Заявление уведомление о применении усн

Можно ли получить из ФНС уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения по ТКС?

А заявление о переходе на упрощенку (Форма № 26.2-1) подавали?

А есть такая форма?
Я знаю только восемь форм, утвержденных для УСН приказом ФНС Приказ ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/[email protected]:

1. Форма № 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения».
2. Форма № 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения».
3. Форма № 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения».
4. Форма № 26.2-4 «Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения».
5. Форма № 26.2-5 «Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения».
6. Форма № 26.2-6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения».
7. Форма № 26.2-7 «Информационное письмо».
8. Форма № 26.2-8 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения».

«Уведомления о возможности применения УСН» среди этих форм нет.

Раньше существовали две формы:
— Форма N 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения».
— Форма N 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения».
Они были утверждены Приказом МНС РФ от 19.09.02 № ВГ-3-22/495, который давно уже не действует.

И налоговики эти формы уже не посылают.
Вот, например, позиция Московского управления ФНС:

Так что, получить, видимо, Вы можете «Информационное письмо» (Форма № 26.2-7), а не уведомление.

В-принципе, должны на электронные запросы отвечать тоже электронно.
Но на всякий случай, я бы посоветовал связаться с инспекцией и уточнить.

www.buhonline.ru

Уведомление о применении УСН не получено

Здравствуйте коллеги. Не соглашусь. Ведь переход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер, а налоговые инспекции не вправе запрещать или разрешать применение этого спецрежима (письма ФНС России от 4 декабря 2009 г. № ШС-22-3/915, от 21 сентября 2009 г. № ШС-22-3/730).

Главное что все условия для применения спецрежима выполнены.

Цитата (Важный бух): Ведь переход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер, а налоговые инспекции не вправе запрещать или разрешать применение этого спецрежима (письма ФНС России от 4 декабря 2009 г. № ШС-22-3/915, от 21 сентября 2009 г. № ШС-22-3/730).

Главное что все условия для применения спецрежима выполнены.

Так они и подали, просто не получили уведомление. Налоговый кодекс РФ не содержит такого условия применения УСН, как получение уведомления на руки от инспекции (ст. 346.13 НК РФ).

Вот цитаты из вышеупомянутого письма ФНС:

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Кодекса.

В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе

.Положения главы 26.2 Кодекса не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению.

В этой связи у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН.

Однако, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то в соответствии с пунктом 39 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, налоговому органу следует в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).

ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 04.12.2009 № ШС-22-3/[email protected]

www.buhonline.ru

Заявление о применении УСН при регистрации ООО

Отправить на почту

Заявление о применении УСН при регистрации ООО может либо входить в состав пакета документов, подаваемых в ФНС при создании общества, учредители которого приняли решение об использовании упрощенной системы налогообложения, либо подаваться отдельно от него. В нашей статье вы найдете информацию о порядке и правилах составления такого заявления, а также о его обязательных реквизитах.

Упрощенная система налогообложения (основные особенности)

Упрощенная система налогообложения (УСН) — это один из специальных налоговых режимов, использование которого позволяет предпринимателю существенно упростить процесс расчета налоговых платежей, их внесения в бюджет, а также составления сопутствующей отчетной документации.

Возможностью применения УСН обладают организации, отвечающие следующим критериям:

  • численность их сотрудников не превышает 100 человек;
  • суммарный годовой доход не превышает 150 млн руб.;
  • остаточная стоимость основных средств составляет не более 150 млн руб.;
  • филиалы и представительства отсутствуют;
  • доля участия в них других организаций составляет не более 25%.

Заявление на упрощенку при регистрации ООО

Если создаваемое общество отвечает требованиям, предъявляемым к организациям, которые могут работать с использованием УСН, заявление на применение данного режима налогообложения может быть подано в налоговый орган вместе с остальными регистрационными документами. Выбранную систему в этом случае можно применять сразу же после начала работы.

