Вводные септаккорды и их разрешения

Вводные септаккорды и их разрешения

См. также решения задач

Абызова 380 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Бригадный 313 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Септаккорд VII ступени и его обращения

Определение. Виды. Вводными называются септаккорды, построенные на VII высокой ступени лада — вводном тоне (VII ступени мажора и гармонического минора). В мажоре это малый септаккорд с уменьшенной квинтой, в гармонических мажоре и миноре — уменьшенный септаккорд. Есть ещё вводный септаккорд с квартой.

Как и все другие септаккорды, VII7 имеет 3 обращения: VII65, VII43, VII2.

Функциональная принадлежность и бифункциональность. По функциональному значению вводные септаккорды принадлежат доминантовой группе, однако наличие в составе IV и VI ступеней говорит об их бифункциональности — D и S. По интенсивности неустойчивости вводные септаккорды близки D7.

Местоположение в форме. Приготовление. Вводные септаккорды используются во внекаденционных оборотах — практически после аккордов любых ступеней, если позволяет голосоведение:

после тоники — Бетховен. Соната №23, часть I.

после субдоминанты — Чайковский. «Детский альбом», «Полька»

после других доминант — Бетховен. Соната №5, часть I.

Разрешение септаккорда VII ступени. Септаккорд VII ступени и его обращения могут разрешиться непосредственно в T53, при этом основной тон и терция идут на ступень вверх. Благодаря ведению терцового тона вверх в тоническом созвучии удваивается терция. При таком голосоведении VII7 разрешается в I53, VII56 и VII43 — в I6. Разрешение же VII2 в I64 неупотребительно из-за несамостоятельного значения квартсекстаккордов вообще. Для перехода в K64, требующий перез собой S (или T) гармонии, VII2 тоже не подходит, т.к. не может служить представителем S. Обычно, если вводный септаккорд и проявляет заложенный в нем элемент S, то лишь в обороте VII43 — I53, изредка встречается в виде, аналогичном плагальному обороту (в дополнениях после полной каденции).

Разрешение в консонирующую доминанту. Возможно разрешение VII7 в D6.

Разрешение в обращения D7. Помимо непосредственного разрешения в T, VII7 может разрешаться через ближайшее обращение D7. При переходе в D7 (или его обращение) VII7 получает лишь частичное акустическое разрешение. Это внутрифункциональное разрешение, которое всегда требует дальнейшего движения, так как не даёт перехода неустойчивой гармонии в T.

Перемещение. При перемещении гармонии VII7 или переходе одного обращения VII7 в другое остается в силе правило, общее для всех септаккордов:септима выдерживается на месте в одном и том же голосе.

При гармонизации мелодический переход VII7 и его обращений в соответствующее обращение D7 даёт возможность проходящих оборотов с VII7 и его обращениями.

Проходящие аккорды между обращениями VII7. Между VII7 и VII65часто используется в качестве проходящего аккорд S64. При этом бас и один из голосов идут по тем же звукам в противодвижении, 2 других голоса выдерживают общие тоны. VII7-S64-VII65 или наоборот.

Между VII65 и VII43 используется иногда проходящий VI64 при аналогичных условиях голосоведения. VII65-VI64-VII43-I6.

Но особенно характерно проходящее D трезвучие между VII43 и VII2. VII43-D-VII2.

Возможен проходящий оборот I — VII65г. — I6 только вверх.

Особые обороты. Несовершенный каданс K64 — VII43 — I6 — V — VII7; VII7 — IV (VII2 — IV6), VII43 — VI.

Скачки при разрешении VII7.

VII43 3 — I6 5 ; VII43 1 — I6 5 ; VII7 3 — I3 5 с удв.5

VII65 5 — I6 1 ; VII65 7 — I6 3 с удв.3

Григ. Студенческая серенада op.73 №6 т.т.18-19

Энгармонизм VII7. Обращения VII7 равны энгармонически. Без настройки VII7 неопределён в ладовом отношении.

Малый вводный — наиболее типичное применение в мелодическом положении септимы. (или септима выше примы)

VII7 4 Шуберт. Спокойно спи. Рахманинов «О нет, молю, не уходи».

VII7 малый присущ романтикам, позднему Скрябину. Энгармонизм — тристанов аккорд, рахманиновская S)

VII2 — VI. Григ «Ариэтта»op.12 №1.

