Суда экологического контроля

Система экологического контроля

В систему экологического контроля входят: государственная служба на­блюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль (ст. 68 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»).
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей при­родной среды (экологический мониторинг) имеет своими задачами:
— наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;
— обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружаю­щей природной среды;
— прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;
— обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.
В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделя­ется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.
Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным ко­дексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами эко­логического законодательства.
Организационной основой государственного экологического монито­ринга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мони­торингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению эколо­гического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, ре­гиональные центры наблюдения, научно-исследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают про­гнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др.
Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.
Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупрежде­ния и устранения последствий негативных процессов (ст. 109 Земельного ко­декса РСФСР). Он проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике.
Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.
Мониторинг водных объектов — система регулярных наблюдений за ги­дрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателя­ми их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и оп­ределения степени эффективности осуществляемых водоохранных меро­приятий. Указанный мониторинг возложен на органы управления водным хозяйством в составе Министерства природных ресурсов РФ совместно с ор­ганами управления использованием и охраной недр, а также Росгидромета и Госкомэкологии России (ст. 78 Водного кодекса РФ).
Мониторинг объектов животного мира — система регулярных наблюде­ний за распространением, численностью, физическим состоянием объек­тов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуще­ствляется органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Госкомэкологии Рос­сии, Рослесхоза и др.
В осуществлении государственного экологического мониторинга прини­мает участие и ряд других органов специального управления в пределах сво­ей компетенции — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и др.
Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются со­ставными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Общее руководство созданием и функционированием единой государст­венной системы экологического мониторинга осуществляет в установлен­ном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).
Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в от­личие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъек­тами природопользования, выявление нарушений экологического законода­тельства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные ин­спекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохра­на, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.
Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.
Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
— посещать предприятия, организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
— проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблю­дение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
— выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
— устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стацио­нарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
— назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
— требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах пре­доставленных прав указания или заключения по размещению, проектирова­нию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
— привлекать в установленном порядке виновных лиц к административ­ной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисципли­нарной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями;
— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека.
Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд.
Производственный контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабора­ториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность кото­рых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологическо­го контроля — проверка выполнения планов и мероприятий по охране при­роды и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества ок­ружающей природной среды, выполнения требований экологического зако­нодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выде­лением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д.
В рамках общественного контроля граждане и их организации, обществен­ные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совме­стно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодатель­ства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений*.
________
* Полномочия граждан и общественных экологических объединений в данной сфере рассматриваются в главе 1 учебного пособия.

В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охра­ны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность эколо­гических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических про­блем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).
Важное звено экологического контроля — экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечи­вающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет эколо­гических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.

