Жильё для ветеранов закон

Обеспечение жильем ветеранов в 2018 году

Обеспечение жильем ветеранов осуществляется в соответствии с с положениями статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (в дальнейшем по тексту — Федеральный закон N 5).

Государственные обязательства по обеспечению жильем ветеранов

  • Пункт 4 статьи 14 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года;
    • Инвалиды боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года;
    • Инвалиды боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года;
  • Пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Участники Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • Пункт 3 статьи 16 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года;
    • Ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года;
  • Пункт 4 статьи 17 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • Пункт 3 статьи 18 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • Пункт 6 статьи 19 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • Пункт 4 статьи 21 Федерального закона N 5 устанавливает государственные обязательства по обеспечению жильем следующих категорий ветеранов:
    • Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной, участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года;
    • Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года;
    • Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года.

Все категории ветеранов имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона N 5 полномочия по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, федеральным центром переданы органам государственной власти субъектов РФ, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объемы субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определены пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона N 5.

В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны Президентом РФ подписан Указ от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов», предписывающий необходимость завершения к юбилею обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону N 5-ФЗ исходя из общей площади жилья на одного человека 22 м 2 .

www.socialnaya-podderzhka.ru

Жилье ветеранам Великой Отечественной войны: четырехлетняя эпопея

Автор: Роман Тишин

Жилье ветеранам Великой Отечественной войны: четырехлетняя эпопея

Роман Тишин, консультант комитета по труду и социальной политике Московской областной думы

Государственная поддержка пожилых людей, особенно ветеранов, заслуживших столь высокий статус упорным трудом и воинской доблестью, всегда была одним из значимых направлений деятельности государства. И вот в 2008 году, к 65-летию Победы, президент Российской Федерации издал указ о дополнительной социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — обеспечении их жильем , что должно было значительно улучшить жилищное и материальное положение ветеранов, количество которых неуклонно сокращается из года в год.

Фактически с момента издания данного указа начали возникать проблемы с его практической реализацией. Указ, как подзаконный нормативный акт, весьма короток, рассчитан на три года и приурочен к определенной дате, что, к сожалению, вошло в практику формирования законодательства в социальной сфере.

Кратко указ президента устанавливает следующее:

1. Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» необходимо завершить. Причем в исходной редакции указа был установленсрок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов — 1 мая 2010 года, однако внесенные изменения от 09.01.2010 исключили из документа эти сроки.

2. На правительство РФ возлагается разработка законодательного механизма обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, финансовое обеспечение этого механизма на плановый период до 2011 года и обеспечение заключения соответствующих соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Субъектам Российской Федерации предлагается принять участие в реализации данных государственных гарантий.

4. Контроль же за реализацией всех мероприятий остается за полномочными представителями президента в федеральных округах.

Федеральный закон, упоминаемый в указе президента, выразился во внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которыми были установлены категории граждан и основные условия обеспечения их жильем.

Согласно статье 23.2 закона полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделены субъекты Российской Федерации, а средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с тем порядком, который установлен федеральным законом, по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров (первоначально 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в достаточно короткие сроки приняли соответствующие нормативные акты. В федеральном бюджете были предусмотрены денежные средства для исполнения этой государственной социальной функции. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было предусмотрено положение, в соответствии с которым правительство Российской Федерации наделялось правом принимать решения о направлении в 2010 году средств федерального бюджета в размере до 195,0 млрд рублей на реализацию дополнительных мер по социальному обеспечению граждан, в том числе по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. В соответствии с этим правом правительство РФ в 2010 году направило свыше 116 млрд рублей на обеспечение жильем ветеранов.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на жилищное обеспечение ветеранов предусмотрено дополнительное выделений бюджетных ассигнований в сумме 10 млрд рублей.

Кроме того, поправками в федеральный бюджет на 2011 год предусматривалось дополнительно выделить 13,7 млрд рублей на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших, умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку. В 2009–2010 годах жилье уже получили 149,4 тысячи ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Таким образом, предусмотренные федеральным бюджетом в 2011 году 23,7 млрд рублей, по мнению правительства, должны были позволить полностью обеспечить эту категорию граждан, которые встали на учет до 1 января 2011 года, то есть 189 тысяч ветеранов.

