Ктубу брачный договор

16+

«Ктуба!»

…Уже таки…комедия…

Перевод с иврита Марьяна Беленького

Главный герой Элимелех работает сантехником. В его доме всё идёт по строгому распорядку: звонок будильника, недовольство жизнью, обязательная содовая вода к обеду, рассказы о героических трудоднях (разумеется, с небольшим преувеличением своих заслуг). Супругу свою, Шифру, он просто не замечает. Для него она имеет такое же значение, как мебель в доме. Их дочь Аяла выходит замуж. Жених Роберт — партия завидная, образованный, сделал карьеру, внешне великолепен. Но тут возникает заминка. Чтобы состоялась свадьба, жених и невеста должны предоставить брачные договоры своих родителей, чтобы доказать, что они законнорожденные. Супруги Шифра и Элимелех так и не находят своего брачного договора. А была ли вообще свадьба? И куда девалась вся романтика и нежность? И, кажется, что и любовь давно уже покинула этот дом…

А тут еще под ногами вертится эксцентричная соседка, готовая отдать всё что угодно за один взгляд нашего сантехника, а на горизонте вырисовывается соперник Роберта, и Аяла в полном смятении. Надо что-то срочно предпринимать: скоро свадьба и дорогих родителей надо спасать. Срочно спасать семью! А это нелегко, хотя очень весело и увлекательно. Ведь дело происходит в необычной семье! Ой, ой, ой…

Над спектаклем работали: режиссер-постановщик — народный артист России Евгений Поплавский, художник-постановщик — лауреат Государственной премии России Александр Кузнецов, художник по свету – Борис Михайлов, балетмейстер — заслуженная артистка России Галина Халецкая, музыкальное оформление — заслуженный работник культуры России Илья Сакин.

В спектакле заняты: заслуженные артисты России: Александр Швачунов, Галина Халецкая, Людмила Мордовская; артисты: Юлия Гулидова, Екатерина Прунич, Сергей Тоичкин, Михаил Тюленев, Евгений Сетьков, Ольга Легонькая.

Премьера 20 февраля 2016 года

До скорых встреч, дорогие зрители!

kurskdrama.ru

Брачный контракт / «Ктуба».

«Ктуба» — брачный контракт, который каждый жених обязан дать VJV своей невесте. Здесь перечислены обязанности мужа в отношении жены. «Ктуба» столь важна, что при ее случайной потере супруги не могут жить вместе, пока не написан новый контракт. В «ктубе» муж обязуется обеспечивать жену «пищей, одеждой и всем необходимым и жить с тобой как муж в соответствии с общим обычаем».

Фраза «жить с тобой» подразумевает сексуальные отношения. Законоучители оговаривали их контрактом, поскольку считали женщин слишком стыдливыми и скромными, чтобы самим быть их инициаторами, так что контракт предостерегает мужа от возможного равнодушия к супруге. Во времена, когда у евреев была разрешена полигамия (см. «Запрещение полигамии — Декреты раби Гершома»), подобные гарантии сексуальных отношений защищали более старших и менее привлекательных жен от небрежения со стороны мужа. Минимальная обязательная периодичность половых отношений по Талмуду зависит от профессии мужа и количества времени, которое он проводит дома: «Каждый день для ничего не делающих, дважды в неделю для работников, один раз в неделю для погонщиков ослов, один раз в 30 дней для погонщиков верблюдов и один раз в 6 месяцев для моряков» (Мишна, Ктубот, 5:6; Ктубот, 626 — 626). Раби Луис Джакоб отметил, что «муж не может изменить профессию без согласия жены, если это повлияет на ее супружеские права — с погонщика ослов на погонщика верблюдов, например, — так как считается, что жена предпочтет удовлетворение своих потребностей даже ценой уменьшения заработка мужа». Для супругов половая связь вечером в пятницу — важная часть субботней радости.

Пункт об обязанности мужа обеспечивать финансовые потребности жены дает ему право на ее доходы; но жена может освободить его от этой ответственности и сама обеспечивать себя.

«Неромантический» характер еврейского права сказывается в том, что «ктуба» оговаривает и финансовые обязательства мужа в случае смерти или развода. В последние годы консерваторы добавили к «кту-бе» пункт, который обязывает мужа дать жене развод (гет) в случае гражданского развода (см. «Гет» и «Агуна»). Все больше ортодоксальных раввинов просят женихов перед свадьбой подписать гражданское обязательство на этот случай.