lawtoday.ru

Общественные экологические инспекторы

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к общественному экологическому инспектору, его права и обязанности, порядок присвоения и отмены статуса общественного экологического инспектора, координацию деятельности общественного экологического инспектора.
1.2. Общественным экологическим инспектором может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Красноярского края (далее – край), обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения задач в области общественного экологического контроля, являющийся членом общественного объединения, уставные документы которого предусматривают осуществление общественного экологического контроля на территории края (далее – общественное объединение).
Общественным экологическим инспектором не может быть лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, лицо, замещающее должность федеральной государственной службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должность муниципальной службы, а также лицо, замещающее выборную должность в органах местного самоуправления, лицо, признанное недееспособными на основании решения суда, лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость.
1.3. Гражданин, указанный в пункте 1.2 настоящего Положения и желающий стать общественным экологическим инспектором (далее – гражданин), представляет в министерство природных ресурсов и экологии края (далее – Министерство) ходатайство общественного объединения, членом которого он является, оформленное в соответствии с приложением № 1 к настоящему Положению, и письменное заявление, оформленное в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению, с приложением следующих документов:
1) двух личных фотографий в черно-белом или цветном исполнении размером 30 x 40 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора;
2) копии паспорта гражданина, заверенной нотариально, либо с предъявлением оригинала;
3) копии удостоверения (членского билета) общественного объединения, подтверждающего членство гражданина в общественном объединении, заверенной нотариально, либо с предъявлением оригинала;
4) копии документа об образовании гражданина, заверенной нотариально, либо с предъявлением оригинала;
5) копии трудовой книжки гражданина, заверенной работодателем, либо с предъявлением оригинала (при наличии).
Документы, указанные в настоящем пункте, гражданин представляет в Министерство лично либо направляет по почте.
1.4. Присвоение гражданину статуса общественного экологического инспектора осуществляется Министерством посредством издания соответствующего приказа Министерства на основании решения общественного совета при Министерстве о присвоении гражданину статуса общественного экологического инспектора.
1.5. Приказ Министерства о присвоении либо об отказе в присвоении гражданину статуса общественного экологического инспектора принимается Министерством в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего решения общественного совета при Министерстве в Министерство и в течение трех рабочих дней со дня издания указанного приказа. Его копия направляется гражданину, а также общественному объединению, ходатайствовавшему о присвоении гражданину статуса общественного экологического инспектора.
1.6. Общественный экологический инспектор осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, края и настоящим Положением.
1.7. Гражданин лишается статуса общественного экологического инспектора посредством издания соответствующего приказа Министерства на основании решения общественного совета при Министерстве о лишении гражданина статуса общественного экологического инспектора в случае:
1) поступления в Министерство личного заявления общественного экологического инспектора;
2) поступления в Министерство соответствующего обращения о лишении статуса от общественного объединения, ходатайствовавшего о присвоении гражданину статуса общественного экологического инспектора;
3) назначения его на государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной гражданской службы, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;
4) выезда его на постоянное место жительства за пределы края;
5) утраты им гражданства Российской Федерации;
6) вступления в законную силу вынесенного в отношении его обвинительного приговора суда;
7) непредставление им отчета, указанного в пункте 4.1 настоящего Положения;
8) ненадлежащего исполнения своих обязанностей, превышения установленных Положением полномочий или совершения противоправных действий;
9) в случае смерти гражданина, являющегося общественным экологическим инспектором, признания его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу.
1.8. Приказ Министерства о лишении гражданина статуса общественного экологического инспектора принимается Министерством в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего решения общественного совета при Министерстве в Министерство и в течение трех рабочих дней со дня издания указанного приказа его копия направляется гражданину, а также общественному объединению, ходатайствовавшему о присвоении гражданину статуса общественного экологического инспектора.

2. Права и обязанности общественного экологического инспектора

2.1. Общественный экологический инспектор имеет право:
1) обследовать общедоступные территории населенных пунктов, а также других территорий, доступ на которые не ограничен в соответствии с законодательством, с целью предотвращения, выявления и пресечения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, выявления источников загрязнения окружающей среды;
2) осуществлять проверки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства, в том числе нормативов, в области охраны окружающей среды, проводимые совместно с государственными инспекторами по охране окружающей среды;
3) направлять в орган исполнительной власти края обращения с предложениями о проведении совместных мероприятий по проектам экологического контроля, участия в таких проверках;
4) осуществлять информирование органов, уполномоченных в области охраны окружающей среды, о выявленных нарушениях, в том числе о фактах загрязнения окружающей среды, изъятия из естественной природной среды объектов растительного и (или) животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу края, несанкционированной вырубки деревьев и кустарников;
5) фиксировать выявленные нарушения в любой форме, достаточной для принятия последующих действий по привлечению виновных к ответственности.
Общественный экологический инспектор осуществляет права, указанные в настоящем пункте, только в муниципальном образовании, на территории которого зарегистрировано общественное объединение, ходатайствовавшее о присвоении гражданину статуса общественного экологического инспектора.
2.2. Общественный экологический инспектор обязан:
1) знать требования федерального законодательства и законодательства края в области охраны окружающей среды;
2) проводить с природопользователями разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований федерального законодательства и законодательства края в области охраны окружающей среды;
3) незамедлительно информировать должностных лиц Министерства о выявленных нарушениях, осуществлять оперативный сбор информации и материалов, указывающих на факты совершения правонарушений.