Вместе с тем количество участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2011 году увеличилось до 228 711 человек (по состоянию на 01.10.2011), и выполнение этих обязательств потребует дополнительного выделения еще как минимум 57,9 млрд рублей, а также продолжения финансирования обеспечения жильем ветеранов на 2012, а то и на 2013 год.

Такая растянутость во времени объясняется также тем, что с момента постановки на учет до вручения ключей фронтовику проходит по меньшей мере полгода. Квартиру ведь надо еще найти на рынке жилья, сойтись в цене с продавцом, оформить для ее приобретения и последующей передачи ветерану необходимые документы. При участии в этих отношениях государства в дело вступают еще и бюрократические процедуры — необходимые или надуманные.

Как уже отмечалось выше, федеральным законом было установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем анализ реализации этого закона выявил отсутствие в субъектах Российской Федерации единого подхода к решению проблемы обеспечения жильем ветеранов, а именно:

1) отнесения ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны к категории малоимущих граждан;
2) механизма постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях;
3) порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Субъектами предусмотрены следующие формы обеспечения жильем ветеранов:
— предоставление готового жилья по договору социального найма либо в собственность;
— предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения;
— приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;
— строительство индивидуального жилого дома.
Основная форма жилищного обеспечения по законодательству субъектов — предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которая предоставляется по желанию ветерана.
Средний размер предоставляемой из федерального бюджета субсидии составляет около 1 млн рублей на одного ветерана. При этом в случае, если средняя рыночная стоимость жилья превышает эту сумму, разница между стоимостью жилья и размером федеральной субсидии компенсируется из бюджета субъекта (Томская, Воронежская, Курганская, Ивановская, Брянская области, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Оренбургская область, Еврейская автономная область, Республика Коми, Курская, Владимирская области и др.).
Ареал выявляемых в процессе реализации указа президента проблем весьма широк как по охвату субъектов Федерации, так и по качеству проблем.

К основным проблемам в субъектах Российской Федерации необходимо отнести:

1. Проблемы законодательные:

— обеспечение жильем граждан, проживающих в частных домах, не отвечающих установленным требованиям (непригодным для проживания);
— различный размер учетной нормы, устанавливаемый каждым органом местного самоуправления, что приводит к отсутствию общего (федерального) подхода к вопросу обеспечения жильем ветеранов;
— необходимость подтверждения малоимущности ветерана, хотя эта проблема была решена федеральным законом , который предусмотрел обеспечивать жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения.

Проблемы законодательные должны решаться политической волей в заявленном желании государства предоставить квартиры ветеранам не в течение длительного времени, а «здесь и сейчас». Для этого необходим не только единый подход, но и гибкость в реализации бюрократических процедур предоставления жилья, так как ситуации могут быть вполне разные в различных субъектах и муниципальных образованиях.

2. Проблемы исполнительные, связанные с формируемыми и применяемыми муниципальными органами регламентами и порядками реализации указа президента РФ № 714:
— порядок предоставления жилищных субсидий противоречит федеральному законодательству (Республика Коми);
— отказ обеспечивать ветеранов Великой Отечественной войны социальным жильем при отсутствии федерального финансирования (Челябинская область);
— отказ в постановке на учет в связи с необоснованным признанием жилого помещения пригодным для проживания (Омская область);
— отказ в постановке на учет бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей (Амурская область);
— введение ценза оседлости для постановки на учет (Санкт-Петербург, Москва).

Этот список проблем, конечно же, неполон, мы можем опираться всего лишь на реально имеющиеся судебные решения, когда ветераны обратились за защитой в судебные органы. А сколько ветеранов, не удовлетворившись отказом муниципальных органов в постановке на учет на предоставление жилья, не стали добиваться решения этой проблемы в судебном порядке? Учитывая невысокую правовую грамотность и неразвитость бесплатной юридической поддержки населения, можно сказать, что ветеранов, чьи права на жилое помещение были нарушены, достаточно много. И если государство решило выполнить свою социальную функцию и отметить заслуги ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе путем предоставления им жилья, то приоритетными должны быть не законодательный порядок, ни даже финансовое обеспечение, а условия жизни ветерана и его желания.

