Закон о торговле штрафы

Содержание:

Штрафы за нарушение Закона о торговле в соответствии с КоАП РФ

Комментарий к поправкам в КоАП РФ о нарушениях Закона о торговле. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2010 N 411-ФЗ

31 декабря 2010 г. у руководства торговых сетей, обычных магазинов, а также их поставщиков продовольствия (в том числе производителей) было совсем не праздничное настроение. Вступили в силу поправки в КоАП РФ (Статьи 14.40, 14.41, 14.42 КоАП РФ; ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 411-ФЗ), которыми установлены беспрецедентные штрафы за нарушение требований к договорам поставки продовольствия и правил их заключения, предусмотренных Законом о торговле (Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон)).

Штраф за некоторые нарушения для организаций может достигать 5 млн руб. (Часть 1 ст. 3.5, ч. 1, 2 ст. 14.40, ст. 14.42 КоАП РФ). Причем когда речь идет о невыполнении требований Закона к договорам поставки, то штраф может налагаться:
— за каждый «порочный» договор. А таких договоров даже у небольших магазинов и оптовиков может быть десятки и сотни;
— за нарушение каждого конкретного требования к договору поставки. А таких требований в Законе много, и, следовательно, когда компания допустит в договоре два промаха, то и оштрафовать ее смогут сразу по двум основаниям.
Поэтому даже единственный «порочный» договор, о котором стало известно Федеральной антимонопольной службе, может сильно ударить по бюджету крупной торговой сети или оптовика. Что уж говорить о малых компаниях — после «удачной» проверки ФАС они могут смело закрываться. К слову, региональные управления ФАС уже начали проверять на соблюдение антимонопольных требований Закона договоры торговых сетей и их поставщиков (Часть 2 ст. 16 Закона; п. 5.3.6 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Кого оштрафуют

Учтите, что торговая сеть — это вовсе не обязательно гигант розницы. Если у организации или предпринимателя есть два магазина или ларька, то они уже владельцы торговой сети в понимании Закона (Пункты 4, 8 ст. 2 Закона; примечание 2 к ст. 14.42 КоАП РФ). Также и поставщики продовольствия — это не только крупные производители, оптовики, но и, например, мелкие хлебопекарни и небольшие фермерские хозяйства. И даже если вашей компании, не занимающейся торговлей, случайно попало на баланс продовольствие (например, партия тушенки в качестве отступного от должника, с которого больше и взять нечего), то при его продаже вы тоже обязаны выполнить все требования Закона о торговле (Пункт 1 ст. 2 Закона).

Торговые нарушения

Больше всего шансов заполучить штраф за торговые нарушения у тех компаний и предпринимателей, на которых пожалуются в ФАС их контрагенты. Служба сразу составит протокол или возбудит дело об административном правонарушении (Часть 1 ст. 28.2, ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.48, п. 3 ч. 1, ч. 3, п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Однако и прекрасные отношения с контрагентами не оградят вас от внимания ФАС. Ведь служба в рамках антимонопольного контроля имеет право при проведении плановой проверки запросить у производителя, поставщика или розничного торговца копии договоров поставки продовольствия (Статья 16 Закона; ч. 1 ст. 25, ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Теперь пришла пора огласить «ценник» за нарушения Закона о торговле (Примечание 3 к ст. 14.42 КоАП РФ).

1. Непредоставление информации потенциальному поставщику (покупателю)

Как подстраховаться
1. Вы можете открыть собственный интернет-сайт и размещать там требуемую Законом информацию или просто выдавать эту информацию по запросу потенциальных контрагентов (Части 1, 2 ст. 9 Закона). В последнем случае внимательно просматривайте поступающую к вам корреспонденцию — в ней могут оказаться такие запросы.
2. Административная ответственность для поставщиков продовольствия установлена за непредоставление информации любому контрагенту. Однако по Закону поставщик обязан предоставлять информацию только торговым сетям.

Приходит ФАС и кусает (Часть 1 ст. 14.41 КоАП РФ; ч. 1 ст. 9 Закона):
— руководителя торговой сети — на 20 — 40 тыс. руб.;
— организацию, владеющую торговой сетью (далее — торговая сеть), — на 300 — 500 тыс. руб.
Также могут наказать и поставщика (и его руководителя), если он отказывает торговой сети в предоставлении информации о существенных условиях договора поставки, условиях отбора покупателей, качестве и безопасности товаров (Часть 2 ст. 14.41 КоАП РФ; ч. 2 ст. 9 Закона).