VII2 — D7 — I. Григ. Листок из альбома op.47 №2

Малый вв. VII7. Григ Ноктюрн op.54 №4

Григ. «С водяной лилией» op.25 №4 том II.

Григ. «Лебедь» перед кодой VII43мал. — I6

www.lafamire.ru

Разрешение вводного септаккорда на практике

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы посмотрим как можно на практике использовать разрешение вводного септаккорда в тонику.

Конкретнее мы будем использовать связку уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени и тоники.

Итак, давайте для начала посмотрим на одну особенность. Возьмём тональность Ми мажор (допустим мы играем что-то в ней).

Построим в ней аккорд УмVII7. Этим аккордом как мы знаем у нас будет Ре диез уменьшенный септаккорд (он получается из-за использования ноты гармонического Ми мажора — пониженной 6-ой ступени).

рис. 1

А теперь возьмём обращение этого аккорда — то есть тот же самый аккорд сдвинем на малую терцию вниз.

рис. 2

У нас получится Уменьшённый септаккорд от ноты До бекар.

Кроме того мы знаем, что мажорную тонику нам может заменить аккорд шестой ступени (что будет называться прерванным оборотом). В нашем случае это аккорд До диез минор. Следовательно, у нас есть разные варианты как рассуждать.

Например, мы можем перейти из До уменьшенного в До диез минор и рассматривать это как переход УмVII2 в VI53 (римской цифрой 6-ть обозначено, что аккорд от шестой ступени в ми мажоре, а 53, что от этой ступени берём трезвучие).

А можем думать, что УмVII2, относящийся к тональности E (Ми мажор) это аккорд энгармонически равный с аккордом УмVII7 из тональности C#m (До диез минор). В этом случае это будет аккорд B#dim7. Об энгармонизме читайте здесь.

Следовательно здесь уменьшенный это общий аккорд между двумя этими тональностями (о том что такое общий аккорд мы рассказывали здесь: http://gorstorehov.com/page/rodstvennie-tonalnosti#video).

Но это возможно слишком сложный подход, наверное лучше думать, что мы играем в Ми мажоре и используем обращение УмVII7. Это получится дополнительным вариантом того как можно сыграть в этой мажорной тональности при сочинении музыки.

Странный звукоряд

А теперь посмотрим на следующий звукоряд:

рис. 3

Здесь черным мы подписали УмVII2, а красным VI7 (малый минорный септаккорд от шестой ступени в Ми мажоре).

То есть играя в Ми мажоре нам этот звукоряд может помочь — он складывается из арпеджио двух этих аккордов (в каждом аккорде получается по четыре звука).

Так, если при сочинении мы хотим перейти из УмVII2 в VI7 (или если мы в тональности До диез минор из УмVII7 в T7), но не знаем как же лучше это сделать можно использовать звукоряд — в нём сразу много вариантов.

Давайте попробуем что-нибудь красивое сыграть с помощью него. Например так:

рис. 4

Послушаем как это звучит:

рис. 5

А вот как звучит пример 2:

рис. 6

Послушаем пример 3:

Вот таким образом получается мы можем упрощать себе жизнь при сочинении музыки.

Если у вас есть вопросы задавайте их в комментариях.

А теперь послушаем как звукоряд может быть использован в конкретной музыке:


gorstorehov.com

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Post navigation

Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII ступени и его обращения

Базовый курс гармонии. Содержание
Вводный септаккорд (VII7) или септаккорд VII (вводной) ступени является одним из главных септаккордов доминантовой группы.

По структуре и звучанию септаккорд VII ступени — это малый с уменьшенной квинтой септаккорд в натуральном мажоре и уменьшенный септаккорд в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Как и любой другой септаккорд, VII7 имеет три обращения: VII65 на II ступени, VII43 на IV ступени и VII2 на VI ступени лада.

Разрешить VII7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной терцией на ближайшей ступени в басу . При этом VII ступень (основной тон) разрешается вверх, в I ступень; II ступень (терцовый тон) — тоже вверх, в III ступень; IV ступень (квинтовый тон)— вниз, тоже в III ступень; VI ступень (септима) — вниз, в V ступень. Таким образом, VII7 разрешается в T53 с удвоенной терцией, VII65 — в T6 с удвоенной терцией, VII43— тоже в T6 с удвоенной терцией. VII2 теоретически может разрешиться в Т64 с удвоенной терцией, но в практике такой оборот не используется.

