Закон 408 от 01122014 г

Содержание:

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

Президент Российской Федерации

29 декабря 2015 года

Из законов о наркотических средствах и психотропных веществах, об объектах культурного наследия, об основах охраны здоровья населения и некоторых других исключены дублирующие положения Закона о лицензировании. При этом введены отсылочные нормы. Уточнены правила выдачи лицензии на оружие.

Внесен ряд изменений в Закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Так, закреплены условия отнесения к таким субъектам хозяйственных обществ, партнерств, производственных кооперативов, с/х потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП. Уточнены положения о предоставлении господдержки. Решено вести единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Его будет формировать ФНС России. Определено содержание реестра. Закреплены процедуры его наполнения. Предусмотрен ряд переходных положений в связи с внесением сведений в реестр.

Внесены поправки в КоАП РФ. Уточнено содержание административного наказания за ведение бизнеса с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Лица, занимающиеся такой деятельностью без образования юрлица, должны будут уплатить штраф в размере от 4 до 8 тыс. руб., либо их деятельность приостановят до 90 суток; должностные лица — от 5 до 10 тыс. руб.; организации — от 100 до 200 тыс. руб. (либо возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Скорректированы нормы об административной ответственности за ведение деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу 29 декабря 2015 г., за исключением пунктов 1, 3, 4, 6 — 9 статьи 6, вступающих в силу 1 января 2016 г., пункта 2 статьи 6, вступающего в силу 1 июля 2016 г., и пункта 5 статьи 6, вступающего в силу 1 августа 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2015 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2015 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть I) ст. 28

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Sokolieds.ru

Юридические консультации

Закон об образование инклюзивное образование

21.02.2018 admin

Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  • Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  • Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  • Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  • Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  • Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

    Особенности законодательства

    Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

    Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

    Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

    Особенности образовательного процесса

    Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

    Как все организовать на деле?

    Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

    Варианты образовательного процесса

    Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  • В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  • При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  • Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  • В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

    Начинать нужно с детского сада

    Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

    Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

    • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
    • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
    • определение оптимального педагогического маршрута;
    • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
    • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
    • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
    • консультативную помощь родителям.

    Этапы диагностики ребенка

    Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

    1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
    2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
    3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

    В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

    Какие имеются цели?

    Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

    В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

    Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

    Инклюзив в мире и в России

    Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

    В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. — она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

    Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

    Особенности развития инклюзива в нашей стране

    Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

    В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

    В чем преимущества?

    Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

    Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

    Быть или не быть?

    Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

    Что такое инклюзивное образование?

    Вопросы создания равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране стали практически решаться в последние годы.

    С принятием нового закона об образовании инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.

    Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

    Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.

    В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

    Инклюзивное образование в 2017 году: что изменится в школах, необходимые документы

    С 1 сентября 2016 года начнет действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

    С 1 сентября 2016 года начнет действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования. Что изменится в школах с внедрением инклюзивного обучения и какие документы помогут в организации и внедрению инклюзивного образования (скачать) в районе, учебном заведении. В дополнение об инклюзивном образовании дает разъяснения заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов. Новые СанПиНы в образовательных учреждениях, требования к школам.

    Стандарт: как он действует

    В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

    Вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые сформулированы по результатам его обследования, а в случае наличия инвалидности вариант подбирается с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и мнения родителей, то есть законных представителей. В дальнейшем, если того захотят родители, возможны переходы с одного варианта на другой.

    Стандарт утвержден. И теперь логически возникают вопросы по инклюзивному образованию.

    Что такое инклюзия

    Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники.

    Госстандарты выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей. Они пока разработаны для начального образования, впереди — создание специальных требований к стандартам для старшеклассников.

    Есть ли будущее у коррекционных школ

    Стандарт применим как в коррекционной, так и в инклюзивной школе. Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование, оно не вытесняет его. Должны быть созданы условия и для того, и для другого.

    Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты. Инклюзивные школы не могут исчезнуть, но они нуждаются в обновленном содержании, результат обучения должен быть более высоким.

    Не навреди — главный принцип

    Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить задачу педагогов: убедиться в своей готовности, не торопиться переходить на новый уровень, к которому, возможно, они сами не готовы.

    Особенности переходного периода

    На федеральном уровне сейчас ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Впереди — переходный период: педагогические коллективы на уровне всех субъектов Российской Федерации ждет напряженная работа.

    Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. Есть определенность со стандартом помощника (ассистента). Профессиональный стандарт тьютора (сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями) будет определен до конца года

    Теперь дело за образовательными программами, оплатой труда тьюторов и помощников (ассистентов) в школах.

    Наполняемость классов

    Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена.

    Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса.