2. Создание торговой сетью (ее поставщиком) дискриминационных условий для поставщика (покупателя)

Как подстраховаться
Суды понимают под дискриминацией, в частности:
— включение в договор с отдельными контрагентами условия о взимании платы за невыполнение плана по объему закупок, если такая плата от других контрагентов не требуется (Постановление ФАС ДВО от 26.01.2009 N Ф03-6424/2008);
— необоснованный отказ от заключения договора, например со ссылкой на малый объем приобретаемого/поставляемого товара (Постановления ФАС МО от 30.04.2010 N КА-А40/3857-10).

Приходит ФАС и кусает (Часть 1 ст. 14.40 КоАП РФ):
— руководителя торговой сети — на 20 — 40 тыс. руб.;
— торговую сеть — на 2 — 5 млн руб.
Точно также могут наказать и поставщика торговой сети (и его руководителя), если он, например, необоснованно устанавливает для некоторых покупателей более высокие цены (Постановления ФАС СЗО от 02.08.2010 по делу N А56-62505/2009).
А если поставщик или торговая сеть занимают доминирующее положение на рынке, то к ним применяется ответственность, установленная ст. ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ.

Как поступают крупные сети
Требования к поставщикам и существенные условия договора единые. Поставщики конкурируют только по цене и качеству товара.

Примечание
Дискриминационные условия — условия, которыми контрагент поставлен в неравное положение по сравнению с другими контрагентами (Пункт 8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).

3. Навязывание торговой сетью (ее поставщиком) запрещенных Законом условий договора

Как подстраховаться
К запрещенным Законом условиям договора ФАС может отнести:
— условия, прямо запрещенные Законом, в частности (Статья 9 Закона):
— о выплате бонуса «за объем» в размере свыше 10%;
— о запрете уступки прав по договору;
— условия, которые запрещено только навязывать, например (Статья 13 Закона):
— о запрете на заключение договоров с другими субъектами, в частности на аналогичных условиях;
— об обратном выкупе нереализованных товаров (кроме разрешенных законодательством случаев).

Приходит ФАС и кусает (Часть 2 ст. 14.40 КоАП РФ; пп. «ж», «и» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона):
— руководителя торговой сети или поставщика — на 30 — 50 тыс. руб.;
— торговую сеть или поставщика — на 2,5 — 5 млн руб.
Штрафуют только навязывавшую сторону.

Примечание
Под навязыванием условий договора ФАС понимает, в числе прочего, направление торговой организацией (предпринимателем) контрагенту договора с невыгодными условиями, которые им отклоняются, однако эти организация или предприниматель отказываются или уклоняются от подписания договора без этих условий (Письмо ФАС России от 15.07.2010 N ИА/22313). То есть оштрафовать могут и тогда, когда договор так и не был заключен. Если договор с запрещенными условиями подписан контрагентом без возражений, то о навязывании речи идти не должно.

4. Оптовая торговля продовольствием по договорам комиссии

Как подстраховаться
1. Запрет касается (Пункт 3 ч. 1 ст. 13 Закона):
— приобретения торговой сетью оптом продовольствия:
(или) в качестве комитента;
(или) у комиссионера, если об этом известно торговой сети;
— продажи торговой сети оптом продовольствия:
(или) приобретенного через комиссионера;
(или) в качестве комиссионера.
2. Запрет не распространяется на такие сделки с продовольствием:
— продажа через комиссионера не торговым сетям;
— покупка через комиссионера не для продажи торговым сетям;
— продажа через комиссионера — торговую сеть, продающую товар комитента в розницу.
3. Если поставщик или торговая сеть не знает о «комиссионном» статусе своего контрагента, то оштрафовать их нельзя (Части 1, 2 ст. 2.1, примечание к ст. 14.40 КоАП РФ).

Приходит ФАС и кусает (Часть 3 ст. 14.40 КоАП РФ):
— руководителей торговой сети и поставщика — на 10 — 50 тыс. руб.;
— торговую сеть и поставщика — на 1,5 — 4,5 млн руб.

Примечание.
Для штрафа совсем не обязательно, чтобы договор назывался договором комиссии. Достаточно, чтобы он, например, обязывал поставщика приобрести товар за счет торговой сети (Пункт 1 ст. 990 ГК РФ; примечание 3 к ст. 14.42 КоАП РФ; п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона).
При этом карается не само заключение договора комиссии или иного договора, содержащего существенные условия договора комиссии, а именно осуществление торговли по нему, то есть совершение поставок.