При разрешении VII7 и его обращений в аккорды тоники образуется мелодический тип соединения :

VII43, который строится на IV ступени лада может также плагально разрешаться в T53:

Кроме того, водный септаккорд (VII7) и его обращения могут разрешаться внутрифункционально (т.е. в рамках одной функциональной группы аккордов) в ближайшие аккорды доминанты с использованием гармонического типа соединения. Три звука аккорда остаются на месте, кроме с ептимы (6-й ступени лада), которая разрешается на секунду вниз в приму доминанты (5-ю ступень). В свою очередь, аккорд доминанты разрешается в тонику:

VII7, VII65 и VII43 могут употребляться в качестве доминантовых гармоний в начале и середине построения.

VII2 может быть использован в заключительной полной каденции как басовое задержание к D7:

Задание; Играйте обороты, представленные в нотных примерах, в различных мелодических положениях во всех тональностях квинтового круга.

solfamusictheory.wordpress.com

Вводные септаккорды: что это такое, какие бывают, какие имеют обращения и как разрешаются?


Для начала просто напомню, что септаккорд – это такой аккорд (то есть созвучие), в котором четыре звука и эти четыре звука можно расположить по терциям. Если записать септаккорд нотами, то эта запись будет похожа на нарисованного снеговика, только кружочков (нот) будет не три, а четыре штучки.

Теперь по поводу того, откуда взялось прозвище «вводные септаккорды». Дело в том, что септаккорды, как и трезвучия, можно построить абсолютно на любой ступени мажора или минора – на первой, на второй или третьей, на шестой или на седьмой. Вы наверняка уже имели дело с доминантсептаккордом – это септаккорд, построенный на пятой ступени. Возможно, вы также знаете и септаккорд второй ступени.

Так вот, вводный септаккорд – это септаккорд, который строится на седьмой ступени. Седьмая ступень, если помните, называется вводной , она самая неустойчивая, располагается на расстоянии полутона по отношению к тонике. Такая вот вводная функция этой ступени распространила своё действие и на аккорд, который на этой ступени построен.

Ещё раз, вводные септаккорды – это септаккорды, которые строятся на вводной седьмой ступени. Эти аккорды составляются из четырёх звуков, которые отстоят друг от друга на расстоянии интервала терции.

Какие бывают вводные септаккорды?

Они бывают двух видовмалые и уменьшённые . Малый вводный септаккорд строится на VII ступени натурального мажора, и только. Уменьшённый вводный септаккорд можно построить в гармонических ладах – гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Один из этих двух видов аккордов будем условно обозначать так – МVII7 (малый вводный или малый уменьшённый), а другой так – УмVII7 (уменьшённый). Эти два аккорда различаются своим интервальным составом , но в основе каждого из них лежит уменьшённое трезвучие .

Малый уменьшённый , или по-другому, малый вводный септаккорд состоит из двух малых терций (то есть уменьшённого трезвучия), над которыми достраивается ещё одна терция, но уже большая. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал малой септимы .

Уменьшённый вводный септаккорд , или, как иногда говорят, просто уменьшённый состоит из трёх малых терций. Можно их разложить так: две малых (то есть фактически уменьшённое трезвучие в основании) и над ними ещё одна малая терция. Между крайними звуками этого септаккорда образуется интервал уменьшённой септимы.

Взгляните на этот нотный пример:

Какие обращения есть у вводных септаккордов?

Абсолютно любой септаккорд имеет три обращения , они всегда одинаково называются. Это квинсекстаккорд (опознавательный знак – циферки 65 ), терцквартаккорд (узнаем по цифрам 43 справа) и секундаккорд (обозначается двойкой – 2 ). Откуда взялись эти странные названия, вы можете узнать, если почитаете статью «Структура аккордов и их названия». Кстати, помните, что обращений трезвучий (трёхзвучных аккордов) всего два?

Итак, и малый вводный и уменьшённый вводный аккорды имеют по три обращения, которые получаются оттого, что каждый раз мы нижний звук аккорда переносим на октаву вверх , либо, наоборот, верхний звук перемещаем на октаву вниз .