    СанПиН: организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    В связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) возникают вопросы по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возможности реального применения нового СанПиНа для организации обучения детей с РАС комментирует юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис.

    Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?

    Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

    Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

    Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

    Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

    Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

    В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

    Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.

    Отношение к инклюзии

    Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование, должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.

    О финансировании

    В 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации были выделены субсидии в размере 216,315 млн руб. в целях поддержки в том числе региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Для справки: 16 августа 2016 года Министерство образования опубликовало приказ о проведении конкурса на лучшую инклюзивную школу России.

    Комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год

    27 июня 2016 г. Минобрнауки России утвердило Межведомственный комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год (далее – План). Планом, в частности, предусмотрены:

    — разработка УМК для детей с ОВЗ, учебных пособий, мультимедийного сопровождения детей-инвалидов, примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ;

    — разработка профессиональных стандартов: педагога-психолога, педагога-дефектолога и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ;

    — курсы повышения квалификации, семинары, конференции по вопросам инклюзии;

    внедрение в течение 2016-2017 г.г. профстандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога;

    — проведение II второго Всероссийского съезда педагогов-дефектологов;

    проведение Всероссийских конкурсов: “Лучший по профессии” среди обучающихся с ОВЗ, “Психолог года”, “Лучшая Инклюзивная школа России”, Всероссийской конференции по вопросам деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.;

    — проведение спортивных мероприятий, в т.ч. Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ;

    — проведение проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью, а также мониторинг по обеспечению условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в образовательных организациях.

    Справочно:

    Последовательность введения ФГОС ОВЗ:

    2016-2017 уч.г. — 1 классы

    2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы

    2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы

    2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы

    На школьном уровне должны быть:

  • Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
  • Положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования.
  • Необходимые документы для внедрения инклюзивного обучения (скачать)

    О вопросах инклюзивного образования рассказал заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов

    – Вениамин Шаевич, весной во второй раз состоялся Московский международный салон образования, на котором особое внимание уделяли вопросам инклюзивного образования. Связан ли этот акцент со вступлением в силу с 1 сентября 2016 года государственных стандартов образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями?

    — Да, но одно дело обеспечить доступность образования для здорового ребенка, и совсем другое – если у школьника есть определенные сложности со здоровьем. В процессе обучения это как-то будет учитываться?

    — Госстандарты как раз направлены на то, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей, какой результат ожидается. То есть, если мы говорим, что мы обучаем всех без исключения, и на это направляются государственные ресурсы, тогда возникает вопрос: что будет итогом этого обучения? С обычными школьниками все понятно: итогом будет получение аттестата, поступление в вуз, дальнейшая карьера. А что будет итогом для ребенка с ОВЗ? Ответить на этот вопрос невозможно без регламентирующего документа. Если по федеральным образовательным стандартам общество уже практически договорилось, хотя иногда и спорит, то по инклюзивным аспектам оно никогда и не пыталось договориться. Оно просто молчало. Сейчас мы сделали первый шаг, утвердив госстандарты. Они проходят апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок, и уже с 1 сентября 2016 года документ должен вступить в силу на всей территории России для всех первоклассников.

    — В первую очередь хотелось бы спросить, как сами родители детей с ОВЗ восприняли этот документ? Они, наконец, смогут вздохнуть спокойно?

    Совместить эти модели в одном стандарте очень не просто, в этом смысле нам удалось сделать фактически невозможное, и стандарт может реализовываться как в коррекционной, так и в инклюзивной школе. Теперь нужно воплотить все это в жизнь. По факту мы ни в коем случае не отвергаем инклюзивным образованием коррекционное образование, не вытесняем коррекционные школы. Мы создаем условия и для того, и для другого. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

    Правда, иногда сами родители не совсем верно оценивают возможности своего ребенка. В таком случае на помощь приходят специалисты, которые квалифицированно составляют индивидуальную образовательную траекторию для такого ребенка. В этих вопросах всегда нужно соблюдать баланс интересов. И стандарт предусматривает в обязательном порядке психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, реализацию специальных коррекционных программ и курсов.

    — По Вашим оценкам, сама школа готова к реализации госстандартов инклюзивного образования?

    — Есть школы, которые полностью к этому готовы. Недавно я был во Владимире, где посетил лицей со спортивным уклоном. Из 800 учащихся этого лицея, 37 человек – дети с ограниченными возможностями по слуху. Школа не видит в этом никакой проблемы. Они даже не поняли суть моего вопроса: «как вы научились учиться вместе?». У них все отлажено. Слабослышащие дети оснащены приборами, которые позволяют считывать информацию. Для них проводятся дополнительные занятия, созданы все условия, чтобы, несмотря на проблемы со здоровьем, эти дети не выпадали из обычного образовательного процесса. Они не менее талантливые, чем их здоровые сверстники, показывают великолепные спортивные результаты, вместе с обычными ребятами делят призовые места на соревнованиях. Но когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы предостерегаем все школы: убедитесь в вашей готовности, не торопитесь переходить на то, что вам еще, возможно, чуждо, к чему вы еще не совсем готовы.