В Санкт-Петербурге, как и в Москве, ветераны Великой Отечественной войны могут получить льготное жилье в Санкт-Петербурге только после того, как проживут в городе 10 лет, — действует так называемый ценз оседлости. На наш взгляд, это условие было установлено только для экономии бюджета города и противоречит самому духу указа президента, так как ветеран Великой Отечественной войны является ветераном вне зависимости от места жительства и времени проживания.

По письму губернатора Санкт-Петербурга Г. Полтавченко на начало 2012 года в связи с действием ценза оседлости более 20 тысяч ветеранов не могут получить в Петербурге обещанные им квартиры, поскольку не прожили в городе положенные десять лет, на что потребуется свыше 40 млрд рублей. С целью отмены ценза оседлости группой ветеранов был подан иск сначала в городской суд Санкт-Петербурга, а затем и в Верховный Суд Российской Федерации. 07.12.2011 Верховный Суд подтвердил законность существования ценза оседлости, установив, что, «реализовав предоставленное федеральным законодателем право определять порядок ведения учета нуждающихся в жилых помещениях ветеранов войны, предоставления им жилых помещений, законодатель Санкт-Петербурга предусмотрел помимо прочих и такое условие для принятия их на учет, как проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет».

Вывод напрашивается только один: экономика государства все еще приоритетнее социальной политики.
Помимо судебных разбирательств ветеранов по вопросам непредставления им жилья в соответствии с законодательством, фактически с момента издания указа и внесения изменений в федеральное законодательство и формирования соответствующего регионального законодательства проблема обеспечения ветеранов ВОВ жильем находится под вниманием уполномоченных по правам человека (как федерального, так и региональных). Уже в 2010 году Уполномоченный по правам человека в РФ пишет, что «к сожалению, не все органы государственной власти страны на деле готовы исполнять эти указы главы российского государства. Некоторые должностные лица, похоже, узнают о них только от уполномоченного. Потом, впрочем, искомое жилье для ветерана нередко находится, даже несмотря на ограниченность жилищного фонда».

Подобную проблему определяет и Уполномоченный по правам человека в Московской области: «В 2010 году поступило 19 обращений из Можайского, Каширского, Раменского, Клинского, Щелковского, Ступинского, Шатурского, Ленинского и Воскресенского муниципальных районов и городского округа Балашиха от лиц указанной категории. В ходе их рассмотрения выявлены нарушения прав граждан муниципальными органами. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны или члены семей умерших участников войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку, не могли ее получить. В отдельных случаях ветеранам войны не предоставляется информация о состоянии дел и сроках обеспечения жильем».

В 2011 году актуальность жилищного вопроса для ветеранов не снимается: « Из года в год откладывается решение, скажем прямо, постыдной для страны проблемы обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. К огромному сожалению, недалек тот день, когда эта проблема будет решена окончательно: ветераны, увы, не бессмертны. Как, однако, смотреть в глаза тем из них, кого «благодарное» государство раз за разом заставляет выступать в унизительной роли просителей » . «В 2011 году в Подмосковье обеспечены жильем более 250 ветеранов войны. Отмечая положительные результаты предпринятых в Московской области усилий по решению жилищных проблем ветеранов, следует упомянуть о случаях нарушения их прав по вине органов местного самоуправления, на которые возложены функции по выявлению ветеранов, подлежащих обеспечению жильем, и предоставлению сведений о них в государственные органы» .

Ветераны Великой Отечественной войны — убывающая категория нашего населения, и каждый год их становится все меньше и меньше. Еще несколько лет, и ветеранов останется несколько десятков во всей стране. Нельзя ни государству, ни каждому из нас забывать, что своим существованием, благополучием мы обязаны тем, кто в 1941–1945 годах защищал нашу землю, работал на заводах, в полях, в тылу врага и после войны заново фактически отстраивал целую страну. Минимум того, что можно сделать для этих людей, чтобы они без бюрократических проволочек, без нервов и судебных процедур получали причитающееся им по закону государственное обеспечение и государственную поддержку. Хочется надеяться, что и в случае получения жилья все ветераны смогут в течение этого года оформить в собственность квартиры или дом, которые они давно заслужили.

www.top-personal.ru

Власть и право

Квартиры дадут ветеранам любым

Ветеранам при получении жилья не надо будет доказывать, что они малоимущие

Президент предлагает внести в закон «О ветеранах» поправки, запрещающие отказывать в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, которых не признали малоимущими. Теперь, обещают чиновники, ключи от новых квартир получат все очередники-ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, а те, кто сделал это позже, – в течение юбилейного года.