Давайте разберёмся с интервальным строением каждого аккорда, получающегося в результате обращения:

  • МVII7 = м3 + м3 +б3
  • МVII65 = м3 + б3 + б2
  • МVII43 = б3 + б2 + м3
  • МVII2 = б2 + м3 + б3

Пример всех этих аккордов в тональности до мажор:

Малый вводный септаккорд и его обращения в тональности до мажор

  • УмVII7 = м3 + м3 + м3
  • УмVII65 = м3+ м3 + ув2
  • УмVII43 = м3 + ув2 + м3
  • УмVII2 = ув2 + м3 +м3

Нотный пример всех этих аккордов в тональности до минор (в до мажоре будут те же звуки, только си-бекар будет обычной нотой си без дополнительных значков):

Уменьшённый вводный септаккорд и его обращения в тональности до минор

С помощью приведённых нотных примеров вы и сами легко можете вычислить, на каких ступенях строится каждый из аккордов. Так, если септаккорд седьмой ступени в своём основном виде , естественно, строить нужно на VII ступени (только в миноре это будет VII повышенная). Первое обращение – квинтсекстаккорд , или VII65 – будет располагаться на II ступени . Бас терцквартаккорда седьмой ступени , VII43 – это во всех случаях IV ступень , а основанием третьего обращения – секундаккорда , VII2 – будет VI ступень (в мажоре, если нам нужен уменьшённый вариант аккорда, то мы эту шестую ступень должны понизить).

Разрешение вводных септаккордов в тонику

Вводные септаккорды можно разрешать в тонику двумя способами . Один из них заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику . При таком методе тоника на исходе получается не совсем обычная, но об этом чуть позже. Каков же другой способ разрешения?

Другой способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда . А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко . Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Смотрим нотную иллюстрацию (пример с разрешением):

Разрешение вводного септаккорда и его обращений через доминантовые созвучия в гармоническом до мажоре

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса» . По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Теперь вернёмся к способу разрешения вводных септаккордов, заявленному ранее. Переводить эти неустои будем сразу в тонику. Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные . Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие . Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.

Пример разрешения непосредственно в тонику:

Разрешение уменьшенного вводного септаккорда и его обращений в тонику в гармоническом до миноре

Краткие выводы, но ещё не конец

Вся соль этого поста в двух словах. Вводные септаккорды строятся на VII ступени. Этих аккордов два вида – малый, который встречается в натуральном мажоре, и уменьшённый, который проявляет себя в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. У вводных септаккордов, как и у любых других септаккордов, 4 обращения. Есть два вида разрешения этих созвучий:

  1. непосредственно в тонику с ненормативными удвоениями;
  2. через аккорды доминантсептаккорда.

Ещё пример, вводные септаккорды в ре мажоре и ре миноре:

Если нужно построить от звука

Если требуется построить вводные септаккорды или какие-либо из их обращений от конкретного заданного звука, то ориентироваться придётся на интервальный состав. Всякий, кто умеет строить интервалы, построит такое без особых проблем. Главный вопрос, который нужно будет решить, – это определение тональности и разрешение в неё вашего построения.

Малый вводный мы разрешаем только в мажор, а уменьшённый – и в мажор, и в минор (при этом тональности будут одноимённые – например, до мажор и до минор, или соль мажор и соль минор). Как узнать конкретно что за тональность? Очень просто: нужно просто звук, от которого строите, рассмотреть как одну из ступеней искомой тональности:

  • Если вы построили VII7, то ваш нижний звук окажется соответственно VII ступенью, и, шагнув ещё на ступень вверх, вы тут же получите тонику;
  • Если нужно было написать VII65, который, как вам известно, строится на II ступени, то тоника будет располагаться, наоборот, на ступень ниже;
  • Если заданный аккорд – VII43, а он занимает IV ступень, то тонику можно получить, отсчитав четыре ступеньки вниз;
  • Наконец, если в вашей нотной тетрадочке VII2 на VI ступени, то для нахождения первой ступени, то бишь тоники, вам нужно подняться на три ступеньки вверх.

Определив таким нехитрым способом тональность, вы не будете иметь никаких бед с разрешением. Разрешение вы можете выполнить любым из двух способов – какой вам нравится больше, если, конечно, само задание не ограничивает вас в выборе.