В том случае, если по каким-либо причинам заявление на применение упрощенки не было подано одновременно с иными регистрационными документами, представитель общества может сделать это позднее (но только после того, как компания будет поставлена на налоговый учет). При этом стоит помнить, что направить уведомление, согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ, нужно в течение 30 дней с момента регистрации ООО. Несоблюдение установленного срока приведет к тому, что организация сможет перейти на упрощенку только с 1 января следующего года. При этом на протяжении же времени, оставшегося до начала нового налогового периода, компания будет работать с применением общей системы налогообложения.

Форма заявления о переходе ООО на УСН

Формально направляемый в налоговый орган документ, содержащий волеизъявление представителя общества о переводе компании на УСН, является не заявлением, а уведомлением, т. к. переход на упрощенку является правом любого налогоплательщика, соответствующего критериям, установленным действующим налоговым законодательством (на это указывают положения абз. 1 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления о применении юр. лицом упрощенки приведена в приложении 1 к приказу РФ «Об утверждении…» от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected] При этом утвержденная ведомством форма, согласно п. 3 этого же приказа, носит рекомендательный характер, т. е. не является обязательной к применению.

Таким образом, несоответствие вида поданного заявления установленному в приложении формату не может быть причиной для отказа в переводе компании на упрощенку. Отклонение направленного уведомления по указанной причине может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящей налоговой инстанции или суде. Указывает на право налогоплательщика на составление уведомления в произвольной форме и само ведомство (информацию о правилах составления и подачи документа можно найти на официальном сайте налоговой).

Содержание заявления на применение упрощенки

В уведомлении должны быть зафиксированы:

  • ИНН и КПП организации (если уведомление подается на стадии регистрации ООО, эти поля заполнять не требуется);
  • код налогового органа, в который представляется заявление (его можно узнать в территориальном отделении ФНС или на официальном сайте ведомства);
  • признак налогоплательщика (если уведомление о применении УСН подается одновременно с пакетом регистрационных документов, указывается код 1, если же уведомление подается в течение 30 дней после того, как общество было зарегистрировано в налоговом органе, указывается код 2);
  • наименование организации;
  • код, соответствующий дате перехода на УСН (в случае применения упрощенки с момента регистрации общества используется код 2);
  • код выбранного объекта налогообложения (1 — «доходы», 2 — «доходы минус расходы»);
  • год подачи уведомления о переходе на упрощенку;
  • сведения о представителе юр. лица (Ф. И. О., номер контактного телефона);
  • дата подачи заявления и подпись представителя;
  • реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя общества на осуществление от его имени юридически значимых действий.

Сведения о размере доходов за 9 месяцев года подачи уведомления и остаточной стоимости основных средств представителем вновь регистрируемого предприятия не указываются. Печать предприятия на документе также не ставится, т. к. на стадии регистрации юр. лицо ее попросту не имеет.

Вторая часть заявления заполняется сотрудником налогового органа, обладающего полномочиями по приему и регистрации заявлений.

Порядок подачи уведомления о переходе на УСН

Уведомление о переходе на упрощенку может быть подано уполномоченным представителем в регистрационный орган одним из следующих способов:

  • Лично, посредством передачи документации налоговому инспектору. Документ, содержащий уведомление налоговой службы о применении налогоплательщиком упрощенки, необходимо составить на листе формата А4 в 2 экземплярах. При этом один из них остается у представителя юрлица (на нем ставится отметка о приеме заявления), а второй передается сотруднику ФНС.
  • Через телекоммуникационные каналы связи (требуется подтверждение документа при помощи квалифицированной электронной цифровой подписи). Правила подачи документа таким способом определены положениями приказа ФНС РФ «Об утверждении…» от 18.01.2013 № ММВ-7-6/20.
  • Посредством почтового отправления с уведомлением о его вручении получателю.