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, согласно которому обеспечение жильем ветеранов Великий Отечественной войны будет осуществляться независимо от их материального положения. Документ вносит изменения в федеральный закон «О ветеранах», в статье 15 которого говорится о том, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны войны, а также члены семей погибших и умерших инвалидов и участников ВОВ обеспечиваются жильем за счет федерального бюджета.

Поправкой уточняется, что нуждающиеся в улучшении жилья ветераны имеют право на квартиру от государства, независимо от их имущественного положения.

В 2010 году получили новые квартиры около 20 тыс. российских ветеранов. Еще около 2 тыс. человек должны переехать до Дня Победы. В.

Обещание ликвидировать «ветеранскую» очередь впервые прозвучало от Медведева еще 2 года назад. 7 мая 2008 года он подписал указ, согласно которому нуждающиеся в новом жилье ветераны должны были получить его к 65-летию Победы. Правда, речь тогда шла только о ветеранах, вставших на очередь до вступления в силу Жилищного кодекса в 2005 году. По официальным данным, на тот момент в очереди стояло 55 тысяч ветеранов.

Осенью 2009 года в ежегодном послании Федеральному собранию Медведев напомнил об обязанности государства до мая 2010 года обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной, вставших на учет до 1 марта 2005 года, а также поручил всячески содействовать постановке на учет новых ветеранов и скорейшему обеспечению их жильем. А 12 января 2010 года эта обтекаемая формулировка обрела конкретное содержание: в президентский указ 2008 года были внесены изменения, снимающие ограничения на право получения квартир в зависимости от времени постановки ветерана на очередь.

По данным Министерства регионального развития, после 1 марта 2005 года на очередь встали более 46 тыс. человек. Однако значительной части ветеранов в постановке на учет было просто отказано. Дело в том, что на местах руководствовались не столько законом о ветеранах, сколько Жилищным кодексом, согласно статье 49 которого, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в жилье, гражданам необходимо доказывать, что они являются малоимущими.

Тот факт, что ветеран, получающий пенсию, превышающую прожиточный минимум, и даже имеющий в собственности старенькие «Жигули», ни при каких условиях не сможет приобрести нормальную квартиру, в расчет не брался.

Правда, незначительная часть регионов по отношению к ветеранам руководствовалась собственными нормативными актами. Так, в Москве критерий малоимущности для постановки на жилищный учет к участникам ВОВ и их вдовам не применяется. Нет ограничений и по времени постановки ветерана на очередь. Нуждающимися в улучшении жилья в Москве признаются все ветераны, проживающие в столице последние 10 лет, имеющие менее 10 кв. метров площади жилого помещения на человека и не ухудшавшие в последние пять лет своих жилищных условий.

Впрочем, нельзя перекладывать всю ответственность только на региональные власти, говорят эксперты.

По мнению члена комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Андрея Клычкова, далеко не у всех регионов имелись такие нормативные обоснования, как у Москвы. И местные власти, для которых, в первую очередь, стоял вопрос об исполнении федерального законодательства, вполне обоснованно опасались обвинений в нецелевом использовании средств.

Кроме того, в соответствии все с той же статьей 49 Жилищного кодекса, на учет в качестве нуждающихся в жилье могут быть поставлены не только неимущие граждане, но и другие категории граждан – признанные федеральным законом, указом президента России или законом субъекта федерации нуждающимися в жилье. Но в касающемся ветеранов указе президента с мая 2008 года по январь 2010 года числились лишь ветераны, вставшие на учет до марта 2005 года, а о малоимущности вообще не было ни слова.

Как бы то ни было, последние полтора года жалобы от ветеранов ВОВ потоком шли в администрацию президента, а сюжеты о нечеловеческих условиях проживания стариков и нарушении их прав при обращении за помощью не сходили с газетных полос и телеэкранов.