Примеры вводных и их обращений от нот до и ре:

Удачи вам в ваших делах!

Рисунки и нотные примеры принадлежат сайту music-education.ru

music-education.ru

Вводные септаккорды

Правила гармонии позволяют строить септаккорды на любых ступенях гаммы, и производных звуках. Иными словами, помимо уже знакомого Вам доминантсептаккорда, Вы можете использовать еще шесть септаккордов на всех ступенях гаммы (не считая различных альтераций). Все эти аккорды имеют разную специфику, окраску, свойства. Одни можно встретить в музыке практически столь же часто, как и доминантсептаккорд, другие — намного реже, а третьи являются вообще экзотикой, почти чудом. Среди всех возможных септаккордов наиболее часто встречаются в практике т.н. «ВВОДНЫЕ» септаккорды. Это наименование заимствовано от «вводной» ступени гаммы — то есть, VII-й, «вводящей» в тонику.

Попытайтесь построить вводный септаккорд в четырех знакомых вам ладах. Можно сделать это на клавиатуре фортепиано, можно — на нотной бумаге, а можно — мысленно. Последний способ полезней всех! Попробуем на традиционном примере тональности «до». В натуральном мажоре вводным звуком будет нота «си». Строим от нее четыре звука вверх по терциям:

Как и следовало ожидать, в основе септаккорда получается уменьшенное трезвучие (вспомните — в мажоре VII-я ступень — единственная, где строится такое трезвучие). Верхний же звук аккорда образует интервал малой септимы. нажмите этот аккорд на клавишах) или извлеките его из компьютера с помощью программы-редактора, например. Прислушайтесь и запомните окраску — она печальна, сдержанна, минорна; а из-за наличия уменьшенной квинты в аккорде — слегка отдает щемящим чувством, тоской. Стремитесь и впредь, при знакомстве с любым созвучием, приемом или методикой, сразу испытывать на себе их ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ действие — ведь именно ради него Вы изучаете музыкальную «кухню» не так ли? Вам предстоит потом применять эти ощущения в своей музыке, чтобы овладеть сердцами слушателей.
Итак, в полученном септаккорде имеется интервал уменьшенной квинты, плюс малая септима. Вследствие этого данный аккорд называется в тональности «малым вводным», а ВНЕ тональности — «малым с уменьшенной квинтой». Иногда можно услышать термин «малый уменьшенный», но это уже, скореее, просторечивый «диалект», так как очень уж «не по-русски» звучит. «Масляное масло».

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре крайние звуки вводного септаккорда образуют уменьшенную септиму, вследствие этого он называется «уменьшенным вводным», либо (вне тональности) — просто «уменьшенным».

Так же, прислушайтесь к его звучанию, попытайтесь определить, как влияет на его окраску и эмоцию наличие сразу ДВУХ уменьшенных интервалов — квинты и септимы.

В натуральном миноре септаккорд на VII ступени естественным образом получается «малым мажорным» (проверьте сами!) — то есть, идентичным по строению простому доминантсептаккорду. В нем отсутствуют уменьшенные интервалы. Поэтому название «вводного» не прижилось для этого аккорда в этом ладу.

Обозначение вводных септаккордов ничем не отличается от традиции: в условиях тональности пишется римская цифра (номер ступени), затем пишется арабская «7» в нижнем индексе.

Во многих учебных пособиях и обучающих программах заокеанского производства можно встретить эту цифру в ВЕРХНЕМ индексе. Вы, конечно, можете приучить себя к той или иной системе, но должны по меньшей мере ЗНАТЬ об этом. В традиционной классической школе тип аккорда или его обращение обозначается всегда в нижнем индексе. Верхний же используется для отображения дополнительных и/или альтерированных звуков в аккорде. Мы будем следовать в наших уроках именно классической школе.

Вне тональности номера ступеней теряют смысл, поэтому в обозначении аккорда они заменяются сокращенными словами: «ум» — уменьшенный, или «м» — малый». Индексы остаются без изменений.