Действующее налоговое законодательство не содержит указаний, определяющих обязанность налоговой службы по направлению письменного уведомления в адрес налогоплательщика о его переводе на УСН. Однако налоговый орган при поступлении в территориальное отделение ведомства заявления с просьбой об индивидуальном информировании налогоплательщика (в том числе и официальном подтверждении факта использования им упрощенки), согласно п. 93 приказа Минфина РФ «Об утверждении…» № 99н от 02.07.2012, обязан направить соответствующее уведомление в адрес заявителя в течение 30 дней с момента его регистрации сотрудниками инспекции. Форма № 26.2-7, которую должен использовать налоговый орган при составлении информационного письма, приведена в приложении 7 к приказу № ММВ-7-3/[email protected]

Итак, представитель вновь регистрируемого ООО может представить в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, которое он может приложить к пакету регистрационных документов или подать в налоговый орган в течение 30 дней с момента постановки общества на учет. При этом применение упрощенки является правом общества, соответствующего установленным законодателем критериям. Это значит, что для перехода на этот специальный налоговый режим не нужно получать разрешения налогового органа — достаточно уведомить его о принятом учредителями решении.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Заполнение заявления на УСН при регистрации ООО

Подарок для новых ООО!

Контур.Бухгалтерия дарит 3 месяца работы новым ООО: легкий учет, быстрая отчетность, простая зарплата в дружелюбном веб-сервисе

Для регистрации ООО в налоговую службу нужно подать уведомительное заявление о создании организации и ряд сопроводительных документов. Одновременно можно подать уведомление о переходе на специальный налоговый режим — например, УСН. В этой статье мы расскажем, как правильно заполнить уведомление о переходе на УСН.

Заявление о применении УСН подается, чтобы налоговая ждала от организации налогов и отчетов именно по упрощенной системе. Строго говоря, компания имеет право подать уведомление о переходе на упрощенку в течение 30 дней после регистрации, согласно ст. 346.13 НК РФ. Если ФНС не получит заявления о выбранном налоговом режиме в этот срок, то организация автоматически переводится на ОСНО. А значит налоговая будет ожидать соответствующих деклараций и уплаты налогов по КБК, относящимся к ОСНО.

Мы уже писали о том, каким критериям должна соответствовать организации, чтобы получить право на УСН. Если деятельность уже велась, то в уведомление нужно вписать данные по результатам деятельности, после чего налоговая одобряет уведомление или же нет. Заполняйте уведомление правильно, соблюдайте сроки подачи документа — и вы избежите проблем при переходе на упрощенку.

Как заполнять уведомление о переходе на УСН?

Уведомление о переходе на УСН состоит всего из одного листа, заполнить его несложно. В налоговую нужно подать два экземпляра уведомления. Первый экземпляр заберет ФНС, второй с пометкой о приеме вернут вам. Сохраните его.

В “шапке” уведомления в графах КПП, ИНН ставим прочерки, если уведомление подается вместе с документами о регистрации. Если же уведомление подается после регистрации, то ИНН и КПП вписываем.

В графе “Предоставляется в налоговый орган” нужно указать код ФНС, в которую вы подаете уведомление. Код можно узнать на сайте ФНС. В графе “признак налогоплательщика” указываем цифру 1, если уведомление подается при регистрации. Другие цифры вписываются, если уведомление подается после регистрации или при переходе на УСН с других налоговых режимов. Расшифровки цифр есть внизу листа.

Ниже в свободных ячейках нужно вписать полное название организации с использованием кавычек, например: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ “КРАСНЫЙ МАК”. Лишние пустые ячейки перечеркиваются.

В графе “Переходит на упрощенную систему” вписываем цифру 2. Если организация переходит на УСН с начала календарного года, вписывается цифра 1 и указывается год применения упрощенки. Если организация переходит на УСН в течение 30 дней после регистрации или в соответствии с другой ситуацией, вписывается цифра 3 и указывается дата начала применения упрощенки.

В графе “В качестве объекта налогообложения выбраны” вписываем цифру 1, если выбран объект “Доходы”, и вписываем цифру 2, если выбран объект “Доходы минус расходы”. В графе “Год подачи заявления” вписываем текущий год.

В последующих графах “Получено доходов”, “Среднесписочная численность”, “Стоимость амортизируемого имущества” ставим прочерки. Но если вы уже вели деятельность и переходите на УСН с другого налогового режима, то эти поля нужно заполнить. В графе “Номер контактного телефона” вносим номер телефона для связи.