5. Бонус «за объем» свыше 10% от цены приобретенного продовольствия

Как подстраховаться
1. Для привлечения к ответственности необязательно, чтобы незаконный бонус был выплачен. Достаточно его упоминания в договоре.
2. В Перечень социально значимых товаров, выплата бонуса за покупку которых вообще не допускается, входят следующие товары со сроком годности менее 10 дней: мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5 — 3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки, из пшеничной муки (Часть 5 ст. 9 Закона).

Приходит ФАС и кусает (Часть 1 ст. 14.42 КоАП РФ):
— руководителей покупателя и поставщика — на 20 — 40 тыс. руб.;
— покупателя и поставщика — на 1 — 5 млн руб.

Как поступают крупные сети
В договорах указывают, что бонус выплачивают исходя из стоимости всех поставок по договору за определенный месяц. Максимальный размер бонуса не может превышать 10% (Часть 4 ст. 9 Закона).

6. Включение в договор поставки вознаграждения за его исполнение/изменение

Как подстраховаться
Дополнительные вознаграждения покупателю или поставщику продовольствия могут выплачиваться только за оказание каких-либо дополнительных услуг по отдельному договору. Это может быть плата за маркетинговые, транспортные, рекламные и иные подобные услуги.

Приходит ФАС и кусает (Часть 2 ст. 14.42 КоАП РФ):
— руководителя покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— покупателя — на 1 — 5 млн руб.
Оштрафовать могут и поставщика продовольствия, и его руководителя.

Как поступают крупные сети
От любых не предусмотренных Законом платежей и «бонусов» в договорах поставки отказались. Взамен предусмотрели жесткую систему штрафов для поставщиков — за несвоевременную поставку, поставку некачественных товаров и т.д. (до 100% от стоимости поставки). А рекламные, транспортные и прочие услуги оказываются по отдельным договорам.

Примечание
Запрет на такие вознаграждения распространяется на все (!) договоры поставки продовольствия — и на сделки между поставщиком и торговой сетью, и на сделки между оптовиками, и на сделки между производителем продовольствия и оптовиком (Часть 6 ст. 9 Закона). Для штрафа достаточно указания дополнительных вознаграждений в договоре поставки, а не их фактической выплаты.

7. Сверхнормативные сроки оплаты в договоре

Как подстраховаться
1. Для штрафа достаточно лишь указания в договоре сверхнормативных сроков оплаты, а не фактической сверхнормативной оплаты продовольствия.
2. Предельные сроки оплаты распространяются на всех поставщиков и покупателей продовольствия, даже если они не имеют никаких отношений с торговыми сетями.
3. За нарушение установленных Законом сроков оплаты продовольствия административный штраф не установлен. При просрочке оплаты поставщик может требовать (Пункт 6 Постановления Пленума ВС РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998):
(или) договорную неустойку (штраф, пеню);
(или) проценты по ст. 395 ГК РФ.

Приходит ФАС и кусает (Часть 3 ст. 14.42 КоАП РФ):
— руководителей поставщика и покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— поставщика и покупателя — на 1 — 5 млн руб.

Примечание
Предельные сроки оплаты продовольствия составляют (со дня приемки товаров покупателем) (Часть 7 ст. 9 Закона):
— 10 рабочих дней — для товаров сроком годности менее 10 дней;
— 30 календарных дней — при сроке годности от 10 до 30 дней;
— 45 календарных дней — при сроке годности свыше 30 дней и для алкогольной продукции.

8. Включение в договор поставки условий об оказании услуг по продвижению товара

Как подстраховаться
1. Для штрафа достаточно включить условие об оказании дополнительных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, в сам договор поставки. Фактического их оказания не требуется.
2. Самый простой способ избежать штрафа — заключить отдельный договор на оказание таких услуг (рекламных, по приоритетной выкладке и оформлению товаров, маркетинговых и т.п.).
3. Учтите, что, по мнению ФАС, договором поставки также не может устанавливаться отдельная плата и за развоз товаров по магазинам. Так что такие услуги тоже лучше оказывать по отдельному договору.

Приходит ФАС и кусает (Часть 5 ст. 14.42 КоАП РФ; ч. 11, 12 ст. 9 Закона):
— руководителей поставщика и покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— поставщика и покупателя — на 1 — 5 млн руб.

9. Понуждение к «рекламному» договору при заключении договора поставки

Как подстраховаться
Для штрафа необязательно даже заключение договора поставки продовольствия. Будет достаточно, если ФАС докажет факт понуждения (по аналогии с навязыванием).