В итоге были внесены изменения в указ об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем, а в середине февраля Медведев поручил своей администрации устранить и противоречия в законодательстве, препятствующие его исполнению. 30 марта премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о выделении 34,5 млрд рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в год 65-летия Победы. (Ранее министр регионального развития Виктор Басаргин просил на обеспечение жильем уже стоящих в очереди ветеранов 18,9 млрд рублей.)

Путин потребовал от Министерства регионального развития следить за ходом предоставления жилья ветеранам, а Басаргин сказал, что многие чиновники за срыв программы «могут поплатиться своим рабочим местом». «Я это впрямую говорю не только относительно чиновников регионального, но и федерального уровня, то есть здесь не будет исключений», — заявил министр. На этой неделе инспекторы Минрегиона уже посетили несколько проблемных областей.

Параллельно то, как на местах соблюдаются права ветеранов, желающих встать на жилищный учет, проверила и Генпрокуратура. В итоге в адрес региональных и местных органов власти было внесено почти 2 тыс. представлений и принесено 360 протестов на незаконные правовые акты, возбуждено 23 дела об административном правонарушении, и 223 иска было направлено в суды.

Среди основных обнаруженных при проверке нарушений – превышение установленного срока рассмотрения заявлений и требование от ветеранов при подаче ими заявлений о постановке на жилищный учет документов, не предусмотренных законодательством.

На самом деле нарушений гораздо больше. Так, ряд регионов предлагал ветеранам не квартиры, а лишь частичную их оплату. Например, ветерану из Рыбинска Ярославской области, чтобы получить квартиру, год назад пришлось доплачивать 400 тыс. рублей к выделенным бюджетом 600 тыс. рублей. В июне 2009 года президент подписал изменения в закон «О ветеранах», увеличившие с 22 до 36 кв. метров норматив общей площади жилья, исходя из которого, определяется объем средств, предусматриваемых в федеральном бюджете для бюджетов субъектов России на реализацию полномочий по обеспечению жильем ветеранов.

После этого планка регионального минимума была поднята до 1 млн рублей — но тем, кто уже использовал свое право на квартиру, доплату не возместили.

По мнению эксперта в области жилищного законодательства, депутата Госдумы Галины Хованской, придать закону обратную силу в таких случаях теперь сможет лишь специальный распорядительный документ губернатора или местных органов законодательной власти. Однако сама проблема от этого никуда не денется.

«Дело в том, что стоимость квадратного метра жилья занижена и нигде не соответствует рыночной стоимости, — объяснила Хованская. – И на выделяемые средства ничего, кроме комнаты в коммуналке, не купишь. Правильнее было бы пересмотреть именно цену квадратного метра, но тогда это будет работать для всех категорий граждан, имеющих право на господдержку, – военнослужащих, инвалидов, северян, чернобыльцев».

По ее мнению, увеличение норматива жилплощади для ветеранов было предпринято именно для того, чтобы «выкрутиться» в ситуации с ветеранами, не увеличив при этом размеры жилищных сертификатов других льготных категорий.

Кроме того, в стране остается еще множество ветеранов, проживающих на «большой» площади, но в аварийных квартирах или домах безо всяких удобств. Согласно постановлению правительства №47, степень благоустройства жилья определяется межведомственными комиссиями. (Стандарты благоустройства, несоответствие которым является основанием для постановки на учет, имеются лишь в единицах регионов.) И здесь признание людей нуждающимися в улучшении жилищных условий целиком зависит от практически субъективной оценки местных чиновников.

«Ограниченные в средствах местные чиновники сплошь и рядом отказывают по формальным признакам ветеранам, проживающим зачастую в совершенно непригодном для этого жилье и не имеющим ни малейших условий что-либо изменить, — считает Клычков. – И лишь после того, как на них обращают внимание СМИ, решают проблему в частном порядке. Но проблема эта – не частная, и заниматься ею надо комплексно».

m.gazeta.ru

Жилье для ветеранов боевых действий

Федеральное законодательство предусматривает такую меру поддержки, как обеспечение жильем нуждающихся ветеранов боевых действий. Регулируются вопросы выделения средств Федеральным Законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Общая информация

Федеральный Закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ“О ветеранах” предусматривает ситуации, когда льготная категория граждан нуждается в личном жилом помещении. Именно для этого была разработана программа обеспечения, которая вступила в силу с 1995 года и реализуется до сих пор.