Низ бланка уведомления разделен на две части: левую заполняет заявитель, правую — работник ФНС. Если уведомление о переходе на УСН подает учредитель, то ставим цифру 1 в свободной ячейке. Если уведомление подает доверенное лицо — ставим цифру 2. В пустых ячейках вписываем ФИО учредителя или доверенного лица. Ниже заявитель ставит подпись и дату заполнения документа. Последнее поле нужно заполнить, если уведомление подает доверенное лицо, тогда вписываем слово “Доверенность”. Если уведомление подает учредитель, в последнем поле ставим прочерки.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет легко подготовить все документы для регистрации ООО, включая уведомление о переходе на УСН. Для новых ООО мы подготовили подарок: 3 месяца работы в сервисе бесплатно! Познакомьтесь с возможностями сервиса, ведите бухучет, начисляйте зарплату, платите отчтность, отправляйте налоги и пользуйтесь поддержкой наших экспертов.

www.b-kontur.ru

Что делать, если ИП не подал заявление на УСН?

Добрый вечер.
Цитата:
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017)
СТ 346.13 НК РФ.
1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель ВПРАВЕ уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
НК РФ Статья 346.12. Налогоплательщики
3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;
(пп. 19 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
1.Автоматически ИП должен был применять ОСНО 2016-2017 г.г.(до перехода на ЕНВД) и отчитываться в соответствии с ОСНО.
1)Запросите Акты сверки с ИФНС. Посмотрите по каким КБК происходило начисление в 2016-2017 г.г.
УСН,НДФЛ,НДС?
Если УСН-переплата,НДФЛ,НДС-недоимка,соответственно Вы обязаны доначислить налоги и сдать отчетность в соответствии с ОСНО.
2.Как следствие-штрафы,пени,блокировка расчетного счета(при условии,что открыт)
3. Если запланирован переход на УСН с 2018 года, подать уведомление надо не позднее 31 декабря 2017 года. Но так как в этом году 31-е число выпадает на воскресенье, подать уведомление безопаснее либо заранее — 29 декабря 2017 года (последний рабочий день года), либо в первый рабочий день после новогодних праздников — 9 января 2018 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Но.
Цитата :
«Вы подавали отчетность по УСН и налоговая ее принимала, то это свидетельствует о применении Вами УСН, что подтверждает и судебная практика. В судебной практике есть случаи, где суды признавали факт применения УСН даже в тех случаях, когда организация даже не направляла заявления. Постановления ФАС Московского округа от 17.01.2013 №А40-132242/11-90-550, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 №А33-1275/08-Ф02-874/09 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 05.06.2009 №ВАС-6212/09), ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2009 №А56-22258/2007, от 22.05.2009 №А56-41347/2008) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 января 2013 г. по делу N А40-132242/11-90-550 Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов основаны на верном толковании норм налогового законодательства — ст. ст. 346.11 и 346.13 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой. При этом п. 2 ст. 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае указанная система применяется в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Поскольку переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11 — 346.13 Кодекса условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно,судами сделан обоснованный вывод о том, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на эту систему налогообложения, при совершении иных действий, свидетельствующих о применении данной системы с момента государственной регистрации юридического лица, не влечет запрета в применении спорной системы налогообложения и возникновение обязанностей по представлению налоговых деклараций по налогам, подлежащим уплате по общей системе налогообложения. Также судами правомерно учтено, что заявитель не относится к налогоплательщикам, указанным в пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Кодекса, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 7 октября 2008 N 6159/08. При этом суд кассационной инстанции полагает подлежащими применению в рассматриваемом деле положений п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, неясности и противоречия в актах законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку правовые последствия неподачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, Налоговым кодексом РФ не определены. При изложенных обстоятельствах выводы судебных актов об отсутствии у общества обязанности по представлению налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций являются правильными. »
15.02.2017 г. Ответ юриста.Правовед.