Приходит ФАС и кусает (Часть 6 ст. 14.42 КоАП РФ; ч. 12 ст. 9 Закона):
— руководителя покупателя — на 30 — 50 тыс. руб.;
— покупателя — на 3 — 5 млн руб.
Оштрафовать за это нарушение могут и поставщика (и его руководителя), но штрафуют только сторону, понуждавшую к заключению такого договора.

Как поступают крупные сети
В типовых договорах есть указание на то, что «стороны вправе заключать иные соглашения в целях увеличения объема продаж». Но многие сети вообще отказались от оказания дополнительных услуг поставщикам.

10. Включение в договор запрета на уступку прав по договору или ответственности за такую уступку

Как подстраховаться
Для штрафа достаточно лишь указания в договоре поставки продовольствия такого запрета или ответственности за уступку.

Приходит ФАС и кусает (Часть 4 ст. 14.42 КоАП РФ; ч. 10 ст. 9 Закона):
— руководителя поставщика и покупателя — на 20 — 40 тыс. руб.;
— поставщика и покупателя — на 1 — 5 млн руб.

Как поступают крупные сети
Уступку своих долгов в договоре не запрещают. Более того, для удобства поставщиков приводят в приложении к договору примерную форму уведомления об уступке долга.

Итоговый «счет» на штрафы:
Наш буржуй (организация — владелец торговой сети) допустил 10 различных нарушений Закона о торговле, за каждое из которых предусмотрен отдельный штраф по КоАП РФ. И совокупная сумма штрафов за них может составить 45 млн руб.! И это не считая штрафов, налагаемых на руководителя торговой сети.
Крестьянин (организация — оптовый поставщик продовольствия в торговую сеть) допустил минимум шесть нарушений. Для него совокупная сумма штрафов может составить 29,5 млн руб. (также не считая штрафов на руководителя организации-поставщика).
Обратите внимание, что если поставщик или покупатель являются индивидуальными предпринимателями, то они отвечают за все эти нарушения как должностные лица (руководители), а не как юридические лица (Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Налоговые последствия нарушения Закона о торговле

Помимо огромных административных штрафов, нужно помнить и о налоговых рисках нарушения Закона о торговле. Ведь налоговики наверняка будут исключать из налоговых расходов организаций и предпринимателей вознаграждения:
— комиссионера, если приобретенное или проданное через него продовольствие поставлено в торговую сеть;
— за объем в части, превышающей 10% от цены приобретенного продовольствия (по социально значимым товарам — любого вознаграждения);
— за выполнение условий договора поставки продовольствия или его изменение;
— за оказание услуг по продвижению продовольственных товаров, предусмотренных договором поставки, а не отдельным договором (Письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85).
Мотив для этих претензий один — раз такие вознаграждения запрещены Законом, то и для целей налогообложения они учитываться не могут. Обычно такой вывод аргументируют тем, что расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством (Пункт 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, если условие договора, предусматривающее выплату такого вознаграждения, не соответствует Закону, то и расход в виде этого вознаграждения документально не подтвержден.
Конечно, вы можете не согласиться с решением об исключении этих расходов из расчета налоговой базы, но правды вам однозначно придется искать в суде. Как вы понимаете, аргумент тут, по сути, один — невыполнение требований других отраслей законодательства не влияет на возможность учесть расходы для целей налогообложения, если иное не предусмотрено НК РФ. А НК РФ пока не запрещает учитывать в расходах запрещенные Законом о торговле вознаграждения.
И естественно, суммы взысканных административных штрафов в налоговых расходах учесть не получится (Пункт 2 ст. 270 НК РФ).

В общем, если вы — средняя или тем более малая компания, связанная с рынком продовольствия, то мы рекомендуем вам:
— еще раз внимательно изучить наш материал и избегать нарушений Закона о торговле;
— ориентироваться на типовые договоры поставок крупных торговых сетей, «подстроив» их к своей ситуации. Скорее всего, эти типовые договоры согласованы с ФАС и она не увидела в них нарушения Закона;
— следить за практикой привлечения к ответственности за нарушения Закона о торговле, о которой будем рассказывать и мы.

www.mosuruslugi.ru

Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю алкоголем без лицензии

Законом устанавливается административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей или дисквалификации на срок от двух до трех лет

МОСКВА, 20 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, усиливающий административную ответственность за производство алкоголя и оборот алкогольной продукции без лицензии.

Согласно документу, за подобное правонарушение устанавливается административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей или дисквалификации на срок от двух до трех лет. Для юридического лица штраф составит 1/5 размера годовой выручки, полученной от реализации всех товаров, работ или услуг, но не менее 3 млн рублей. Также за подобное правонарушение деятельность юрлица может быть административно приостановлена на срок от 60 до 90 суток с конфискацией продукции.