Текст «ктубы», который используется сейчас, восходит ко II в. до н.э. Перед свадебной церемонией документ подписывают два свидетеля, подтверждая согласие жениха придерживаться всех пунктов контракта. Во время церемонии документ оглашается в арамейском оригинале, излагается на английском и вручается жене.

Еврейские писцы и художники веками создавали яркие и красочные «ктубот» (мн. число от «ктуба»), часто украшавшие интерьер еврейских домов. В последнее время интерес к красочным «ктубот» возрождается, все больше пар вместо использования стандартных печатных «ктубот» просят оформить этот документ художников.

jhistory.nfurman.com

Ктубу брачный договор

Популярные запросы

Популярные запросы

Брачный контракт (Ктуба)

Если вам приходилось бывать на еврейских свадьбах, то вы помните, что там в ходе свадебной церемонии зачитывается вслух брачный контракт-ктуба. Правда, зачитывается он по-арамейски и русским переводом, в целях экономии времени и сил, обычно никто себя не утруждает. Между тем, многим гостям, как и герою одной старой доброй комедии хотелось бы «хотя бы в общих чертах узнать, о чем иностранец говорит».

Как правило, зачитывается стандартный текст, составленный мудрецами Талмуда примерно во II веке (отсюда и арамейский язык, который в те времена был языком простых людей — чтобы все понимали).
В то время использовалась при расчетах денежная единица «зуз» (в переводах ее называют иногда «мерой серебра»). В случае развода муж должен уплатить жене оговоренную контрактом сумму. Но сейчас,конечно, не в зузах, а в долларах, евро, гривнях или другой современной валюте. Проблем с пересчетом курсов не будет — раввины-специалисты подскажут, что да как. Хотя, конечно, лучше до развода не доводить.

Вариантов текста несколько, на все случаи жизни — для девушки, в первый раз выходящей замуж, для разведенной женщины, для вдовы. Иногда корректируется имущественная часть (естественно в сторону увеличения, меньше дать нельзя) — жених обязуется в случае развода дать больше денег и имущества.

Но это исключения, и на 99 свадьбах из 100 прозвучит примерно такой текст:

ПЕРЕВОД ТЕКСТА КТУБЫ

В *** день после шабата, *** числа месяца *** в *** год от сотворения мира согласно летоисчислению, которое мы ведем здесь, в городе ***.

Свидетельствуем, что имя сын имя его отца (например, Ицхак сын Реувена, Сергей сын Бориса), сказал девушке имя, дочери имя ее отца (например, Малке дочери Авраама, Елене дочери Аркадия) : «Будь мне женой согласно закону Моше и еврейского народа! Буду работать и почитать, и кормить, и обеспечивать тебя как это принято у мужей еврейских, работающих, почитающих, кормящих и обеспечивающих жен своих честно. Даю тебе в дар *** мер серебра, как полагается, и к тому же – пропитание, одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется по всей земле».

Согласилась девушка, госпожа имя (например, госпожа Малка, госпожа Елена) )стать его женой. Приданое она принесла с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье — всего оценено в *** мер серебра.

Соизволил жених имя (например, Ицхак, Сергей) добавить ей в размере *** мер серебра, итого — *** мер серебра.

Так сказал жених: «Принимаю на себя и на своих наследников ответственность за выплату этой ктубы, прибавки и приданого. Будет выплачено из лучшего и красивого, что есть в моем имуществе – из того, что уже принадлежит мне под небесами и из того, что приобрету в будущем, недвижимого или движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой ктубы и прибавки, вплоть до плаща на моих плечах. Ответственность за эти выплаты лежит на мне пока я жив и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и вовек».

Ответственность за ктубу и за прибавку принял на себя имя, (например, Ицхак, Сергей) жених, со всей строгостью подобных документов, как это принято в отношении дочерей еврейского народа и выполняется согласно постановлениям наших мудрецов, благословенной памяти. Это – договор, не памятка, не отрывной талон и не черновик.

И мы приняли киньян (здесь: согласие, подтверждение) на это от имя, (например, Ицхака, Сергея), жениха, для госпожи имя (например, госпожи Малки, госпожи Елены), невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, — вещью, пригодной для совершения киньяна; и все это твердо и непоколебимо.

ujew.com.ua

Ктуба — брачный договор

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Составление и текст Ктубы [↑]

Первый этап церемонии бракосочетания — составление «ктубы», которую скрепляют подписями два свидетеля и сам жених. «Ктуба» — это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берёт на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь «ктуба» подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит её».