Цитата:
«Пишите на имя начальник ИФНС, где стоите на учете и сдаете отчетность.
1. Пишите два письма. Одно -информационное: о применяемой системе налогообложения. Второе о том, что просите считать Вас на УСН.
«ИП зарегистрировано тогда-то, такого-то числа были заблокированы движения по р/с в связи с не подачей декларации по НДС. В ходе разбирательства выяснилось, что ИП не было подано уведомление о применении УСН.
В связи с тем, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен уведомительный порядок перехода на упрощенную систему вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и представление заявления о переходе на упрощенную систему в установленный Налоговым кодексом РФ 30-дневный срок является правом, а не обязанностью налогоплательщика (п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ)
прошу вас
1) считать применяемой системой налогообложения — упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы.
2) отменить блокировку движения по р/с, так как не являюсь плательщиком НДС и у меня отсутствует обязанность по подачи декларации.
Также обращаю Ваше внимание на то, что налоговым кодексом РФ установлен закрытый перечень оснований, в связи с которыми налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, и в нем несоблюдение срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не поименовано (ст. 346.12 НК РФ).
О принятом решении прошу сообщить письменно по адресу . /выдать решение лично в руки.»
После того, как узнаете ,кто исполнители по письму, названиваете им через день и спрашиваете как продвигается решение вашего вопроса.2. Подайте уведомление сейчас на 2016 год, т.е. дата заявления будет сейчашняя, а дата применения = дата регистрации. Если не примут в налоговой, то отправляете письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.Пени капают, но если решение будет положительным, то все долги будут сторнированы.
Судебная практика в пользу налогоплательщиков.»
31.08.2016 г. Ответ юриста.Правовед.
Уважаемые модераторы,заранее прошу прощения,если ссылку написала не так.Поправьте,пожалуйста.
Надеюсь,что автору вопроса мой ответ(больше цитаты,конечно)поможет.Спасибо.

Все эти судебные решения вынесены до вступления в силу изменений в статью 346.12 НК (01.01.2013), либо касаются эпизодов, имевших место до 01.01.2013.
С 01.01.2013 в статье 346.13 НК имеется прямая норма о том, что не уведомившие ФНС о переходе на УСН не праве применять этот спецрежим.
Предприниматель в 2015 году подал уведомление о переходе на УСН с 2013 года, и вот что получилось:

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. по делу N А54-7783/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Григорьевой М.А. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя — индивидуального предпринимателя Паньковой Надежды Владимировны (г. Рязань, ОГРНИП 313623408700030, ИНН 622807695811) — Лактионова Е.А. (доверенность от 02.03.2016), от ответчика — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) — Жильниковой О.С. (доверенность от 11.11.2015 N 2.4-12/027438), Паркалаб Н.В. (доверенность от 14.09.2015 N 2.4-12/021154), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паньковой Надежды Владимировны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.05.2016 по делу N А54-7783/2015 (судья Котлова Л.И.),