Как следовало ожидать, вводные септаккорды — созвучия резко неустойчивые. Эта неустойчивость чаще всего прекрасно ощущается даже вне тональности — аккорд уже сам содержит достаточно диссонирующих интервалов, чтобы вызывать ощущение неудовлетворенности, напряжения. В тональности же к этому добавляются и естественные тяготения каждого звука аккорда к устойчивым звукам тональности. Поэтому, используя этот аккорд в своем творчестве, Вы должны будете его разрешать. Делается это точно так же, как во всех других случаях: каждый голос аккорда должен двигаться по своему собственному тяготению.

Есть только одно исключение — это терцовый тон аккорда. Его при разрешении следует вести не в тонику, а в III ступень (это тоже устойчивый звук, расположенный на таком же расстоянии, если не ближе, поэтому подобное разрешение не вызывает у «поющего голоса» сопротивления, все звучит естественно). Конечно, терцовому тону аккорда (это II ступень) было бы «приятнее» разрешиться вниз, в тонику, но этому мешает тот факт, что септима того же аккорда разрешается в V ступень. Ну, например, в до-мажоре:

Видите? Септиме пойти больше некуда, у нее просто нет выбора. И если мы поведем ноту «ре» в тонику, в «до», то в этой «музыке» образуется очень неприятная вещь — два голоса движутся параллельно, интервалом квинты. А это — весьма неприятное звучание, жестко запрещенное и правилами гармонии тоже. Вот, во избежание этой неприятности, лучше всего разрешать ноту «ре» вверх, а не вниз. При этом у нас получается тоническое трезвучие с удвоенным тоном терции — но вот это как раз совсем не режет слуха!

В остальном же вводный септаккорд ведет себя так же, как и все остальные аккорды.

Как и все септаккорды, вводные септаккорды имеют три возможных обращения: квинтсекст-, терцкварт- и секундаккорд. При сочинении музыки можно с равным успехом использовать как основной вид, так и любое обращение — это диктуется исключительно желанием автора и его художественными целями.

По своему поведению, септаккорд VII ступени выполняет в ладу функцию доминанты. Это означает, что он может заменять собой обычную доминанту на V ступени практически в любой ситуации. Правда, замена эта не совсем адекватна, потому что аккорд все же имеет специфическую окраску. Это различие автор может использовать во благо, но может и во вред. Главное, что бросается в глаза при сравнении звучания обычной доминанты и септаккорда VII ступени — в последнем отсутствует собственно доминантовый звук лада, V-я его ступень. Отсутствует единственный общий звук с тонической сферой, отсутствует какая-то опора. Из-за этого вводный септаккорд теряет немалую долю утвердительности, и приобретает «сомневающийся» оттенок. Следовательно, этот аккорд плохо подходит для недвусмысленного, ярко выраженного завершения музыкальной пьесы. И наоборот, если автор ищет смятенных чувств, таинственности, лукавства и подобных неопределенностей в эмоциях — то вводный септаккорд на месте доминанты окажется очень удачным решением.

Не менее распространен в музыке и септаккорд на II-й ступени лада. Если вводный септаккорд может рассматриваться как приблизительный аналог доминанты, то септаккорд II ступени создает такую же пару к обычной субдоминанте, к трезвучию IV ступени. Попытавшись построить этот септаккорд в различных ладах, мы обнаруживаем такую ситуацию: аккорд получается либо «малым с уменьшенной квинтой» (как вводный в мажоре), либо «малым минорным» (то есть, минорное трезвучие плюс малая септима):

Его звучание всегда более минорно, чем у его «брата» — трезвучия субдоминанты. Если субдоминанта мажорна, то II7 — минорен. Если субдоминанта минорна, то II7 — уменьшен. Таким образом, Вы можете в своей музыке получать субдоминантовое звучание еще более затемненным, если используете вместо трезвучия IV септаккорд II.

Из обращений этого септаккорда, наибольшее применение получил квинтсекстаккорд:

или, например, так:

так как его нижний голос (бас) находится на IV ступени лада. Это придает звучанию самое сильное сходство с обычной субдоминантой, что позволяет обращаться с этим аккордом точно так же, как и с нею. Иными словами, в этом обращении поведение септаккорда наиболее удобно для композитора, и наиболее приятно для слушателя. Но, разумеется, композитор имеет полное право выбрать и любое другое обращение этого септаккорда, если требуется именно необычное звучание.

www.7not.ru

admin