В Москве предлагают ужесточить выдачу лицензий на продажу алкоголя

Минпромторг предложил увеличить стоимость лицензии на алкоголь для торговых сетей

Закон устанавливает административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции гражданами. Штрафы предлагается установить на уровне от 30 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией продукции. Для индивидуальных предпринимателей, которые незаконно продают алкоголь, штрафы устанавливаются в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Сейчас максимальный штраф за подобные правонарушения составляет для физического лица 2,5 тыс. рублей, для юридического — 300 тыс. рублей.

Кроме того, документ предусматривает введение административных штрафов за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка фиксации сведений в ЕГАИС, а также за неповиновение законному распоряжению должностного лица госоргана, ответственного за контроль и надзор. Административный штраф для должностных лиц в этом случае составит до 15 тыс. рублей с конфискацией продукции либо без конфискации, для юридических лиц — до 200 тыс. рублей с конфискацией продукции.

tass.ru

Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю нелегальным алкоголем

Фото «Парламентской газеты»

Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым за продажу алкоголя без лицензии максимальный штраф не превысит одной пятой годовой выручки. При этом сумма взыскания не может быть меньше трёх миллионов рублей.

Для должностных лиц производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии будет наказываться штрафом в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Сейчас КоАП РФ предусматривает штраф за незаконный оборот алкоголя для юридических лиц в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Подделку алкогольных акцизов приравняют к подделке денег

Кроме того, согласно принятому закону, при нарушении порядка учёта алкоголя в ЕГАИС штраф составит от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей. Документ также увеличивает штрафы за невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в области производства и оборота алкоголя. Максимальный штраф для физлиц увеличится с одной-двух тысяч рублей до 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — с пяти-восьми тысяч рублей до 200-300 тысяч рублей.

Вместе с тем устанавливается административная ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами — штрафы от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией продукции. Для индивидуальных предпринимателей, которые незаконно продают алкоголь, штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей с конфискацией.

www.pnp.ru

Штрафы за нарушения закона о торговле согласно КРФоАП

31.12.2010 г. обрели юридическую силу поправки к КРФоАП. ФЗ-411 внес в кодифицированный административный акт новые статьи 14.40, 14.41, 14.42. Они установили беспрецедентные до этих пор штрафы за нарушения требований к соглашениям о поставке продовольствия, правил их заключения, определяемых Законом о торговле (ФЗ-381 от 28.12.2009 года об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ).

Штрафные санкции за отдельные нарушения для юрлиц могут достигать пяти миллионов рублей (первая-вторая части статьи 14.40, первая-шестая части статьи 14.42 КРФоАП). Речь идет в первую очередь о нарушениях установленных государством антимонопольных правил при заключении такого соглашения, как договор поставки. Каждый неправомерно заключенный договор может повлечь штрафные санкции. А в практике крупных сетевых компаний, фирм-оптовиков количество таких дефектных соглашений может насчитываться больше одного десятка. Что может существенно сказаться на финансовом благополучии коммерческих организаций.

Кого именно штрафуют

Во-первых, субъектами большинства вышеуказанных правонарушений могут выступать исключительно хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, а именно: продажу продуктов питания посредством торговой сети или поставку продуктов питания в такие торговые сети.

Во-вторых, торговая сеть — это, согласно Закону о торговле, два и более торговых объекта, находящиеся под общим управлением, либо два и более торговых объекта, используемых под единым коммерческим обозначением, иным средством индивидуализации. А не просто два ларька, принадлежащие одному хозяину, как считают некоторые обыватели.

Что касается поставщиков, то к таковым могут относиться даже мелкие фирмы-производители продовольственных продуктов. Например, частные пекарни, крестьянско-фермерские хозяйства и т. п. Но обязательное условие здесь — поставка продовольствия опять же в торговые сети (когда это прямо указано в законе). Как в статье 14.40. Указанные правила распространяются на обычных поставщиков, когда упоминание о сотрудничестве с торговой сетью в законе отсутствует.

В-третьих, субъектами отдельных правонарушений (в частности, по статье 14.42) могут выступать любые торговые компании без привязки их деятельности к торговым сетям.