следующее.
Индивидуальный предприниматель Панькова Надежда Владимировна (далее по тексту — заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее по тексту — ответчик, налоговый орган, инспекция) по направлению сообщения от 29.09.2015 N 2.11-21/155 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-5) и отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 10.05.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области по направлению сообщения от 29.09.2015 N 2.11-21/155 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-5) соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ИП Панькова Н.В. обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что предпринимателем осуществлялось уведомление налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения (далее по тексту — УСН) путем подачи налоговых деклараций. Сообщает, что Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не изменен ни порядок уведомления налогового органа о применении УСН, ни уведомительная природа применения УСН. Ссылается на то, что по результатам камеральных налоговых проверок, представленных предпринимателем налоговых деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2013 и 2014 годы акты не составлялись, решения в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не принимались.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области, опровергая доводы жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Панькова Надежда Владимировна поставлена на учет в налоговом органе 24.10.2001 (свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе N 002251982).
Панькова Н.В. 28.03.2013 зарегистрирована налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 313623408700030 и 28.03.2013 поставлена на налоговый учет как индивидуальный предприниматель.
Предпринимателем 17.04.2014 и 29.04.2015 в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 год и за 2014 год соответственно.
Налоговым органом 15.05.2014 в адрес налогоплательщика направлено сообщение (с требованием представления пояснений) N 2.11-21/102052, в котором предпринимателю разъяснялось, что она отчитывается по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, однако соответствующее уведомление в налоговым орган ею не представлено.
В связи с тем, что в лицевом счете ИП Паньковой Н.В. имелась задолженность по налогу налоговым органом предпринимателю выставлено требование N 463312 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 20.05.2015 с суммой налога к уплате, исчисленной налогоплательщиком и указанной в налоговой декларации, а именно 59 736 рублей.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования от 29.07.2015 N 15657, N 15658 о представлении пояснений, в которых сообщалось, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по УСН за 2014 год выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля.
Предпринимателем 23.09.2015 в налоговый орган подано уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2013 года (с 28.03.2013, то есть с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя).
Сообщением от 29.09.2015 N 2.11-21/155 2059 о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения налоговый орган проинформировал заявителя о том, что указанное уведомление подано с нарушением сроков, установленных пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, и разъяснил срок подачи уведомлений.
Не согласившись с данным сообщением, предприниматель обжаловал действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Рязанской области от 18.11.2015 N 2.15-12/13735 жалоба предпринимателя на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, выразившиеся в направлении налогоплательщику сообщения от 29.09.2015 N 2.11-21/155, оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Паньковой Н.В. в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленное требование и признавая правильной позицию инспекции, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ, регламентирующей порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения, определено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Согласно пункту 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось).
Уведомление о переходе на УСН подается по форме N 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/[email protected]
Организации, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Проанализировав положения вышеуказанных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начиная с 01.01.2013 вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не вправе применять УСН с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, если он уведомил налоговый орган с нарушением соответствующего срока.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ИП Панькова Н.В. подала в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2013 года (с 28.03.2013, то есть с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя) только 23.09.2015, то есть с нарушением сроков, установленных статьей 346.13 НК РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о своевременной подаче данного уведомления нарочным либо отправкой почтой или по ТКС, налогоплательщиком в материалы дела не представлено.
Более того, факт несвоевременного представления данного уведомления подтверждается самим налогоплательщиком в письме (вх. N 21841 ЗГ от 23.09.2015), в котором предприниматель просит перевести ее на УСН с 28.03.2015, поскольку она не знала о необходимости представления указанного уведомления.
Признавая несостоятельной ссылку ИП Паньковой Н.В. в подтверждение своей позиции на поданные ею налоговые декларации по УСН за 2013 и 2014 годы и уплату авансовых платежей, суд первой инстанции обоснованно указал, что действительно, налогоплательщиком были поданы налоговые декларации по УСН за 2013 год и за 2014 год.
Вместе с тем налоговым органом в ходе камеральной проверки налоговой декларации по УСН за 2013 год в адрес налогоплательщика было направлено сообщение от 14.05.2014 N 2.11-21/102052 о необходимости подачи уведомления о переходе на УСН либо о представлении уточненных налоговых деклараций, которое оставлено без ответа.
Также при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2014 год налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования от 29.07.2015 N 2.11-21/15658 и N 2.11-21/15658 о представлении пояснений, в которых сообщалось, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по УСН за 2014 год выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствие отказа со стороны налогового органа в принятии налоговых деклараций по УСН не является подтверждением права на применение специального налогового режима.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтена редакция подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса. Иное, как справедливо указано судом первой инстанции, означало бы, что подача налоговой декларации за предыдущие периоды и принятие их налоговым органом освобождает налогоплательщика от установленной законом обязанности по направлению уведомления.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что 21.12.2015 в налоговый орган поступило заявление предпринимателя о переходе на упрощенную систему налогообложения. Заявление о подтверждении перехода на упрощенную систему налогообложения подано предпринимателем 28.12.2015. С учетом надлежащего уведомления налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения 01.01.2016 ИП Панькова Н.В. переведена на упрощенную систему налогообложения.
Отклоняя довод предпринимателя о том, что статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогоплательщику в применении УСН в связи с нарушением сроков подачи заявления в налоговый орган, суд первой инстанции обоснованно указал, что судебная практика, на которую ссылается заявитель, сформирована в отношении спорных ситуаций по применению положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.01.2013 года (до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В то время как действующая с 01.01.2013 редакция главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации исключает подобные споры, так как Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ, зафиксировав в статье 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации сроки подачи уведомления о переходе на УСН, определил и последствия их нарушения, как указано выше, в подпункте 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы предпринимателя направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями и не подтверждают неправомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

решение Арбитражного суда Рязанской области от 10.05.2016 по делу N А54-7783/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Паньковой Надежды Владимировны — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

www.buhonline.ru

admin