Кодификаторы законов Торы разошлись во мнениях относительно происхождения «ктубы»: является ли это законом Торы или постановлением мудрецов. Рамбам, например, считает, что институт «ктубы» учредили мужи Великого собрания в начале эпохи Второго Храма, а позже Шимон бен Шетах [1] , глава Сангедрина, постановил, что всё имущество мужа — движимое и недвижимое — является залогом того, что жена получит причитающуюся ей по «ктубе» сумму денег.

Текст «ктубы» составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Страны Израиля в ту пору. В наше время при составлении «ктубы» и при её оглашении раввин переводит текст на иврит, чтобы содержание этого документа было ясным жениху и невесте.

Начинается «ктуба» с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под этим документом, заявляют: «Мы свидетельствуем, что жених такой-то, сын такого-то, сказал невесте такой-то, дочери такого-то: “Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя — так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих жёнах. Я дам тебе сумму денег, равную двумстам динарам [в случае, если невеста — вдова или разведённая, она получает сто динаров] и причитающуюся тебе, и я обязуюсь кормить тебя, одевать и обеспечивать тебе удовлетворение остальных нужд, равно как и супружескую близость в положенное время”. И согласилась такая-то, дочь такого-то, невеста, и стала его женой».

В продолжении «ктубы» уточняют сумму приданого, которое невеста приносит в дом жениха, и прибавку к «ктубе», которую жених обещает ей за это, гарантируя выплату «ктубы» стоимостью всего имущества — как движимого, так и недвижимого, — которое есть у него сейчас, и которое может появиться у него в дальнейшем. Он обязуется позаботиться о том, чтобы в случае его смерти или развода с нею она получила всю эту сумму денег.

Это обязательство жениха скрепляется совершением «киньяна» в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в «ктубе». «Киньян» — действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продаётся или передаётся, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продаёт» своей невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в «ктубе», а для большей верности ставит свою подпись под текстом «ктубы» рядом с подписями свидетелей. Заметим, что свидетелями не имеют права быть родственники жениха или невесты.

Та сумма денег, которую жених обязуется отдать своей будущей жене в момент нужды, состоит из двух частей: основная — 200 зузов (или динаров) девушке и 100 зузов (или динаров) вдове или разведённой, и добавочная.

В двух этих последних случаях жене обещают только 100 зузов отнюдь не потому, что ценят её меньше, но потому, что она уже получила «ктубу» от первого мужа: можно предполагать, что она уже имеет какую-то материальную базу.

В основной части «ктубы» перечисляется и приданое, которое приносит невеста. Муж имеет право использовать это приданое, однако доходы и убытки от этого целиком ложатся на счёт мужа — само же приданое как бы остаётся неизменным. И если случится, что муж разведётся с этой женщиной или умрёт, она получит «ктубу» вместе со всем приданым целиком.

Дополнительная часть «ктубы» — так называемая «прибавка трети». Муж, со своей стороны, прибавляет к основной части «ктубы» треть стоимости приданого, и эта сумма добавляется к той части «ктубы», о которой мы только что говорили. (Заметим, что не следует путать эту прибавку к «ктубе» с алиментами, которые человек обязан выплачивать своей бывшей жене каждый месяц).

Однако, в конечном итоге эти составные части не рассматриваются как самостоятельные суммы. «Ктуба» соединяет их в одно целое и говорит: «Итого — сама ктуба, приданое и прибавка — столько-то и столько-то».

Затем в тексте «ктубы» сказано: «И так сказал перед нами жених: “Ответственность за выплату этой суммы я принимаю на себя и на моих наследников после меня, на всё моё имущество, которое есть у меня под небесами — и недвижимое, и движимое, — которое есть у меня и которое я приобрету в будущем, начиная от сего дня и далее. Всё это является гарантией выплаты этой суммы целиком — даже та одежда, которая на мне”. И мы свидетельствуем, что жених принял на себя полную ответственность, совершив “киньян”. Таким образом, всё сказанное выше получило полную силу».

После этого следуют подписи свидетелей и самого жениха, которыми они скрепили «ктубу» перед самой «хупой». Дело в том, что запрещено находиться с женой в одном доме даже минуту без «ктубы» — поэтому, когда жених и невеста — теперь уже муж и жена — войдут в свой дом, с ними должна быть «ктуба», гарантирующая права жены.