Торговые нарушения

Ближе всего к возможности привлечения к административной ответственности находятся фирмы и ИП, на которых поступят жалобы в ФАС от их контрагентов. Антимонопольная служба обязана своевременно отреагировать на поступившую жалобу и провести по ней надлежащую проверку. В ходе проведения проверки составляется соответствующий протокол и, если выявляются признаки состава обозначенных правонарушений, то возбуждается административное дело.

Кроме того, хорошие отношения с контрагентами не гарантируют вам абсолютную защиту от внимания ФАС. Эта организация вправе по собственной инициативе проводить плановые проверки, в ходе которых происходит изъятие всей документации с последующим ее детальным анализом.

За что именно штрафуют?

Теперь огласим весь перечень предполагаемых правонарушений в сфере торговли. К таковым относятся:
— создание дискриминационных условий (препятствий в доступе на товарный рынок, в выходе из товарного рынка иным хозяйствующим субъектам, нарушение требований ценообразования). За это предусматривается штраф для юрлиц в размере 2-5 миллионов рублей;
— навязывание условий, запрещенных антимонопольным законодательством. Санкция аналогична предыдущей;
— осуществление оптовой торговли на базе соглашения о комиссии либо смешанного соглашения, предусматривающего существенные условия договора комиссии. Санкция — взыскание 1,5-4,5 миллионов рублей;
— непредоставление торговой сетью запрашиваемых контрагентом сведений об условиях отбора контрагентов для заключения соглашения о поставке продуктов питания, а также о существенных условиях такого соглашения. Штраф — 300-500 тысяч рублей;
— непредоставление поставщиком запрашиваемых контрагентом сведений об условиях отбора контрагентов для заключения соглашения о поставке продуктов питания, о существенных условиях такого соглашения, данных о качестве, безопасности поставляемых продуктов питания. Штраф — аналогичен предыдущему;
— включение в цену соглашения о поставке продуктов питания вознаграждения, выплачиваемого фирме, ИП, осуществляющим торговую деятельность, по поводу приобретения им у компании, ИП, осуществляющих поставки продуктов питания, определенной партии продуктов питания в размерах, превышающих 10-процентную ставку от цены приобретенных продуктов питания, или выплата такого вознаграждения по поводу приобретения фирмой, ИП, осуществляющими торговую деятельность, определенных видов социально значимых товаров продовольствия, указанных в правительственном перечне. Штраф — 1-5 миллионов рублей;
— включение в цену соглашения о поставке продуктов питания иных видов вознаграждения за выполнение фирмой, ИП, осуществляющими торговую деятельность, обычных условий подобного соглашения и (или) его изменение. Исключение — вознаграждение, выплачиваемое компаниям, ИП, осуществляющим торговую деятельность, по поводу приобретения им у фирм, ИП, осуществляющих поставки продуктов питания, определенного количества продуктов питания. Штраф аналогичен предыдущему;
— установление в соглашении о поставке продуктов питания периодов оплаты такой продукции, превышающих установленные федеральным законом сроки. Штраф — аналогичен предыдущему;
— установление в соглашении о поставке продуктов питания запрета на перемену лиц в обязательствах по такому соглашению путем уступки требований или установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение упомянутого запрета сторонами соглашения. Штраф — аналогичен предыдущему;
— включение в соглашение о поставке продуктов питания условий о совершении фирмами, ИП, осуществляющими торговую деятельность, в отношении поставленных продуктов питания определенных действий, об оказании услуг по продвижению (рекламированию, маркетингу) продукции, подобных услуг, совершение иных действий, влияющих на рост показателей оборота товаров продовольствия. Штраф — аналогичен предыдущему;
— понуждение к заключению соглашения об оказании услуг возмездного характера, направленных на продвижение товаров продовольствия (совершение каких-либо действий, влияющих на рост показателей оборота товаров продовольствия), при заключении соглашения о поставке таких товаров. Штраф — 3-5 миллионов рублей.

Таким образом, перечень административных нарушений в сфере торговли строго ограничен нормами КРФоАП. Такие нормы не подлежат расширительному толкованию, а потому применяться к неограниченному кругу хозяйствующих субъектов они не могут.

Стоит также отметить, что административной ответственности подлежит не только сама виновная организация, но и ее руководитель. В каждом из вышеперечисленных правонарушений предусмотрена также мера ответственности для должностных лиц. Ее применение зависит от того, имеется ли в совершенном правонарушении вина руководителя.

Кроме того, еще одним юридическим последствием таких правонарушений будет выступать не включение произведенных расходов при расчете налоговой базы. И это вполне логично и правомерно, так как учитываемые в налоговой базе организации издержки должны быть не только документально подтверждены, но и экономически обоснованы. А создание неблагоприятных экономических условий для контрагентов явно не относится к экономическому обоснованию произведенных расходов.