    Госстандарт пока разработан для начального образования, нам еще предстоит разработать специальные требования в стандарты для старшеклассников. На это есть время. Но многие родители спешат, приводят в старшие классы детей, которым нужны особые условия. С одной стороны мы тоже вынуждены торопиться, поскольку закон и потребности родителей и детей нас к этому подталкивают, но с другой стороны – чрезвычайно важно никому не навредить. Сейчас нас всех ждет переходный период: будет достаточно напряженная работа, направленная на то, чтобы совместить желания с возможностями. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Мы создаем условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов федерации. Мы признательны обществу, и особенно родителям детей с ОВЗ, за тот конструктивизм, с которым они продвигают решение проблем инклюзии.

    — Многие школы жалуются на нехватку тьюторов и социальных психологов. Ведется ли какая-то работа в этом направлении?

    — Издан стандарт. Стандарт, как документ, создает возможности и закладывает требования, но не решает сразу всех проблем. Они решаются поэтапно, в том числе, формированием необходимой нормативной базы. Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. До конца года будет уточнен профессиональный стандарт тьютора и разработан стандарт помощника (ассистента). Теперь мы должны разработать образовательные программы, решить, за какие деньги тьюторы и помощники (ассистенты) будут работать в школах, ведь это дополнительная финансовая нагрузка. Все эти вопросы находятся в стадии проработки.

    — Проводится ли внутри школ разъяснительная работа по подготовке к инклюзии?

    — Мы ведем постоянный диалог с региональными министрами образования. 20 тысяч российских педагогов сейчас проходят курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования. Все это направлено на то, чтобы идея инклюзии разносилась по школам. Однако рассчитывать на то, что это произойдет мгновенно, не приходится. Требуется ежедневная кропотливая работа на разных уровнях.

    — Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность вариативности программ с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей. Насколько это технически возможно реализовать в учебном классе, где 30 учеников и 1 учитель?

    — В каждом отдельном случае вопрос будет решаться индивидуально на уровне самих школ, но всегда с учетом того, что любая школа (коррекционная, инклюзивная или коррекционный класс на базе обычной школы) – место, где человек не просто живет, а чему-то учится и развивается. Государственный стандарт предусматривает вариативность: там не сказано «ребенок с таким зрением – идет налево, остальным – направо». Там определены общие требования. Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса. А наполняемость классов уже определена СанПиНами – например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

    — Сами школы будут как-то финансово заинтересованы в том, чтобы у них обучались дети с ОВЗ?

    — Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов выше в два-три раза, чем финансирование по обычному нормативу, но это – не финансовый интерес, а компенсация дополнительных затрат на персонал, на специальные условия обучения.

    Однако есть и такие регионы, которые пока не знают, как относиться к инклюзии образования. Я их не осуждаю. Достаточно сложно провести грань, где заканчивается норма и начинается ОВЗ. Но уже совершенно ясно, что сильные школы, предоставляющие качественное образование, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Они вырастут. С ним надо дружить, работать вместе. Я думаю, что через некоторое время на первое место выйдет не желание увеличить финансовый норматив, а желание построить качественное образование в современных условиях, создать предпосылки для хорошей репутации.

    — В европейских странах давно считается, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ полезно с психологической точки зрения: здоровые дети становятся более дружелюбными и внимательными, а дети с ОВЗ – более социализированными. Как Вам кажется, наше общество думает так же?

    — Недавно был финал «Горячего сердца» в Театре Российской Армии. На входе я увидел, как одного очень уважаемого мной человека на инвалидной коляске заносят в зал. Я спрашиваю: «помощь нужна?». Он говорит: «в данный момент – нет, но глобально – да». В нашей стране вся инфраструктура на протяжении десятилетий не учитывала интересы людей с другими потребностями. Общество не хотело расстраиваться, и долгое время делало вид, что их не замечает. И вот сейчас мы начинаем об этом говорить. Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать «завтра будет толерантность», и она наступит. На это нужно время. Уже сегодня люди на колясках и с явными признаками особенностей здоровья начали появляться на молодежных форумах, общественных мероприятиях. Государство глобально начало ставить задачу обеспечения им комфортных условий для жизни. Теперь нужно набраться терпения. Я уверен, что результаты будут радовать нас быстрее, чем мы можем того ожидать.

    sokolieds.ru

    admin