«Ктубу» зачитывают публично сразу после того, как произносят благословения «эйрусин» и жених передаёт невесте кольцо. Жених, держа «ктубу» в правой руке, отдаёт её невесте, которая тоже берёт её правой рукой — раньше, чем начнутся семь благословений «нисуин».

В чём важность «ктубы» [↑]

Наши мудрецы относятся к «ктубе» с чрезвычайной серьёзностью — запрещая, как было сказано, находиться с женой даже мгновенье без «ктубы». Почему?

Функция «ктубы» не ограничивается только гарантией прав жены. Кроме того, «ктуба» — мощное средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов, или, выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».

Для того, чтобы придать наглядность сказанному, упомянем два основополагающих закона Торы о браке.

Тора предоставляет возможность иметь как две жены, так и больше. Единственным исключением был царь: «И пусть не обзаводится он множеством жён — да не отвратится его сердце от Б-га» (Дварим, 17). Впрочем, и это ограничение не было слишком строгим: царю позволялось всё же иметь восемнадцать жён. (Это следует из слов пророка Натана, обращённых от имени Всевышнего к царю Давиду, у которого в тот момент было 6 жён: «А если мало тебе — я прибавлю тебе ещё столько же и ещё столько же, — т. е. 6+6+6=18). Когда Тора говорит про царя: “И пусть не обзаводится он множеством жён”, она имеет в виду царя Шломо, у которого, как известно, было 1000 жён и наложниц, а это, в конце концов, действительно привело к тому, что “сердце его отвратилось от Б-га”.»

Можно легко себе представить положение вдовы в полигамном обществе: если муж нескольких жён умирает, вспыхивают споры о наследстве, в которых чаще всего побеждают «сильнейшие». В результате обязательно кто-то остаётся обделённым, возможно — вообще без средств к существованию.

2. По закону Торы женщину можно взять в жёны лишь при условии её полного согласия, а вот развестись с ней Тора разрешает, не спрашивая её согласия вообще. И хотя на мужа была возложена обязанность привести вескую причину своего желания развестись, её, в принципе, найти не так уж трудно.

Оба эти закона — разрешение полигамии и возможность развестись с женой против её желания — создали тяжёлую проблему: получение средств к существованию для овдовевших или разведённых женщин. На помощь им пришли мудрецы Торы, учредив «ктубу», которая разрешает эту проблему хотя бы частично. Например, если муж умирает, его вдова предъявляет «ктубу», согласно которой наследники или попечители имущества умершего обязаны выплатить ей сумму, обозначенную в «ктубе». Причём они должны сделать это ещё до раздела наследства — словно оплатить давнишний вексель, выданный ещё в день свадьбы.

Совершенно естественно, что самая старшая из жён покойного, обладающая огромным «стажем» руководства семьёй, получит свою «ктубу» из имущества покойного. Это даёт ей определённую обеспеченность, чтобы она могла спокойно дожить свои годы. Ведь 200 зузов в те времена были отнюдь не малой суммой: чтобы представить это себе, вспомним, что в популярной песне «Хад гадья», которую мы поём во время пасхального Седера, упоминается, что козлик был куплен всего за два зуза… А ведь 200 зузов — это только основная часть «ктубы», без «прибавки».

«Ктуба» также стала барьером для поспешных разводов. Во время ссоры с супругом, если он грозит развестись с ней, жена может показать разъярённому мужу «ктубу», как бы говоря: пришло время платежа! Надо полагать, что при виде этого документа муж поостынет, и, очень может быть, мысль о разводе совершенно покинет его.

Если семейный корабль и впрямь сел на мель и нет иного выхода, кроме развода, «ктуба» создаёт экономическую основу для первых шагов разведённой женщины в её новой, самостоятельной жизни.

[1] Раби Шимон бен Шетах — выдающийся мудрец Торы эпохи Второго Храма, жил в 1 веке. Сестра его, царица Шломцион, была женой царя Александра-Яная. Будучи главой Сангедрина, раби Шимон бен Шетах вёл тяжёлую борьбу с членами Сангедрина — цдуким (к которым примыкал и сам царь). Борьба эта закончилась победой мудрецов, верных еврейской традиции и получивших полную поддержку народа — прушим. Раби Шимон бен Шетах прославился честностью, беспристрастностью в суде, даже по отношению к царю. Он провёл через Сангедрин целый ряд решений, одно из которых, в частности, обязывало всех еврейских детей учиться в школе.

toldot.ru

admin