Рекомендации от юристов: неукоснительно соблюдайте требования антимонопольного законодательства и Закона о торговле. И тогда санкции ФАС будут для вас не страшны.

ur-pro.ru

Новости для предпринимателей — 2018

Изменения в законодательстве: что ждет бизнес с 1 июня 2018 года

background:white»> Второе полугодие 2018 года начнется для многих предпринимателей с нововведений. К некоторым из них, как например, к онлайн-кассам и чек-листам для проверки ГИТ, многие успели подготовиться. Но есть и другие изменения, о которых следует знать.

С 1 августа 2018 года начнет работать сервис ФНС «Прозрачный бизнес»

ФНС обещает в конце лета запустить сервис проверки контрагентов «Прозрачный бизнес», предоставляющий важную информацию о юридических лицах. Сведения, которые налоговики планируют выложить в открытый доступ, не составляют налоговую тайну.

Изначально была информация о том, что сервис заработает 1 июня 2018 года. Но ближе к этой дате стало известно об очередном переносе запуска сервиса. «Прозрачный бизнес» раскроет набор данных, включающий сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, и мерах ответственности за их совершение, при неуплате штрафа в срок до 1 мая 2018.

Налоговики обещают, что с помощью онлайн-сервиса убедиться в добросовестности партнера можно будет за считанные секунды, а главное — проявить должную осмотрительность при выборе контрагента. «Также, благодаря электронному сервису, каждый владелец бизнеса получает объективную картину того, как выглядит его собственный бизнес в глазах контрагента», — сообщается на сайте ФНС.

Сервис «Прозрачный бизнес» включает следующие сведения о контрагентах:

  • наименование организации, ИНН;
  • наименование, сумма недоимки, сумма задолженности по пеням, сумма задолженности по штрафам;
  • сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них с указанием общего размера штрафа;
  • наименование специального налогового режима, применяемого организацией;
  • сведения о том, что организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС;
  • наименование и сумма, уплаченная организацией в календарном году по каждому налогу и сбору, по страховым взносам, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС.

Подробнее о том, как проверить контрагента бесплатно с помощью различных сервисов, читайте в статье Поиск контрагентов и проверка их благонадежности.

С 12 июня 2018 года можно не вносить в трудовые договоры нормы выдачи работникам мыла

Вступает в силу Приказ Минтруда РФ от 23.11.2017 № 805н, который вносит изменения в порядок обеспечения работников смывающими или обезвреживающими средствами.

Согласно поправкам, нормы выдачи смывающих или обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя. До сведения работника они доводятся в письменной или электронной форме способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.

С 1 июля 2018 года увеличится число организаций, которые обязаны применять ККТ

Изменения коснутся тех, кто:

  • осуществляет торговлю через торговые автоматы;
  • оказывает услуги населению (при условии выдачи бланков строгой отчетности);
  • применяет ЕНВД (при условии выдачи по требованию клиента товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег).

До 1 июля 2019 года дали отсрочку на применение ККТ организациям, которые:

  • выполняют работы или оказывают услуги населению и при этом выдает бланки строгой отчетности (исключение — общественное питание);
  • применяют ЕНВД и выписывают товарный чек, квитанцию или другой документ о приеме денег. В их число не входят организации на ЕНВД, осуществляющие деятельность по направлениям «розничная торговля» или «услуги общественного питания».

31 мая для малого и среднего бизнеса пройдет II Специальная Контур.Конференция «Переход на онлайн-кассы, ЕГАИС и Меркурий для розничной торговли и общепита». На ней выступят ведущие эксперты отрасли и представители ФНС. Чтобы попасть на мероприятие, задать вопросы спикерам и получить консультации, оформите бесплатный билет.

Выполняйте требования 54-ФЗ с помощью Контур.ОФД

  • Передача фискальных данных в ФНС
  • Мониторинг и анализ выручки
  • Отправка электронных чеков

Отправить заявку

С 1 июля 2018 года каждый этап жизненного цикла и перемещения продуктов животного происхождения будет фиксироваться в ФГИС «Меркурий»

Согласно ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 243, все компании, участвующие в обороте товаров животного происхождения, должны перейти на электронную ветеринарную сертификацию через федеральную государственную информационную систему «Меркурий». Речь идет о производителях и дистрибьюторах товаров, поднадзорных Госветконтролю — мясокомбинатах, птицефабриках, молочных заводах, производителях морепродуктов, а также логистических центрах, торговых сетях и розничных магазинах.