3. Удостоверение общественного экологического инспектора

3.1. Общественному экологическому инспектору в течение четырнадцати дней со дня издания приказа Министерства о присвоении ему статуса общественного экологического инспектора выдается удостоверение единого образца согласно приложению № 3 к настоящему Положению.
3.2. В случае, если удостоверение общественного экологического инспектора утрачено или пришло в негодность, его замена осуществляется на основании письменного заявления общественного экологического инспектора, поданного в Министерство.
3.3. В течение трех дней со дня получения копии приказа Министерства о лишении статуса общественного экологического инспектора гражданин должен сдать удостоверение общественного экологического инспектора в Министерство.

4. Отчет общественного экологического инспектора о проделанной работе

4.1. Общественный экологический инспектор не реже одного раза в год представляет в Министерство отчет о проделанной им работе.
4.2. Отчет, указанный в пункте 4.1 настоящего Положения, рассматривается на заседании общественного совета при Министерстве и на заседании Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края.

5. Координация деятельности общественного экологического инспектора

5.1. Координация деятельности общественного экологического инспектора, оказание ему методической помощи, в том числе организация проведения тренингов, семинаров осуществляется.
5.2. Информация о деятельности общественного экологического инспектора и его отчет размещается на сайте министерства.

www.mpr.krskstate.ru

Экологический контроль

Экологический контроль

Экологический контроль — это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил.

Основные задачи экологического контроля:

· наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

· проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по его обеспечению.

Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые, наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый — сбор и обработка исходных данных. Второй — осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля — предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

Выделяют: государственный, муниципальный, производственный и общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы. Согласно закону «Об охране окружающей среды» они имеют право:

· посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

· проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов;

· устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;

· назначать государственную экологическую экспертизу;

· требовать устранения выявленных недостатков;

· привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

· принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.

Муниципальный экологический контроль — это контроль органов местного самоуправления на территории муниципального образования. Основой для его осуществления служат законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основными задачами муниципального экологического контроля являются:

— выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности;

— мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования;

— координация деятельности в области производственного экологического контроля и производственного экологического мониторинга;

— информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования и другой необходимой и достаточной экологической информации;

— пропаганда природоохранного законодательства;

— привлечение общественных организаций и населения к участию в процессе исполнения на территории муниципального образования природоохранного законодательства;

— контроль за выполнением плановых мероприятий по охране окружающей среды организациями, физическими лицами, независимо от правового статуса, формы собственности и подчиненности;

— осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства;

— проверка достоверности представляемых форм статистической отчетности на соответствие фактическим данным;

— контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов;

— осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней;

— осуществление оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, с целью выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности;

— осуществление контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства при строительстве (реконструкции), вводе в эксплуатацию сооружений и объектов хозяйственной деятельности.

Производственный экологический контроль — контроль предприятия за своей деятельностью в области природопользования и охраны среды.

Необходимость проведения этого вида контроля наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», также определена Федеральными законами от 04.05.1999г № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Общественный экологический контроль — контроль выполнения требований экологического законодательства со стороны общественных организаций, профсоюзов, отдельных граждан. По возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства этот вид контроля уступает государственному, вместе с тем, он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. Поэтому, общественный экологический контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

ecology-education.ru

8. Экологический контроль

Что такое экологический контроль и каковы его виды?


Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их полномочия?

Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российской Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке:

  1. посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
  2. проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
  3. выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
  4. устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
  5. назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
  6. требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
  7. привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
  8. принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

rudiplom.ru

Экологический контроль

В соответствии со Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» экологический контроль это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Статьи в журнале

Новости компаний

Нормативные документы

Государственные доклады

Литература

Различаются следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный.

Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российской Федерации и ее субъектов. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке:

  • посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
  • проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
  • выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
  • устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
  • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
  • привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей природной среды».

Общественный экологический контроль осуществляется общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды»

www.ecoindustry.ru

admin