праву, если стороны не договорятся об ином.

Заявление о незамедлительном освобождении подается в Трибунал, который и выносит указанное решение. Такое решение является окончательным и обязательным. Положение о незамедлительном освобождении действительно только в отношении государств, являющихся участниками Конвенции 1982 г . Заявление об освобождении может быть подано только государством флага или от его имени. Так, впервые в 1997 г . Трибунал вынес решение об освобождении судна «Сайга» и его экипажа под флагом Сент-Винсент и Гренады и арестованного Гвинеей за снабжение топливом рыболовных судов в ее исключительной экономической зоне. В 2002 г . Трибунал постановил освободить еще одно, уже российское рыболовное судно «Волга». Это особенно знаменательное событие, так как впервые Россия обратилась в международную судебную инстанцию и выиграла дело. Таким образом, можно утверждать, что Конвенцией 1982 г . установлен новый и эффективный механизм разрешения международных морских споров, учитывающих их разнообразие и специфику.

www.law.edu.ru

Разрешение споров, связанных с использованием морских пространств

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

знать основные положения уставов и регламентов, определяющих статус и порядок работы международных органов правосудия;

уметь квалифицировать юридические факты, имеющие отношение к морепользованию;

владеть умением анализировать судебные и арбитражные решения.

Споры, связанные с межгосударственными разногласиями по поводу территориального титула на те или иные пространства и их делимитации, дела, относящиеся к толкованию отдельных положений действующих договоров и конвенций относительно любого вопроса международного права или по поводу оценки, факта, если он будет установлен, представляющего собой нарушение международного обязательства, рассматривает Международный суд ООН.

Споры, связанные с использованием морских пространств и осуществлением деятельности по эксплуатации их ресурсов, а также ресурсов континентального шельфа и морского дна, могут рассматриваться коммерческими арбитражами. При отсутствии в контракте положения об арбитражной процедуре, которая подлежит применению к такому спору, арбитражное разбирательство осуществляется в соответствии с Арбитражными правилами ЮНСИТРАЛ или другими арбитражными правилами, которыми стороны пожелали руководствоваться.

Споры, связанные с вопросами толкования КМП-82 и относящихся к ней приложений в отношении деятельности в Районе, рассматриваются Трибуналом по морскому праву, который может в отличие от Международного суда ООН рассматривать споры не только между государствами, но и между физическими и юридическими лицами, если спор касается отношений по поводу глубоководного района морского дна.

Международный суд ООН

Международный суд ООН начал свою работу в 1946 г. и действует в соответствии со Статутом, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН, а также с учетом положений Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. На основании ст. 22 Статута Международный суд ООН (далее – Суд) размещается в Гааге (Нидерланды), во Дворце наций, где до него с 1922 г. находилась Постоянная палата международного правосудия.

Организация Суда определена в гл. 1 Статута, ст. 2 которой устанавливает, что этот судебный орган состоит из коллегии – 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Его члены избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Что касается членов Объединенных Наций, не представленных в Постоянной палате третейского суда, то кандидаты выставляются национальными группами, назначенными для этой цели их правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Постоянной палаты третейского суда в ст. 44 Гаагской Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.

При избрании следует иметь в виду, что не только каждый избранный в отдельности должен удовлетворять всем предъявляемым требованиям, но и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира (ст. 9 Статута).

Компетенция Суда определена в гл. 2 Статута, в соответствии с нормами которой субъектами дела могут быть только государства, признавшие его юрисдикцию одним из следующих способов:

а) посредством заключения специального соглашения о передаче спора на рассмотрение Суда;

б) в силу отсылочной оговорки, когда стороны являются участниками договора, в котором содержатся положения о том, что в случае разногласий в отношении его толкования или применения одна из них может передать спор на рассмотрение Суда;

в) посредством официальных заявлений, сделанных сторонами в соответствии со Статутом, согласно которым каждое из них признало юрисдикцию Суда в качестве обязательной в случае спора с другим государством, сделавшим аналогичное заявление.

К ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему сторонами спора и которые предусмотрены действующими договорами и конвенциями, включая Устав ООН. К ведению Суда также могут быть отнесены споры государства, подписавшего Устав ООН и Статут, и иного другого, если последнее признает юрисдикцию Суда по всем правовым спорам, касающимся:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства (ст. 36 Статута).

Источниками права, на основании которых Суд обязан решать переданные ему споры, признаются:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права.

В качестве вспомогательного источника могут использоваться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (ст. 38 Статута).

Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать толкование учредительному документу какой-либо публичной международной организации или международной конвенции, заключенной в силу такого документа, секретарь Суда уведомляет данную публичную международную организацию и препровождает ей копии документов всего письменного производства. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получать подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

Порядок судопроизводства определен в гл. 3 Статута. Дела возбуждаются Судом в зависимости от обстоятельств или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя секретаря.

Процедура разбирательства включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к Суду. Поскольку официальными языками Суда являются английский и французский, все написанное или сказанное на одном языке переводится на другой. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке. При отсутствии соглашения относительно того, какой язык будет применяться, каждая сторона может в судоговорении пользоваться тем языком, который она предпочитает; решение Суда выносится на французском или английском языке. В этом случае Суд одновременно определяет, какой из двух текстов рассматривается в качестве аутентичного.

После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его судьи дает перевес. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности ООН.

Кроме судебных решений Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы Уставом ООН или согласно последнему. К органам, которые в настоящее время имеют право испрашивать консультативное заключение Суда, относятся шесть комитетов ООН и 16 специализированных учреждений системы ООН.

По получении запроса Суд решает вопрос о том, какие государства и организации могут представить полезную информацию, и дает им возможность представить письменные или устные доклады.

Процедура вынесения Судом консультативных заключений смоделирована по примеру рассмотрения споров, и источники применимого права являются одинаковыми. Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании, о чем предупреждаются Генеральный секретарь и представители непосредственно заинтересованных членов ООН, других государств и международных организаций. По своей юридической природе консультативные решения не имеют обязательной силы для сторон, обратившихся с запросом. Однако некоторые документы или положения могут предусматривать заранее, что консультативное заключение имеет обязательную силу.

С 1946 г. Суд вынес более 100 решений по спорам, касающимся, в частности, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки, прав, связанных с проходом, и экономических прав.

Кроме судебных решений, с 1946 г. Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены ООН, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции ООН и применимости Соглашения о ее центральных учреждениях.

Два консультативных заключения были вынесены в июле 1996 г. в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также на запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения [1] .

studme.org

admin