Создавайте и получайте ветеринарные сопроводительные документы прямо из 1С.

С 1 июля 2018 года по отношению ко всем работодателям ГИТ начинает применять чек-листы

Приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 утвердил формы чек-листов для проверки ГИТ, которые с 1 июля будут распространяться на всех работодателей.

Проверочный лист в виде таблицы из трех граф включает: вопросы, отражающие содержание обязательных требований, реквизиты нормативных правовых актов, а также ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов (эта графа заполняется инспектором в процессе проверки).

Ознакомиться со всеми чек-листами Роструда можно в статье Проверочные листы: чего работодателям ждать от ГИТ.

Рассчитывайте зарплату, начисляйте больничные и отпускные через интернет

С 1 июля 2018 года некоторые работодатели будут платить зарплату по новым правилам

Под новые требования Федерального закона от 01.05.2017 № 88-ФЗ попадают государственные и муниципальные организации, учреждения, внебюджетные фонды. С 1 июля 2018 года эти организации не смогут направлять деньги сотрудников на платежные карты систем VISA и MasterCard. Они обязаны будут осуществлять выплаты только на пластиковые карты национальной платежной системы «Мир».

Следовательно, до 1 июля организации и учреждения, которых затронут эти нововведения, должны успеть заключить соглашения с банками, выпускающими карты «Мир», о перечислении денег в рамках зарплатного проекта. При этом за работодателями остается право выбора кредитного учреждения.

С 1 июня 2018 года налоговики смогут списывать долги по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам с банковских счетов в драгоценных металлах

Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 № 343-ФЗ, который вносит поправки в ст. 46 НК РФ, взыскание налоговой задолженности со счетов организаций и ИП может быть произведено в драгоценных металлах, если для погашения долга недостаточно средств на рублевых и валютных счетах.

Уточняется, что взыскание налога со счетов в драгоценных металлах производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. Стоимость драгметаллов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком на дату продажи драгоценных металлов. Расходы, связанные с продажей драгоценных металлов, осуществляются за счет налогоплательщика.

С 31 июля 2018 года упрощается оплата административных штрафов

Теперь не придется искать реквизиты для уплаты штрафа, так как к протоколам об административном нарушении, которые передают в суд, налоговики будут прикладывать реквизиты платежек. Благодаря нововведению будут минимизированы риски по допущению неточности в платежке (Федеральный закон от 29.07.2017 № 264-ФЗ).

5 поводов участвовать в Контур.Конференции «Переход на онлайн-кассы, ЕГАИС и Меркурий для розничной торговли и общепита»

На конференции вы сможете:

  1. Разобраться в теме и получить понятные инструкции, как действовать, от экспертов и сотрудников ФНС
  • Нужна ли вам онлайн-касса, требования Закона 54-ФЗ, штрафы
  • Как правильно подобрать, установить и зарегистрировать онлайн-кассу
  • Как уменьшить затраты на покупку кассы, оформление налогового вычета
  • Как предприятиям торговли и общепита подключиться к ФГИС «Меркурий» до июля 2018 года
  • Как формат 3.0 изменит учет маркированной продукции в ЕГАИС
  1. Получить ответы на вопросы

Участники могут задавать вопросы спикерам с помощью мобильного приложения и получить консультации экспертов в выставочной экспозиции

  1. Познакомиться с онлайн-кассами и сервисами для работы с ЕГАИС 3.0 и ФГИС «Меркурий»

Протестируете кассовую технику нового образца, узнаете плюсы и минусы разных моделей и поймете, какая касса лучшего всего подойдет вашему бизнесу. Подберете необходимые сервисы для работы с ЕГАИС 3.0 и ФГИС «Меркурий».

  1. Быстро подключиться к ЕГАИС 3.0 и ФГИС «Меркурий»

Более 1000 участников соберутся в центре Москвы, чтобы подготовить свой бизнес к новым требованиям закона и узнать, как уменьшить затраты на покупку онлайн-касс, а также быстро подключиться к ЕГАИС 3.0 и ФГИС «Меркурий».

  1. Принять участие в розыгрыше онлайн-кассы и других полезных призов

Слушатели конференции принимают участие в розыгрыше призов от организатора и партнеров. Среди них комплект онлайн-кассы, кофеварка, увлажнитель воздуха и другие полезные для работы призы.

II Специальная Контур.Конференция «Переход на онлайн-кассы, ЕГАИС и Меркурий для розничной торговли и общепита». Москва, 31 мая 2018 года

kontur.ru

admin