Ранее (до 2005 года) жилье предоставлялось из жилищного фонда регионов, с 2005 года путем перечисления денежного сертификата на приобретение недвижимости в собственность.

Скачать и распечатать бесплатно

Кому положено жилье

Помимо ветеранов боевых действий, рассчитывать на помощь в приобретении жилого помещения могут:

Однако программы предоставления жилья несколько отличаются для разных категорий. Именно поэтому федеральным законом ветераны Великой Отечественной войны и “блокадники” были выведены в отдельный пункт.

Если гражданин попадает под несколько категорий льгот, то получить он может только одну – наиболее выгодную. Между собой выплаты не суммируются. Получить пособие на улучшение жилищных условий можно только один раз.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Размер жилого помещения

Согласно установленным нормам, жилье ветерану боевых действий положено в размере 18 квадратных метров.

Однако это не означает, что гражданин не может приобрести квартиру или дом большей площади. В этом случае 18 квадратных метров оплачиваются за счет государства из федерального бюджета, а оставшаяся часть платежа вносится самим покупателем собственными средствами или кредитными.

Жилье ветерану боевых действий предоставляется строго на одного человека – на самого ветерана, независимо от того, каков состав его семьи. Размер выплаты достаточно фиксирован.

Размер сертификата

Федеральным законодательством оговорено, что размер пособия на приобретение жилого помещения состоит из двух факторов: размер жилого помещения (18 квадратных метров) и стоимость одного квадратного метра жилья. При этом стоимость определяется исходя из утвержденных рыночных цен, а не на основе реального положения на рынке в конкретном регионе.

В четвертом квартале 2016 года средняя стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке была закреплена в размере 37208 рублей. Именно эта сумма берется за основу при расчете выплаты на приобретение недвижимости в собственность.

“Первичка” или “вторичка”

Федеральное законодательство прямо не указывает на то, на каком рынке может быть приобретено жилье. При этом региональными нормативно-правовыми актами в каждой конкретной области этот вопрос регулируется отдельно. Так, в Москве и Московской области допускается приобретение квартиры в собственность на вторичном рынке по сертификату, а в Пензе и области – только на первичном рынке.

Все вопросы выделения жилых помещений и средств на них регулируются Администрацией по месту жительства и подведомственными ей отделами.

Признание нуждающимся

Основным условием предоставления жилья ветеранам боевых действий является признание их нуждающимися. Согласно Жилищному Кодексу РФ , таковыми признаются:

  • живущие в помещении, которое не соответствует установленным жилым нормам, даже если помещение оформлено в собственность;
  • проживающие в помещении без заключения договора социального найма, не имеющие при этом в собственности жилья;
  • проживающие в помещении по договору социального найма, но при этом нарушены нормативы площади на одного жильца.

Фактически ветеран боевых действий или не должен иметь в собственности квартиру или дом, или являться собственником такого жилья, которое не соответствует нормам. Например, квартира может находиться в многоквартирном доме, предназначенном под снос.

Как получить жилье

Существует установленный порядок получения средств на приобретение жилого помещения. Для того чтобы начать процедуру получения, требуется встать на учет и в очередь.

Постановка на учет

Для постановки на учет необходимо обратиться в Жилищный фонд по месту жительства или в Администрацию по месту жительства для написания заявления на получение выплаты на приобретение жилого помещения. Рассмотрение заявления в среднем составляет 30 календарных дней, после чего заявитель извещается о результате удобным способом, который указывается в заявлении.

Если гражданину отказано в постановке на учет, то отказ должен быть мотивированным со ссылками на все нормативно-правовые акты. Немотивированный отказ может быть обжалован в судебном порядке в любой период с момента отказа.

После подачи заявления на руки заявителю выдается расписка, в которой указан перечень документов, запрос которых осуществляется ведомством самостоятельно путем межведомственного взаимодействия. Эти документы гражданину приносить нет необходимости.

Необходимые документы для постановки в очередь

При подаче заявления необходимо предъявить список документов, включающий в себя:

  • паспорт заявителя и его копия (все страницы);
  • удостоверение ветерана боевых действий;
  • удостоверяющие личность документы всех членов семьи;
  • выписку из Росреестра об отсутствии в собственности жилого помещения или его наличии;
  • выписку из домовой книги по месту жительства;
  • договор социального найма, если проживание осуществляется по нему в помещении;
  • свидетельство о браке или его расторжении при наличии;
  • копия лицевого счета заявителя;
  • СНИЛС ветерана и членов его семьи.

В случае если жилое помещение не соответствует жилищным нормам, то дополнительно необходимо предоставить документ, который это подтверждает.

Оригиналы документов необходимы для их сверки с копиями. Если заявитель предоставляет только копии, то они должны быть заверены в установленном законом порядке.

Жилищный сертификат

После того как заявитель будет поставлен в очередь на получение средств, ведомство обязано уведомить его об этом.

Поскольку сертификаты выделяются из федерального, а не регионального бюджета, очередь существует всероссийская. При этом в регионе присваивается свой номер очереди для гражданина. Например, по всероссийской очереди заявление зарегистрировано под номером 200, а в регионе проживания ветерана боевых действий оно будет 50. В этом случае при поступлении средств в региональный бюджет на выплату жилищного сертификата, гражданин получит его пятидесятым по очереди.

Сертификат выдается на ветерана боевых действий, а не на всю его семью. В случае если гражданин погиб или скончался до получения средств, члены его семьи имеют право на получение выплаты, если иное не оговорено нормативно-правовыми актами.

Действия после получения сертификата

После того как в региональный бюджет поступят средства и подойдет очередь гражданина, Администрация по месту жительства обязана уведомить об этом заявителя. Сертификат предоставляется по месту требования (то есть продавцу жилья), на руки наличные средства ветеран не получает.

После того как выплата поступит в регион, необходимо найти подходящее жилье и оформить договор купли-продажи с продавцом. В случае если сумма сертификата больше, чем стоимость жилья, разница возвращается в федеральный бюджет. Новое жилое помещение необходимо оформить в собственность по установленному законодательством порядку через Росреестр.

Пример расчета сертификата

Ветеран боевых действий поставлен на учет в очередь для получения сертификата. Законодательством ему положена площадь в 18 квадратных метров, средняя рыночная стоимость в четвертом квартале 2016 года за квадратный метр составляет 37208 рублей. В этом случае сертификат, который получит ветеран боевых действий, составляет 669744 рублей.

Это средние данные по стране, которые меняются в зависимости от конкретного региона проживания.

Для города Москва на четвертый квартал 2016 года рыночная стоимость одного квадратного метра была установлена в размере 90400 рублей. В этом случае жилищный сертификат составляет 1627200 рублей.

Санкт-Петербург

Для Санкт-Петербурга установлена рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в размере 60049 рублей. Размер сертификата для ветерана боевых действий будет составлять 1080882 рублей.

Иные регионы

Каждый квартал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства издает приказ или вносит изменения в существующий, в котором прописывает все размеры стоимости одного квадратного метра площади. При этом от реальных данных на рынке эти суммы могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону.

Можно ли приобрести жилье большей площади

Законодательство допускает возможность приобретения жилого помещения большей площади. В этом случае часть средств (ровно за 18 квадратных метров) вносится из федерального бюджета через сертификат, а часть оплачивается гражданином самостоятельно.

Можно ли выписаться из приобретенного жилья

После оформления в собственность жилья, приобретенного с привлечение средств федерального бюджета, гражданин вправе распоряжаться им на общих основаниях. При этом после отказа от права собственности (например, при продаже) повторно встать на учет на улучшение жилищных условий или получения сертификата нельзя. Выплата предоставляется один раз.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Изменения в 2018 году

Как показывает практика, достаточно сложно получить сертификат в тех регионах, где установлена наиболее высокая рыночная стоимость одного квадратного метра. Ежегодно в федеральный бюджет закладывается сумма, которой не хватает на то, чтобы быстро продвигать очереди. Однако и тотального “застоя” нет.

Очередь двигается по всей России, сертификаты выплачиваются, жилье приобретается. В 2018 году по регионам произойдет повышение стоимость квадратного метра жилого помещения, что скажется на конечной сумме сертификата для ветерана боевых действий.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!


lgoty-vsem.ru

admin